Найти в Дзене

Пётр Леонов: огонь на фарфоре, или как художник из кубанской станицы стал королём советского ар-деко

Любите антиквариат? Подписывайтесь на Telegram-канал «Раритет: Искусство и Антиквариат!» – здесь только редкие предметы, экспертные оценки и лучшие аукционные находки! Вам когда-нибудь приходилось задумываться, почему с некоторых чашек, тарелок или сервизов веет невероятной радостью и внутренней мощью — так, что даже чай в них становится бодрящим, а будничные ритуалы приобретают оттенок праздника? Среди фарфоровых фантазий XX века один художник превращал керамику в эпос — его звали Пётр Васильевич Леонов. Если бы время и пространство поддавались алхимии взглядов, можно было бы увидеть, как в затишье советского быта вдруг разгорается огонь художественного новаторства. Пётр Леонов — не просто художник и не только главный фарфорист Дулёвского завода на протяжении сорока лет. Он был огнём, объединившим традицию и революцию, страсть и расчёт, народную промысловую силу и магию европейских авангардов. Парадокс: имя Леонова в 1930–1960-х гг. было на слуху едва ли не у каждого домохозяина стр
Оглавление
Чайник из сервиза "Жар-птица"
Чайник из сервиза "Жар-птица"

Любите антиквариат? Подписывайтесь на Telegram-канал «Раритет: Искусство и Антиквариат!» – здесь только редкие предметы, экспертные оценки и лучшие аукционные находки!

Вам когда-нибудь приходилось задумываться, почему с некоторых чашек, тарелок или сервизов веет невероятной радостью и внутренней мощью — так, что даже чай в них становится бодрящим, а будничные ритуалы приобретают оттенок праздника? Среди фарфоровых фантазий XX века один художник превращал керамику в эпос — его звали Пётр Васильевич Леонов.

Петр Васильевич Леонов
Петр Васильевич Леонов

Замочная скважина в другой мир: портрет художника вне времени

Если бы время и пространство поддавались алхимии взглядов, можно было бы увидеть, как в затишье советского быта вдруг разгорается огонь художественного новаторства. Пётр Леонов — не просто художник и не только главный фарфорист Дулёвского завода на протяжении сорока лет. Он был огнём, объединившим традицию и революцию, страсть и расчёт, народную промысловую силу и магию европейских авангардов.

П.В Леонов, Чашка ¢ блюдцем (форма. Hawano 1930-х г. Фарфор; надглазурная роспись
П.В Леонов, Чашка ¢ блюдцем (форма. Hawano 1930-х г. Фарфор; надглазурная роспись

Парадокс: имя Леонова в 1930–1960-х гг. было на слуху едва ли не у каждого домохозяина страны, но сегодня — это имя из воспоминаний, из золотых отливов коллекционных витрин. А его фарфор — это застывшая музыка эпохи, желание жить ярко, даже когда за окном грозовые тучи истории.

Ваза "Пчелки"
Ваза "Пчелки"

Обещание: Пройдя путь истории Леонова, вы не только узнаете, как рождается шедевр на белых стенках чашки, но и поймёте, как хрупкая вещь может стать катализатором настроения целой страны.

П.В Леонов (автор эскиза росписи). Сервиз «Братишки», или «Морской». Форма «С-1» E. Штрилер. 1933 г. Фарфор; надглазурная роспись
П.В Леонов (автор эскиза росписи). Сервиз «Братишки», или «Морской». Форма «С-1» E. Штрилер. 1933 г. Фарфор; надглазурная роспись

Магическая мастерская: как рождается стиль

Представьте: кубанское детство на грани империи и революции, взрыв цвета в казачьих хатах, небеса и степи до горизонта. В этой волшебной палитре вырос маленький Петя, впитывая архитектуру, фольклор, запахи красок и песен. Уже в восемь лет будущий художник занимался у братьев Мова — приверженцев академической школы живописи. Первая встреча с большевистской революцией запомнилась не лозунгами, а чистотой и силой красного цвета: "День был серый, ненастный, и этот красный цвет меня поразил своей чистотой и силой", — вспоминал Леонов.

Сервиз "Мелккий горошек в желтом"
Сервиз "Мелккий горошек в желтом"

Школа на юге, затем — погружение в художественно-архитектурные основы Краснодара, рекомендации мэтров, и вот — Москва. Здесь Леонов окунается в бурю промышленного дизайна: текстиль, платки, оформление тканей для Китая. Его воображение питается и народом, и фабриками, западными веяниями и колористикой кубанских нарядов. Вся эта смесь — не случайная, а уже по-художнически выверенная алхимия, которой он через год бросит вызов дулёвскому фарфору.

П.В Леонов (автор эскиза росписи) Чайник из сервиза «Раскидные цветы на зеленом фоне», Форма чайника «C-1» Е. Штрикер. 1937 г. Фарфор, надглазурные крытье и роспись. П.В Леонов (автор эскиза роепиги). Чайник из Сервиза «Цветы», Форма «С-1» Е. Штрикер. 1937 г. Фарфор; наделазурная роспись.
П.В Леонов (автор эскиза росписи) Чайник из сервиза «Раскидные цветы на зеленом фоне», Форма чайника «C-1» Е. Штрикер. 1937 г. Фарфор, надглазурные крытье и роспись. П.В Леонов (автор эскиза роепиги). Чайник из Сервиза «Цветы», Форма «С-1» Е. Штрикер. 1937 г. Фарфор; наделазурная роспись.

Взрыв на фарфоре: Леонов против традиции

Молодой, подвижный, с горящими глазами человек неожиданно становится главным художником завода, где царствуют старообрядческие мастера, и детище Кузнецова десятилетиями выпускает "правильную", привычную посуду. Каково ворваться в устоявшийся мир — в кожанке, с дерзким темпераментом, чтобы не подчиняться, а перевернуть игру?

П.В Леонов (автор эскиза росписи). Предметы из cepвиза «Раскидиме цветы в желтом крытье», 1937 г. Форма чайника «С-1>
П.В Леонов (автор эскиза росписи). Предметы из cepвиза «Раскидиме цветы в желтом крытье», 1937 г. Форма чайника «С-1>

Леонов не гонится за агитацией. Его фарфор — это не лозунг, а праздник. Он изгоняет сюжетность, останавливает внимание на чистом цвете, свежем очерке, броской композиции. Он отправляет свои эскизы мастерам — ещё не расписывает сам, но уже диктует вдохновенный тон. Так рождается современный стиль дулёвской керамики: геометризм всей формы, плавность линий, острые оттенки, фаустовская жажда нового.

П.В Леонов (автор эскиза росписи). Кофейник 6 храсном крытье. Форма. "Мокко" Е, Штрикер. 1936 Фарфор, надлазурные крытье и роспись. П.В Леонов (автор зомеа росписи). Сахарница us сербила «Золотля чешуя». Форма «С-1» Е. Штрикер. 1940 г. ‘Фарфор; роспись золотом П.В Леонов (автор эскиза росписи). Сервиз "Москвичка" (красный вариант). Форма «С-1» Е Штрижер. 1934 г. «Синий горох на красном фоне». форма «С-1» Е. Штрикер. 134 2. Фарфор; надглазурные крывтье и роспись. П.В Леонов (автор эскиза росписи). Чайник и сервиза «Золотые листики». Форма "С-1" Е. Штрикер. 1934 г.
П.В Леонов (автор эскиза росписи). Кофейник 6 храсном крытье. Форма. "Мокко" Е, Штрикер. 1936 Фарфор, надлазурные крытье и роспись. П.В Леонов (автор зомеа росписи). Сахарница us сербила «Золотля чешуя». Форма «С-1» Е. Штрикер. 1940 г. ‘Фарфор; роспись золотом П.В Леонов (автор эскиза росписи). Сервиз "Москвичка" (красный вариант). Форма «С-1» Е Штрижер. 1934 г. «Синий горох на красном фоне». форма «С-1» Е. Штрикер. 134 2. Фарфор; надглазурные крывтье и роспись. П.В Леонов (автор эскиза росписи). Чайник и сервиза «Золотые листики». Форма "С-1" Е. Штрикер. 1934 г.

Ткань, орнамент и Европа: Лабиринты ар-деко

Фарфор Леонова — прежде всего искусная ткань. Недаром его ранние росчерки и эскизы называют "ситцевыми": на неглазурованной белой плоскости цветов, как на летнем платье в горошек или букетах, плывёт ощущение жизни и радости. За этим — академичная выучка, знание текстиля, и, главное, мгновенное попадание в европейский контекст.

П.В Леонов (автор эскиза pocnucu). Предметы из сервиза «Боярский». Форма «С-1» E, Штрикер. 1951 г. Фарфор; надглаурная роспись позолота, цировка. ПВ Леонов (автор эскиза росписи). Чайник us сервиза «Ромашки», Форма "С-1" Е, Штрихер. 1937 г.. Фарфор; nade с прочисткой и c ручной доршс 118. Леонов (абтор эскиза росписи). Сервиз "Луг". Форма «С-1» Е, Штрикер. 1936 г. Фарфор: надглизурная роспись, позолота; цировка.
П.В Леонов (автор эскиза pocnucu). Предметы из сервиза «Боярский». Форма «С-1» E, Штрикер. 1951 г. Фарфор; надглаурная роспись позолота, цировка. ПВ Леонов (автор эскиза росписи). Чайник us сервиза «Ромашки», Форма "С-1" Е, Штрихер. 1937 г.. Фарфор; nade с прочисткой и c ручной доршс 118. Леонов (абтор эскиза росписи). Сервиз "Луг". Форма «С-1» Е, Штрикер. 1936 г. Фарфор: надглизурная роспись, позолота; цировка.

Леонов буквально открывает фарфор для стиля ар-деко: геометрия, контраст, аппликация цвета, синтез классики и индустриального будущего. Удивителен его дар вбирать новое — кубизм, фовизм, супрематизм, работу Кандинского, Малевича, даже театральные постановки Татлина. Его керамика — не просто подражание, а органичное продолжение лучших европейских поисков.

П.В Леонов (автор эскиза росписи). Сервиз «Голубая сетка», Форма "С-1" Е. Штрикер. 1933— 1935 г. Фарфор; сетка». Форма «С-1» Е. Штрикер. 1935 г.. Фарфор; поделазурная poсписи ‘no трафарету П.В Леонов (атор эскиза росписи), Чайник us Сервиза «Халат», Форма "С-1" Штрикер. 1936 2. Фарфор, надглазурная роспись, П.В Леонов (автор эскиза росписи). Курительный прибор. Автор формы Е. Штрикер. Надглазурная роспись.
П.В Леонов (автор эскиза росписи). Сервиз «Голубая сетка», Форма "С-1" Е. Штрикер. 1933— 1935 г. Фарфор; сетка». Форма «С-1» Е. Штрикер. 1935 г.. Фарфор; поделазурная poсписи ‘no трафарету П.В Леонов (атор эскиза росписи), Чайник us Сервиза «Халат», Форма "С-1" Штрикер. 1936 2. Фарфор, надглазурная роспись, П.В Леонов (автор эскиза росписи). Курительный прибор. Автор формы Е. Штрикер. Надглазурная роспись.

На заводе появляются венгерские дизайнеры, такие как Ева Штрикер, ученики авангардистов-скульпторов — и именно эти коллаборации становятся катализатором: формы теперь сферичны, линии текут, орнамент вырос прямо из золотого века французского текстиля. Посудите сами: в каждом наборе — будь то "Москвичка" с мелкими горошинками или "Парижанка" с полосками — живёт одновременно Москва 1930-х и страсть Парижа Поля Пуаре.

Модерн в фарфоре: своя эстетика времени

Парадоксально, но именно декоративность —, не содержание, не сюжет — приносит Леонову славу и очередь в отделах ГУМа. Он ловит дух времени, когда эстетика становится языком борьбы: яркие краски, контрасты, орнаменты, словно разлетающийся по тканям мотив весны. Вдохновляясь Кузнецовым, Кустодиевым, мотивами платков и подносов, он творит мировое, не теряя корней.

П.В Леонов (автор эскиза росписи). Чайный Сервиз «Орнамент 6 "желтом крытьек Форма «С-1» Е. Штрикер. 1935 2. Фарфор: мадглазурная роспись. ПВ.Аеоной (автор эскиза росписи). Тарелка «Цветок», 19512, Фарфор; поделазурная и наделазурная роспись, позолота, цировка. TLB, Аеоноб (автор эскиза росписи). Сервиз «Бохрокий», Форма «С-1» Е. Штрихер. 19511 Фарфор, надглазурная роспись, позолота, цировка. П.В Леонов (автор sexe ростки). Сахарници из кофейного Сервиза «тетьа- ‘memo «Сказка о рыбаке и рыбщь 19351. 'Автор формы «Moxa» Е. Штрикер (1934). Фарфор: надмзурные крытье и `роотись позолота, циробка, П.В Агонов (автор эскиза росписи). Тарелка м масленка «Орнамент». 1951 Фарфор: надемизурная роспись.
П.В Леонов (автор эскиза росписи). Чайный Сервиз «Орнамент 6 "желтом крытьек Форма «С-1» Е. Штрикер. 1935 2. Фарфор: мадглазурная роспись. ПВ.Аеоной (автор эскиза росписи). Тарелка «Цветок», 19512, Фарфор; поделазурная и наделазурная роспись, позолота, цировка. TLB, Аеоноб (автор эскиза росписи). Сервиз «Бохрокий», Форма «С-1» Е. Штрихер. 19511 Фарфор, надглазурная роспись, позолота, цировка. П.В Леонов (автор sexe ростки). Сахарници из кофейного Сервиза «тетьа- ‘memo «Сказка о рыбаке и рыбщь 19351. 'Автор формы «Moxa» Е. Штрикер (1934). Фарфор: надмзурные крытье и `роотись позолота, циробка, П.В Агонов (автор эскиза росписи). Тарелка м масленка «Орнамент». 1951 Фарфор: надемизурная роспись.

Посмотрите на его "Луг" или "Цветы": применены техники золочения и крытья, будто бы фарфор вдруг стал полотном для великой картины. Даже самые архитектурные приёмы — сетка чайника напоминает одновременно телебашню и кружевной чулок. А внутри — эмоциональная коктейль, что выливается в изделие, которое можно держать на ладони, и оно будет светиться незримым светом.

П.В Леонов (автор эскиза росписи). Столобый Сервиз «Сказка», 1951 2, ` Фарфор: подалазурная и надилаурная роспись nosoxoma, циродка. `ПА.Леонов (автор эскиза росписи). Сервиз «Белье цветы на кобальтовом фоне», Форма «С-1» Е. Штрихер 1936—1937 г. Фарфор; подглазурная роспись. П.В.Леонов (автор эокиза росписи). Basa «Нарядная», 1951 г. Фарфор: надрлахурная роспись, позолота
П.В Леонов (автор эскиза росписи). Столобый Сервиз «Сказка», 1951 2, ` Фарфор: подалазурная и надилаурная роспись nosoxoma, циродка. `ПА.Леонов (автор эскиза росписи). Сервиз «Белье цветы на кобальтовом фоне», Форма «С-1» Е. Штрихер 1936—1937 г. Фарфор; подглазурная роспись. П.В.Леонов (автор эокиза росписи). Basa «Нарядная», 1951 г. Фарфор: надрлахурная роспись, позолота

Дуэль Востока и Археологии

Леонов полон парадоксов. Архаика и Восток очаровывают его. В "Скифских" сервизах появляется тяжесть древнего золота, декоративность античной радости, а звери в его композициях сумрачны, но одухотворены. Один из самых удивительных "Посольских" сервисов создаётся для президента Рузвельта — история достойна романа: заказ на сотни предметов, синтез восточных и славянских мотивов, золото хохломы на форме современного искусства.

П.В. Леонов (автор эскиза росписи). Сервиз «Mauea выбирает жениха» 1936 2. Hadzaasypuas роспись. TLB.Acono6 (a6mop эскиза росписи). Сервиз «Серебреная лента». 1936 t. Форма «С-1» Е. Штрикер. Набилазурные крытье и рослись, серебрение, гравировка П.В. Леонов (абтор эскиза росписи). ‘Сливочних из Сервиза «Серебряный орнамент в зеленом крытье" 1936—1937 г. Форма «С-1» Е. Штрикер. Фарфор; надглазурные крытье и роспись, серебрение, гравировка. Pacnucan А. Нечаев.
П.В. Леонов (автор эскиза росписи). Сервиз «Mauea выбирает жениха» 1936 2. Hadzaasypuas роспись. TLB.Acono6 (a6mop эскиза росписи). Сервиз «Серебреная лента». 1936 t. Форма «С-1» Е. Штрикер. Набилазурные крытье и рослись, серебрение, гравировка П.В. Леонов (абтор эскиза росписи). ‘Сливочних из Сервиза «Серебряный орнамент в зеленом крытье" 1936—1937 г. Форма «С-1» Е. Штрикер. Фарфор; надглазурные крытье и роспись, серебрение, гравировка. Pacnucan А. Нечаев.

Сервизы к юбилеям, дипломаты, фарфоровые подарки для Мао Цзедуна и Шарля де Голля… Леонов лепит визуальную паутину, где советский фарфор становится входом в будущее страны, амбассадором "радостного" стиля.

П.В. Леонов (автор эскиза ростиси). Сервиз «Скифский». 1936 1. Форма «С-2> Е. Штрихер. Фарфор: надалазурная роспись серебрение. П.В. Леонов (абтор эскиза росписи). Сахарница 1 сербин «Золотые звездочки" 1939 г. Форма «C-1» Е Штрикер. Фарфор; роспись Золотом. П.В. Леонов (автор эскиза росписи золотом). Сервиз «Скифский" 1936 г. Авmop формы и росписи кобальтом А.Сотников.
П.В. Леонов (автор эскиза ростиси). Сервиз «Скифский». 1936 1. Форма «С-2> Е. Штрихер. Фарфор: надалазурная роспись серебрение. П.В. Леонов (абтор эскиза росписи). Сахарница 1 сербин «Золотые звездочки" 1939 г. Форма «C-1» Е Штрикер. Фарфор; роспись Золотом. П.В. Леонов (автор эскиза росписи золотом). Сервиз «Скифский" 1936 г. Авmop формы и росписи кобальтом А.Сотников.

Народ как источник — и вызов авангарду

Но всё-таки главная революция Леонова — возвращение к народной традиции. В его сервизах "Красавица", "Маша выбирает жениха", "Жар-птица" нет прямой иллюстрации текста. Это, скорее, та самая потерянная песня, что живёт вне книжных страниц — мотив, простота, круговое движение цветка или хоровода. Там и бытовая радость, и драйв декоративного эксперимента, и прямая, нерафинированная энергия.

-16

-17

Путь к Парижу: триумф и взросление

К 1937 году, накануне Всемирной выставки в Париже, Леонов готовит подборку работ, где его индивидуальный стиль достигает расцвета. "Красавица" — это уже не ситцевое, а зримое воплощение национального духа в космополитическом ар-деко. Гран-при, девять золотых медалей, из которых шесть — лично мастеру!

-18

Вот где встречаются Восток и Запад, фольклор и модерн, майолика и фарфор, жизненная радость и чёрный кобальт, многослойные мазки и золотой кант — и всё это танцует на белом теле керамического блюда.

Дальше — больше. После войны Леонов берёт курс на цветовой эксперимент, увеличивает насыщение, соединяет барочные принципы с декоративностью советского быта. "Золотой олень" — гимн победы, сервиз как песня счастливой эпохи.

-19

Сквозь зеркало: леоновский фарфор сегодня

Что осталось после Леонова?

Сочетание явного и тайного — это не просто посуда, а живое пространство памяти. Его квартира — мини-галерея советского модерна: разноцветные стены, супрематические картины, дымковские игрушки и фарфор, в каждой детали — тёплый отблеск жизни.

Сервиз "Жар-Птица" позолота. П.В. Леоновв (автор эскиза росписи). П.В. Леонов (автор эскиза росписи). Кофейних из сервиза «Мокхо», 1935 г
Сервиз "Жар-Птица" позолота. П.В. Леоновв (автор эскиза росписи). П.В. Леонов (автор эскиза росписи). Кофейних из сервиза «Мокхо», 1935 г

Его главный смысл: искусство — это синтез и дерзость, родство с эмоцией и верность корням. Леонов учит, что возможна радость в предмете, магия в быте, а истинная современность рождается там, где традиция встречается с мечтой о будущем.

-21

***

И вот теперь вопрос к вам — разве чашка, расписанная вдохновением, не способна на большее, чем быть просто чашкой?

-22

Какой предмет искусства когда-либо изменил ваш взгляд на мир? Какая простая вещь дала вам чувство праздника среди будней?

Пусть этот разговор продолжится — расскажите свою историю…

Антикварный фарфор на продажу – уникальные предметы XIX-XX веков. Подлинность гарантирована, доставка по всему миру.