Вот и еще один повод сходить в Центр оперного пения – опера « Джанни Скикки», которую послушать где-то еще в Москве на данный момент невозможно.
Опера коротенькая, одноактная, по замыслу композитора она – часть триптиха, в котором соседствует с операми «Плащ» и «Сестра Анджелика». В основе сюжета - случай, произошедший во Флоренции в 1299 году. Джанни Скикки – исторический персонаж, плут и мошенник, живший в эпоху Данте, провинциал, разбогатевший во Флоренции. Либретто написал Джакомо Форцано по мотивам ХХХ песни «Ада» из «Божественной комедии».
У Пуччини это - единственная комедийная опера, везде пишут, что создав ее, композитор как бы построил мостик между историческими музыкальными комическими традициями и современным ему временем, порой даже пишут, что «подытожил».
Возможно, комические оперы и закончились, однако буквально с первых тактов музыки «Джанни Скикки» я почувствовала что-то достаточно близкое. Для своего времени (1918г) опера слушается по музыке весьма нетривиально. Да, в ней есть несколько хитовых мелодичных арий, самая известная из которых «O mio babbino caro», однако музыкальное полотно в целом достаточно прогрессивно, как будто бы все движется в сторону музыки Рихарда Штрауса, но в большей степени, как я услышала – в сторону великой итальянской киномузыки середины прошлого века. Почему-то Феллини и его фильмы не выходили из головы весь вечер.
Так что « джанни Скикки» на меня не произвела впечатление закрывающегося занавеса, наоборот – мостик и в будущее, к комедиям на экране.
Немного о сюжете. Умирает богач Буозо, многочисленные родственники изображают неутешное горе, однако больше всего интересуются завещанием. Один из молодых родственников – Ринуччо (Михаил Новиков) находит документ, в котором сказано, что все наследство отписано монастырю. Ринуччо не особо интересует деньги. Все его помыслы лишь о Лауретте ( Татьяна Овчинникова), которая является дочерью известного мошенника Джанни Скикки (Константин Осипов). Именно к помощи Скикки решаются прибегнуть родственники Буозо.
Тот обтяпывает дело весьма успешно: притворяется Буозо, вызывает врача и умело имитирует голос покойного, затем с таким же успехом предстает пред нотариусом и свидетелями, чтобы написать новое завещание. Каждый из семьи перед этим сулил ему проценты и взятки от будущих отписанных в их пользу частей, однако Скикки перехитрил всех: от имени Буозо отписал все своему лучшему другу - Джанни Скикки! Лауретта и Ринуччо могут спокойно пожениться, девушка теперь - не бесприданница!
Настоящая опера-буффа, искрометная и веселая! Спектакль в ЦОП получился очень динамичным и ярким, хотя в нем и нет каких-то сногсшибательных декораций (повторю, сцена очень небольшая), однако даже части статичной конструкции из балок используются режиссером весьма остроумно. К примеру, к одной балке подвязывается рука «покойника», которой шевелят родственники.
Но главные визуальные впечатления исходят, конечно, от «семейки». Очень любопытные, забавные костюмы создала Ирина Сид, грим у родственничков тоже уморительный. Все отсылает к персонажам комедии делль арте и к эпохе, в которую происходит действо. К тому же каждый из родственников очень артистичен. Эта пестрая толпа все время суетится, сходится и расходится, у каждого при этом свой характер, свой набор движений, мимики, очень классные получились образы. Вокально они, конечно, тоже не бездействуют: кому-то достаются большие объемы текста, кому-то реплики в общем хоре, но слушается интересно!
Некоторых вокалистов уже видела и слышала в «Царской невесте», другие лица были новыми. Из тех, у кого объем вокальной партии был побольше, запомнилась Наталья Толстик ( Дзита, старуха, кузина Буозо). И образ яркий, и артистичность, и тембр подходящий героине.
Михаил Новиков – Ринуччо не особо впечатлил, а вот Лауретта – Татьяна Овчинникова снова молодец! В программке было написано, что она впервые исполняет эту партию, мне она понравилась и в партии Марфы в «ЦН», и тут. Знаменитая ария была исполнена очень достойно, хотя как будто бы девушка немного волновалась. Но это было даже мило. Снова обратила внимание на Данила Краснобаева, в этот раз он пел Нотариуса, отличный артист!
Отдельно хочется сказать про Константина Осипова, исполнителя главной партии. Поет просто превосходно! Очень понравился баритон! И внешне молодой человек хорош, мне кажется, очень яркий кандидат в похитители сердец опероманок.
А вот актерски – не смогла понять до конца в чем дело. То ли по задумке режиссера Скикки - это такой обладающий феноменальным спокойствием персонаж, то ли артист решил придерживаться тактики «не переиграть, а сосредоточиться на пении». Среди постоянно волнующейся группки масок, Скикки Осипова был прямо-таки очень стабильным, как утес!
Забавный момент про меня: я снова оказалась в четвертом-первом ряду, помню, покупала билет где-то в дороге и как-то отвлеклась от этой темы «обманного ряда» в ЦОП. Ну ничего, сидела вполне удобно, звук не подводил. Однако, в какой-то момент поняла, что слушаю оперу на итальянском языке без субтитров – и меня это совершенно не напрягает ( содержание либретто заблаговременно прочитала).
И только когда Лауретта пела свою знаменитую арию (в другом от меня конце сцены), я перевела на нее взгляд и увидела сверху строки с переводом.
Это сноска для тех, кто все же хочет читать перевод в ЦОПе – не покупайте билеты в 4-й (он же первый) ряд, и, видимо, крайние места 2-го ряда тоже для этого не подходят - очень неудобно будет читать субтитры.
В целом – спектакль легкий и жизнерадостный, очень приятный! Люди выходили из зала с репликами «Как же мало! Как же быстро все закончилось! Хотим еще»