Найти в Дзене
Театр Олега Табакова

Интервью Владимира Машкова военно-историческому журналу "Разведчик"

                                                                        Владимир Машков
Владимир Машков

Владимир Львович, прежде всего хотели поздравить вас с яркой премьерой (в канун 80‑летия Победы в  прокат вышел фильм о  защитниках Брестской крепости «В списках не значился» по повести Б. Васильева). Чем лично вас заинтересовала данная история?

Военные картины «А  зори здесь тихие», «Завтра была война», «Аты-баты, шли солдаты…», «Офицеры», которые мы все очень любим, сняты по произведениям Бориса Васильева. Так вышло, что первая экранизация повести «В списках не значился» («Я — русский солдат», 1995  год. — Прим. ред.) неизвестна широкой аудитории, хотя, на мой взгляд, это одна из самых сильных
книг о войне.

«В списках не значился» — поистине великое произведение. Вся повесть пропитана жизнью самого автора. И  мы очень точно и  внимательно воссоздали все обстоятельства этой тяжелой, но крайне важной для духа человека истории. Это лейтенантская проза. Ее главный герой только входит в  мир и  за  300 дней становится богом войны. Это тот самый Неизвестный Солдат, памятники которому сегодня стоят по всей стране. Он в списках
не значился, его нет. Но он есть, и он победил! Главную роль лейтенанта Плужникова играет артист Театра Олега Табакова Владислав Миллер.

В феврале этого года состоялась еще одна важная премьера: на сцене «Современника» поставлен спектакль «Позывной Тишина» —
невыдуманная история одного из участников специальной военной операции. По сути, это первый проект большой и прославленной труппы об острых и болезненных событиях сегодняшнего дня. Расскажите, как родилась идея данной постановки?

Не раз говорил, что сейчас — время документалистов. Я  часто встречаюсь с  бойцами, с ранеными в госпиталях. И всегда призываю их: «Ребята, у вас есть невероятный личный опыт. В таких пограничных ситуациях, в которых вы побывали, буквально между жизнью и смертью, открываются высшие смыслы человеческого бытия. Записывайте все, что помните. Здесь и сейчас вы можете передать свои воспоминания и чувства, рассказать правду жизни современникам и следующим поколениям».

В этой связи мне вспоминаются слова Константина Сергеевича Станиславского, который говорил: «Действительность может отразить только искусство большой правды, больших чувств и больших идей». Спектакль «Позывной Тишина» создавался в  рамках проекта «СВОи. Непридуманные истории», который поднял важнейшую для всех нас тему — необходимость откровенного разговора о специальной военной операции.

Спасибо Президентскому фонду культурных инициатив, при  поддержке которого был подготовлен этот спектакль, и, конечно, Министерству культуры РФ. Отдельная благодарность арт-кластеру «Таврида». Именно там создатели спектакля смогли пообщаться с участниками и ветеранами СВО и начать работу над постановкой. Это был очень интересный для  нас опыт. Олег Антонов, заведующий литературной частью Театра Табакова и  театра «Современник», и  Севастьян Смышников, артист Театра Олега Табакова, погрузились в историю ветерана СВО лейтенанта Артема Василюка. Общение с ним, его рассказы послужили основой спектакля «Позывной Тишина». Несколько дней его жизни вместили в  себя сложные и  трагические события: уход на спецоперацию, предательство близкого человека, тот самый бой и  главное в жизни решение: сдаться или бороться, выжить или  погибнуть! В конце этой исповеди у  зрителя останется один лишь вопрос: «А я бы так смог?»

В роли коммерсанта Ванюшина в спектакле "Наследники"
В роли коммерсанта Ванюшина в спектакле "Наследники"

Судя по отзывам, мне кажется, что у нас получилась очень искренняя, пронзительная и честная история о  настоящем человеке. Важно, что  нам удалось попасть в чувства людей, связанных с  темой СВО. На премьерные показы мы приглашали бойцов, участвовавших в спецоперации, членов их семей, военных корреспондентов. И все они отмечали глубину переживаний, искренность и подлинность истории, представленной на сцене. Кстати, это был первый совместный спектакль двух наших театров: поставил спектакль артист Театра Олега Табакова Севастьян Смышников, а главного героя сыграл артист «Современника» Николай Клямчук.

Есть ли у вас намерение продолжать работать по тематике СВО?
Поднимать тему СВО сегодня очень важно. Мы должны сами себе начать рассказывать, о чем это. Как очень точно сформулировал советский психолог Лев Выготский: «Искусство — это способ уравновешивания человека с миром в  самые ответственные и трудные моменты жизни». Патриотизм, любовь к  Родине, о  которых сегодня так много говорят в  отношении спецоперации, не появляются с рождения, их нужно воспитывать. В том числе на произведениях искусства, на реальных судьбах людей. И именно бойцы на фронте, а также фильмы и  спектакли, созданные с  их  участием, будут основой для этого. При  этом хочу подчеркнуть, что  любовь к Родине невозможно сыграть. И  это надо учитывать и  авторам при создании произведений, и  артистам при  выходе на  сцену. Зритель сразу все поймет. И  больше вам не поверит.

Продолжая тему патриотизма: Театр Олега Табакова первым в Москве установил на фасаде здания символ СВО — букву Z. Тем самым и вы, и коллектив театра открыто обозначили гражданскую позицию. Это идет вразрез с  встречающейся в  театральной и, шире, культурной среде нашей страны точкой зрения, что, мол, искусство вне политики. На ваш взгляд, оправданна ли подобная «нейтральность» в современных условиях?

Наш театр — единство индивидуальностей, и каждая индивидуальность поддержала мое решение. С этой буквы начинается одно простое слово: зеркало. В театре есть такое понятие, как «зеркало сцены», и эта буква Z,
как зеркало, — отражение нашей жизни. Либо мы в театре, на сцене отражаем действительность и живем со своей страной, ее победами и переживаниями, либо мы вне страны. Я вспоминаю, с чего начались все эти санкции, — первый удар ведь был по культуре. А что  это значит, отменить нашу культуру? Это отменить нас с  вами. Конкретно каждого из  нас. С  нашими языком, мыслями,
любовью. Отменить весь мир, в  котором мы живем.

И если мы не будем на передовой в борьбе с этим — то мы не нужны. Зачем тогда театр?

Зачем нужны все эти люди искусства, которым дано право говорить со сцены и которых слушают? Вернемся к  театральной жизни. Год назад вдобавок к  руководству «Табакеркой» вы возглавили «Современник». Как вам новый
опыт и каким видите будущее обоих театров? Театральное пространство нашей страны невозможно представить без истории этих двух творческих коллективов. Это два театра с богатейшими традициями и глубокими корнями.

Кадр из фильма «В списках не значился»
Кадр из фильма «В списках не значился»

Разными путями становления и развития, но  объединенные общей художественной идеей и, скажем так, эстетическими пристрастиями. В каждом придерживаются единого типа русского психологического театра, где
артист — это знаковая фигура, воплощение на  сцене жизни человеческого духа. На этих же принципах строились наша многолетняя личная дружба и  сотрудничество с  Галиной Борисовной Волчек и  Олегом Павловичем Табаковым.

Для  меня руководство великим «Современником» — это большая честь и огромная ответственность. Уверен, что  сотрудничество наших двух театров позволит обогатить репертуар, создать новые яркие проекты и, безусловно, расширит зрительскую аудиторию.

В роли Абрама Шварца в спектакле "Матросская Тишина"
В роли Абрама Шварца в спектакле "Матросская Тишина"

В конце 2023 года вас избрали председателем Союза театральных деятелей России — одной из старейших общественных организаций нашей страны, которая в следующем году отметит свое 150‑летие. Как готовитесь к юбилею?

Общество взаимного вспоможения русских артистов было основано почти 150 лет назад с благородной целью помогать нуждающимся коллегам. За  прошедшие годы оно несколько раз меняло свое название и устав, непрестанно развивалось. Сегодня Союз театральных деятелей России — это действительно всероссийская организация, которая включает в себя 80 региональных отделений. Все они активно участвуют не  только в развитии театральной жизни,
но и во многих общественно значимых проектах. И конечно, наш юбилей — 150‑летие Союза — мы планируем отметить всей страной: от Владивостока до Калининграда. Это будет большой праздник и для театров,
и для зрителей.

Рассчитываем, что к празднованию присоединятся и наши зарубежные друзья. Недавно СТД подписал меморандумы о сотрудничестве с коллегами из Армении, Белоруссии и  Киргизии. Кроме того, в  нашем Союзе действует Центр поддержки русского театра за рубежом, который ведет активную деятельность в  дружественных странах. Также в этом году возрождается Международная летняя театральная школа СТД РФ, к участию в которой мы приглашаем всех русскоговорящих профессиональных актеров.

Отделения СТД открылись и на освобожденных территориях. Как  продвигается процесс их интеграции в общее культурное пространство?

Считаю, что успешно. СТД уже присутствует в Донецкой и Луганской народных республиках. Многие театры и  региональные отделения Союза включили новые территории в  свои гастрольные туры, приглашают донецкие и луганские театры к себе, оказывают им посильную гуманитарную помощь.

В конце апреля Союз провел в Крыму образовательную лабораторию «Точка роста» для молодых артистов из местных театров и их коллег из ЛДНР, Белгородской, Ростовской и Брянской областей. В качестве педагогов выступили ведущие мастера сцены, опытные режиссеры и специалисты из столичных театральных вузов.

В  начале мая в  театральном центре «На Страстном» — основной сцене СТД РФ
в  Москве — свои постановки представили коллективы из  ДНР. В  частности, Донецкий республиканский академический молодежный театр показал спектакль «Левша», а Донецкий республиканский академический театр кукол — патриотический концерт «Под звуки канонады». Обе работы вошли в  «Золотой фонд театральных постановок России», недавно созданный СТД. Записали и телеверсии обоих выступлений. В общем, работа с коллегами из  новых территорий ведется активная и планов у нас очень много.

Профессии актера и  разведчика во  многом похожи: нужно уметь перевоплощаться, жить чужой жизнью… Не могли  бы поделиться с  читателями рецептом того, как правильно входить в образ и вживаться в роль?

Сложность работы артиста состоит в  том, что  ему приходится за  очень короткий срок не  просто вжиться в  новую для  него роль или профессию, а попытаться понять саму суть работы профессионала из любой сферы, будь то  летчик, врач, разведчик. Для меня всегда были важны такие исследования. По большому счету, в этом я вижу смысл своего существования, причем
не только на сцене, но и в жизни. Залогом успеха здесь, безусловно, является внимание — внимание к  деталям, мелочам. На  мой взгляд, это основа любой
профессии, не только артиста. Причем внимание — это то, что нужно постоянно развивать, оно не дается нам от природы.

Кроме того, нужно приучить себя к  постоянному обучению, познанию нового. И конечно же, не бояться ошибок. Есть такая замечательная фраза: успех — это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма. Поэтому главное в  жизни — не  терять энтузиазма и вдохновения. Ведь «вдохновение» в переводе с русского на русский означает «вдыхать новое». (Смеется.) А если
серьезно, считаю, что любознательность — важнейший инструмент для  саморазвития человека.

И наконец, важно развивать в себе, как учил великий русский физиолог Иван Павлов, «рефлекс цели». Для человека жизнь прекрасна, лишь когда он движется к конкретной, желательно труднодостижимой цели. Иначе жизнь попросту остановится либо потеряет всякий смысл.