Найти в Дзене

Геймификация в образовании: польза или вред?

«А мы успеваем и поиграть на занятиях», – улыбаясь, говорит одна из преподавателей ДГУ. Можно по-разному отнестись к этой фразе. Кто-то ужаснется: «Какие игры? Нужно относиться к учебе исключительно серьезно». А кто-то скажет: «Как здорово! Это ведь усвоение материала через игру. Почему в мое время так не учили?» На самом деле мнения по вопросу элементов геймификации в образовании расходятся. Давайте попробуем приоткрыть завесу этой тайны. В первую очередь стоит отметить, что геймификация не исключительно прерогатива образования: ее используют также в бизнесе, менеджменте и, конечно, в самой игровой индустрии. Важно помнить, что у каждого действия в образовательной сфере есть своя цель. Также и у игры. Основная цель геймификации – сделать процесс обучения более эффективным и интересным. Использовать игру на занятии только для того, чтобы поиграть – плохая идея. Игра в образовании нужна, чтобы пробудить интерес и замотивировать учащихся посредством системы наград, баллов или достижений.

«А мы успеваем и поиграть на занятиях», – улыбаясь, говорит одна из преподавателей ДГУ. Можно по-разному отнестись к этой фразе. Кто-то ужаснется: «Какие игры? Нужно относиться к учебе исключительно серьезно». А кто-то скажет: «Как здорово! Это ведь усвоение материала через игру. Почему в мое время так не учили?» На самом деле мнения по вопросу элементов геймификации в образовании расходятся. Давайте попробуем приоткрыть завесу этой тайны.

  • Не просто игры

В первую очередь стоит отметить, что геймификация не исключительно прерогатива образования: ее используют также в бизнесе, менеджменте и, конечно, в самой игровой индустрии.

Важно помнить, что у каждого действия в образовательной сфере есть своя цель. Также и у игры.

Основная цель геймификации – сделать процесс обучения более эффективным и интересным. Использовать игру на занятии только для того, чтобы поиграть – плохая идея. Игра в образовании нужна, чтобы пробудить интерес и замотивировать учащихся посредством системы наград, баллов или достижений.

«Игровые технологии позволяют создать непринужденную атмосферу на уроках, в которой ученики чувствуют себя более уверенно, могут свободно выражать свои мысли и активно участвовать в процессе обучения. Это особенно актуально для изучения языка, ведь игры помогают не только закрепить язык на практике, но и знакомят с культурой и традициями народа», – считает учитель русского языка Лицея № 51, выпускник ДГУ Салим Герейбеков.


Филолог, выпускница ДГУ Саният Эмирова считает, что геймификация имеет множество преимуществ: она повышает интерес к предмету, снижает страх ошибок и развивает креативное и стратегическое мышление.

«Важно помнить, что при внедрении геймификации в образовательный процесс необходимо учитывать возраст учеников и их интересы, а также сохранять баланс между игрой и серьёзной учёбой», – отмечает она.

  • В чем суть?

Геймификация – это не «просто поиграть». Помимо итогового результата, важен и сам процесс подготовки занятий с элементом игры. Что можно придумать для того, чтобы не просто завлечь учащихся, но и сделать эффективным изучение материала? Давайте разбираться.

Опытом работы в обучении групп с нами поделился заместитель директора по учебной работе Академии медицинского образования и инновационных технологий «XXI век» в Санкт-Петербурге, выпускник ДГУ Михаил Абасов.

«Один из элементов геймификации, используемый мною на практике, – распределение ролей. За участниками процесса обучения (любого формата) могут закрепляться роли: условно «хранитель времени», который следит за таймингом, – предупреждает, когда время подходит к концу; «хранитель правил» – следит за соблюдением всех условий игры и другие. Наделение полномочиями некоторых участников процесса позволяет сосредоточить их внимание не только на учебе (учащийся наделен некой властью и должен быть примером), но и на самой роли. То есть концентрация внимания становится лучше», – подчеркивает он.

  • Геймификация – это не «просто поиграть»

Самое простое, что можно сделать, чтобы разнообразить занятия, Самое простое, что можно сделать, чтобы разнообразить занятия, – провести конкурс.
Это довольно распространенный игровой сценарий.
Вы легко можете подогнать такой формат под любую образовательную дисциплину. Так, например, математики могут устроить конкурс на скоростное решение задач, филологи – соревнование по чтению стихотворений, а юристы – конкурс на лучшую речь для подзащитного. Идей тут масса, а мотивация учащихся довольно большая, так как в работу включается уже соревновательный момент.

  • Усложним занятие – сделаем симуляцию.

Симуляция – это игровой сценарий, который позволяет вжиться в роль эксперта / специалиста в той или иной области и решать задачи, с которыми он сталкивается в реальной деятельности.

Так, студенты педагогических специальностей могут вжиться в роль преподавателя и провести демоурок (или полноценное занятие). Юристы – смоделировать заседание суда по громкому или не очень делу. Учащиеся IT-специальностей могут настроиться на решение проблемы, возникшей с компьютерной сетью в крупном холдинге.

Такие сценарии – основной элемент геймификации, так как позволяют создать определенный фон, благодаря которому достигать цели и задачи гораздо увлекательнее. Такой подход улучшает вовлеченность, мотивацию и итоговую удовлетворенность игроков, а также позволяет участникам не терять интерес к процессу игры длительное время.

Михаил Абасов предлагает следующий вариант симуляции для учащихся юридических специальностей: облечь занятие в формат ролевой карточной игры.

«Можно раздать студентам роли госслужащих (чиновник, депутат, судья, прокурор и т. д.), и они должны будут разыграть процесс работы правовой системы. Так участники симуляции видят весь функционал всех ветвей правовой системы, могут услышать представителя другой стороны и, конечно, оттачивают навыки аргументации», – отмечает специалист.

-2

  • Что дает геймификация образованию?

Не побоюсь повториться, что геймификация — не просто игры. Наш эксперт Михаил Абасов приготовил примеры, которые наглядно объясняют, зачем в образовании используют геймификацию.

1. Повышение мотивации.

Игровые элементы (баллы, уровни, награды) стимулируют учащихся активнее участвовать в обучении.

Чувство прогресса и достижений делает процесс более привлекательным.

2. Увеличение вовлечённости.

Игровые механики (квесты, соревнования, интерактивные задания) делают обучение интереснее. Материал лучше усваивается и запоминается, так как ты его дополнительно проживаешь.

3. Критическое мышление.

Геймификация помогает тренировать его, а также навыки быстрого принятия решений, креативность и командную работу. Отдельно хочется отметить моментальную обратную связь, что позволяет человеку тут же оценить свой прогресс и успехи.

4. Легкая адаптация.

Разные игровые форматы (симуляции, викторины, ролевые игры) можно крутить и адаптировать под разную аудиторию и цели образования.

5. Уменьшение страха ошибок.

Игра сама по себе уменьшает страх перед ошибками, так как обучение воспринимается как развлечение.

В игровых условиях не страшно ошибиться так, как на
экзамене или при тестировании.

6. Постепенное усложнение заданий снижает уровень тревожности.

Ну и мое любимое (улыбается Михаил), азарт вовлекает глубже в обучение. Поэтому, если успехи не очень и ты проигрываешь, хочется попробовать ещё. Так качество и степень усвоения материала выше, чем при однократной лекции. Но такой метод подходит только для самостоятельных игровых продуктов (настольные игры или дистанционные курсы, так как ресурс преподавателей не бесконечен).

Квесты и образовательные игры делают усвоение знаний увлекательным процессом, превращая урок в настоящее приключение, где учащиеся могут решать головоломки и выполнять задания, развивая критическое мышление. Ролевые игры также играют значительную роль, поскольку они помогают ученикам развивать аналитические навыки.

«Использование игровых платформ, таких как Kahoot!, LearningApps и Minecraft: Education Edition, обеспечивает доступ к интерактивным и разнообразным методам обучения, что помогает поддерживать интерес учащихся к предметам. Награды и бейджи могут служить эффективным стимулом для учебной активности, поддерживая стремление к саморазвитию и поощряя достижения», – подчеркивает Саният Эмирова.

Сегодня педагог, работающий с молодежью, должен ставить перед собой определенную задачу: не просто передать знания, но и утолить некий «голод интересов» своих учеников.

«Надо стараться, чтобы учащийся приходил и уходил радостным, удовлетворённым и ждал звонка не с занятия, а на занятие. Поэтому я считаю, что в преподавание нужно внедрять игровые технологии. Ведь именно в игре мы возвращаемся в свою сущность, в свой мир и полностью раскрываем свои способности, при этом забывая чувства скованности, страха и нерешительности», – полагает Салим Герейбеков.

-3

Салим Герейбеков делится своей разработкой:

«Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают парные и групповые формы работы, так как в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения. При проведении следующей игры я делю класс на две группы. Эту игру можно проводить на любом этапе урока: введение нового материала, закрепление изученного и т. д. Я даю ученикам шарики с уже имеющимися начальными и конечными буквами (это одинаковые буквы).
Учащиеся должны вставить в середину буквы из слайда и составить слово. На шариках уже есть подсказки – пробелы (сколько пробелов, столько и букв должно быть). После составления слов группы меняются шариками, кто-нибудь из учеников читает получившиеся слова. Если встречаются незнакомые слова, ученики их выписывают в словарик.
Проводя такую игру, я достигаю нескольких целей: учащиеся работают в группах, что способствует развитию навыков сотрудничества и общения. Они учатся поддерживать друг друга и совместно решать задачи. Выписывание незнакомых слов в словарик помогает ученикам осознать пробелы в их знаниях и мотивирует их к дальнейшему изучению языка. Чтение собранных слов позволяет учащимся практиковать произношение и развивать навыки устной речи».

Елена Гончарова