Найти в Дзене
Паттерн с Маттерн

Шахматы в искусстве: Игра всерьез.

Рыцарь: Погоди минутку. Смерть: Вот, и все так говорят. Я не даю отсрочек.  Рыцарь: Ты ведь играешь в шахматы, правда?  В глазах у Смерти мелькает искра интереса.  Смерть: Откуда ты знаешь?  Рыцарь: Об этом поется в песнях, и картины я видел.  Смерть: В самом деле, я недурно играю.  Рыцарь: Да уж не лучше меня, наверно.  Рыцарь роется в большой черной сумке, которая лежит с ним рядом, вынимает оттуда шахматы. Осторожно раскладывает на песке доску и начинает расставлять фигуры. Итак, Рыцарь «видел картины», и знает, что Смерть - тоже шахматист.  А значит, можно попытаться выиграть жизнь, для себя или для других.  Партия началась… А где видел, кстати?  Дамы и господа, сегодня у нас -самые напряженные шахматные партии в истории искусства. И начнем мы с того изображения, которое должен был видеть благородный бесстрашный Рыцарь Седьмой печати.   Несмотря на тот факт, что с переходом Швеции в лютеранство стены в большинстве средневековых шведских храмов были побелены, своды церкви в Тёбю по

Рыцарь: Погоди минутку.

Смерть: Вот, и все так говорят. Я не даю отсрочек. 

Рыцарь: Ты ведь играешь в шахматы, правда? 

В глазах у Смерти мелькает искра интереса. 

Смерть: Откуда ты знаешь? 

Рыцарь: Об этом поется в песнях, и картины я видел. 

Смерть: В самом деле, я недурно играю. 

Рыцарь: Да уж не лучше меня, наверно. 

Рыцарь роется в большой черной сумке, которая лежит с ним рядом, вынимает оттуда шахматы. Осторожно раскладывает на песке доску и начинает расставлять фигуры.

(Ингмар Бергман, «Седьмая печать», 1957 год. В кадре играют в шахматы Макс фон Сюдов- Рыцарь Антониус  и Бенгт Экерут - Смерть).
(Ингмар Бергман, «Седьмая печать», 1957 год. В кадре играют в шахматы Макс фон Сюдов- Рыцарь Антониус и Бенгт Экерут - Смерть).

Итак, Рыцарь «видел картины», и знает, что Смерть - тоже шахматист. 

А значит, можно попытаться выиграть жизнь, для себя или для других. 

Партия началась…

А где видел, кстати? 

Дамы и господа, сегодня у нас -самые напряженные шахматные партии в истории искусства. И начнем мы с того изображения, которое должен был видеть благородный бесстрашный Рыцарь Седьмой печати.  

Альбертус Пиктор (собственно, «Альбертус Художник», настоящее имя Альберт Имменхаузен), «Смерть, играющая в шахматы». 1480 год. Фреска (темпера по влажной штукатурке). Церковь Тёбю, Тёбю (диоцез Стокгольма), Швеция.
Альбертус Пиктор (собственно, «Альбертус Художник», настоящее имя Альберт Имменхаузен), «Смерть, играющая в шахматы». 1480 год. Фреска (темпера по влажной штукатурке). Церковь Тёбю, Тёбю (диоцез Стокгольма), Швеция.

Несмотря на тот факт, что с переходом Швеции в лютеранство стены в большинстве средневековых шведских храмов были побелены, своды церкви в Тёбю по неизвестной причине были оставлены под фресками, поэтому они сохранились во всём своём великолепии. 

Фреска «Смерть, играющая в шахматы» непохожа на другие изображения в церкви, которые выполнены строго на основе библейских мотивов. Эта фреска является уникальной, неканоничной. На ней изображён скромно, но изящно одетый мужчина, который играет в шахматы со Смертью. Шахматная доска на фреске нестандартных размеров (7 на 5 клеток). Ход делает Смерть, её соперник растерянно прижимает левую руку к груди, а другой пытается ухватиться за доску. Фреска «Смерть, играющая в шахматы» изображает обоих игроков  по одну сторону доски; современному зрителю, без поправки на средневековую традицию изображения, это может ошибочно представляться как «Смерть подсказывает Рыцарю ход против зрителя» (была целая теория в защиту этого постулата). Роспись дополняется лентой над фигурами персонажей с выцветшим и уже нечитаемым текстом на шведском языке.

Изображения человека, играющего в шахматы с представителем тёмных сил, существовали в Средневековье как зрительное воплощение сложных моральных положений. Исследователи разделяют их на два основных типа:  игра человека против Смерти за свою жизнь. То, что заставляет задуматься о скоротечности земного существования (здесь у нас красной строкой мотив Плясок Смерти), и о том, что человек вскоре может быть наказан или вознаграждён после внезапной кончины за свои дела. Содержание картины в этом случае следует средневековым философским моралитэ о шахматах, представлявшим жизнь как шахматную игру. Францисканец Джон Уэльский пишет в конце XIII века: «Мир — как доска с белыми и черными полями, принимающая в себя людей, словно шахматные фигуры.»

Вторым смыслом предполагалось то, что шахматы также иллюстрировали различные роли в обществе, показывали в аллегорической форме, как важно было «играть свою роль». 

Кстати, сам художник, Альбертус Пиктор, стал одним из персонажей «Седьмой печати»: он разговаривает с оруженосцем рыцаря Антониуса Блока во время работы над стенной росписью церкви.

Церковь Тёбю. Роспись сводов.
Церковь Тёбю. Роспись сводов.

Довольно известной в свое время и практически забытой сейчас может считаться гравюра позднесредневекового эльзасского художника на ту же тему. 

Неизвестный художник из Эльзаса. «Смерть ставит мат королю»,XV век. Гравюра.
Неизвестный художник из Эльзаса. «Смерть ставит мат королю»,XV век. Гравюра.

Здесь основной сюжет абсолютно согласуется с уже неплохо знакомыми нам «Плясками Смерти» (отдельная авторская подборка на этом канале), а именно: для Смерти нет авторитетов и сословий. Гравюра наполнена людьми, которые столпились вокруг шахматного стола. За ним играют Король и Смерть. По расстановке видно, что Король, играющий белыми, проиграл Смерти. Черные фигуры зажали белого короля, и мат объявлен. Потрясенный монарх отвернулся от доски, пытаясь осознать, что сейчас произошло. В глазах  свиты - сочувствие и страх. Ангел с поднятыми песочными часами означает, что истекают последние минуты короля, поскольку партия завершилась не в его пользу.

Смерть явно довольна исходом битвы — видно, что она только что сделала последний победный ход. Что интересно, среди людей, стоящих рядом со Смертью, видны Епископ и Ферзь (Советник) — те самые фигуры, которые и поставили белому королю мат.

У меня для вас есть еще одно изображение подобной партии, гораздо более позднее. Полотно малоизвестного у нас художника, зато исход игры  - победа ! Другие времена, другое общество , эпоха Просвещения, непоколебимая вера в Разум и мощь человеческих устремлений. 

Реми-Фюрси Дескарсен, Портрет доктора де С., играющего в шахматы со Смертью 1793 год. Холст, масло. 135.5 × 105 см. Музей французской Революции, Визий, Франция.
Реми-Фюрси Дескарсен, Портрет доктора де С., играющего в шахматы со Смертью 1793 год. Холст, масло. 135.5 × 105 см. Музей французской Революции, Визий, Франция.

На полотне изображен интерьер одной из комнат дома, где только что завершилась шахматная партия. На переднем плане в домашнем халате сидит сам доктор в приподнятом настроении. Он радостно улыбается: только что он победил свою Смерть в честной схватке. Герой указывает на исход поединка — белый король зажат в углу красными фигурами. Причем именно Смерть сделала первый ход — белые фигуры принадлежат ей. На заднем плане изображена Смерть в полупрозрачной черной накидке, встающая из-за стола. Она явно обескуражена подобным исходом событий и уже приготовилась уходить. Ее растопыренные пальцы застыли над рукой доктора. Очевидно, что Смерть хотела забрать его с собой — но на этот раз она уйдет с пустыми руками. 

На стене комнаты написана картина в картине с античным мифическим сюжетом о смерти Эскулапа — легендарного врача, наказанного богами за то, что посмел воскрешать мертвых и излечивать смертельно больных . Создается контраст от двух похожих событий, но с разным исходом. 

Самому же живописцу повезло не так, как его герою, доктору С: если вглядитесь внимательнее, то поймете, что картина осталась незавершенной — видно, что руку доктора художник не успел дорисовать.  Дескарсен был казнен в том же, 1793 году, на гильотине, во время большого революционного террора, за свои монархические убеждения и попытку сопротивления якобинцам. 

Но хватит на сегодня партий со Смертью. Вернемся к Средневековью и его рыцарским романам, в которых бесконечно описываются шахматные партии. То шахматы становятся символом придворной культуры, её идеалов и ценностей, то - средством аристократического воспитания, а иногда и символом необузданных страстей и насилия. 

Вот как здесь. 

Миниатюра XV века к "Истории Рено де Монтобана".
Миниатюра XV века к "Истории Рено де Монтобана".

Рено де Монтобан (Рено Дордонский) убивает племянника Карла Великого, Бертуле, во время игры в шахматы. Рено выиграл, Бертуле обиделся и принялся оскорблять молодого графа, тот не стерпел - и нанес ему шахматной доской смертельный удар. Убийство, произошедшее на фоне шахматной партии, стало катализатором серьёзного конфликта, который впоследствии перерос в долгую борьбу между императором Карлом и его вассалами. 

Напоследок хочу показать вам очень эффектную и интересную картину начала XVI века. 

Лукас ван Лейден. Игра в шахматы. 1508 год. Дерево, масло. 27 × 35см Берлинская картинная галерея, Берлин, Германия.
Лукас ван Лейден. Игра в шахматы. 1508 год. Дерево, масло. 27 × 35см Берлинская картинная галерея, Берлин, Германия.

Эта работа написана одним из самых известных голландских мастеров эпохи Северного Ренессанса, Лукой из Лейдена. На момент создания картины, кстати, ему было всего 14 лет. 

Сюжет изображает игру в редкую разновидность шахмат — так называемые «курьерские»: они были популярны в Северной Европе в XVI—XVII веках наряду с традиционными, отличительные особенности - доска 8х12 и добавление новых фигур: епископ, шут, мудрец. Это единственное известное нам изображение подобной партии. 

За шахматной доской сошлись девушка и мужчина постарше. Он проигрывает партию и чешет себе затылок в затруднении. Вокруг толпятся зеваки, оживлённо беседующие между собой. Только один пожилой персонаж пристально следил за ходом всей партии и продолжает смотреть на доску. Основываясь на соотношении возрастов героев картины и их социальном положении, было выдвинуто предположение, что она изображает партию между женихом и невестой в присутствии её отца и родственников будущих супругов. Судя по одежде- это состоятельные горожане. Считается, что победитель игры станет главным в семье, отсюда напряжение игроков и нешуточная тревога. Все шансы - у невесты, похоже,ей и быть настоящей хозяйкой дома. И, вроде бы, все в шутку… или нет? 

Продолжение следует…