Имитация войны или переговоры под звуки разрывающихся снарядов – риски для Армении
22 июня президент США Дональд Трамп сообщил об «успешной бомбардировке» американскими ВВС трёх важнейших объектов иранской ядерной программы – в Фордо, Натанзе и Исфахане. Крупнейшие иранские заводы по обогащению урана, по его словам, были полностью уничтожены. Примечательно, что ни американская, ни израильская сторона так и не предоставили кадров объективного контроля, подтверждающих разрушение объектов. Радиационный фон в регионе стабилен – иначе об обратном сообщило бы МАГАТЭ. Более того, издание The Washington Post сообщило, что за два дня до ударов США по трём иранским ядерным объектам спутники зафиксировали на снимках «необычную активность грузовиков и транспортных средств» на объекте по обогащению топлива в Фордо.
Иными словами, скорее всего, Иран успел эвакуировать всё необходимое со своих ядерных объектов (но однозначных доказательств и этому нет). В ночь на 24 июня президент США Дональд Трамп заявил, что Израиль и Иран полностью согласовали полное и тотальное прекращение огня.
«В течение 12 часов, после чего война будет считаться завершённой!», – написал Трамп.
Согласитесь, странной получилась война – как её начало, так и её конец. Это, объективно, одна из тех войн, где все стороны могут заявить о своей победе – в зависимости от того, как вы понимаете это слово. Трамп заявит, что он более чем достоин Нобелевской премии мира; Израиль – что разрушил ядерную программу Ирана (хотя доказательств так и не предоставил); Иран – что, несмотря на объединённые усилия Израиля и США, ядерная программа не уничтожена (впрочем, весомых доказательств этого, кроме спутниковых снимков, нет), а также что иранский режим выстоял.
Остановка боевых действий с последующим выходом на сделку между США и Ираном даёт Вашингтону главное – возможность покинуть Ближний Восток в ситуации, когда формально безопасность их главного союзника, Израиля, обеспечена (якобы ядерная программа Ирана уничтожена). Это, в свою очередь, должно высвободить ресурсы США для сдерживания Китая.
В сухом остатке мы имеем ситуацию, при которой переговоры сторон проходили на фоне бомбардировок столиц – жестоких и бесчеловечных. Более того, перед глазами Никола Пашиняна развернулся геополитический сценарий, который может быть повторён: военное обострение с последующим выходом на «дипломатию», а точнее – на уступки, которые будут представлены как «победа».
То же самое уже происходило с нами в 2020 году. Однако конфликт Израиля и Ирана показал, что подобный сценарий можно повторить и в более масштабных «проектах».
Задумайтесь об этом...
Бениамин Матевосян, политолог