Это уже не первая попытка выпустить эту песню: она была написана еще в далеком 2019 году, и с тех пор пыталась увидеть свет уже дважды, но наверное только сейчас это будет успешная попытка. Наконец, удалось передать именно то настроение, которое изначально было в нее заложено.
«Живая» - песня о неизбежном расставании, об окончании отношений, которым уже нельзя помочь, и о спасительном разрыве, который несёт в себе много боли и сожалений, но вместе с тем - дарит свободу.
В ней есть неумолимая решительность женского отчаяния, пронзительная грусть, кричащая боль от прощания с тем, что уже нельзя спасти, и беспощадность уходящей любви. Никаких сомнений - только отчаянная решимость.
Эти шторма раскололи нас надвое. Я - не твоя. Я уже не жена твоя. Я - из прибоя, из песен и правды я. И - как никогда - Живая
История создания песни
«Живая» - одна из тех песен, которые выходят тяжело и с боем... Началась ее история с... истории. Истории Насти Ишимовой aka Uku-mom в инстаграме. Точнее, это было комбо: в тот же вечер накануне я прочитала в вк стихотворение Марии Янушкевич - «Ноябрь», образы из которого застряли у меня в голове. А потом я услышала в сториз музыкальный набросок Насти... И все сложилось. Я подобрала гармонию, и буквально за пару часов написала текст - ночью, когда весь дом уже спал...
Я думала о Насте, потому что знала что она в этот момент проживает сложный разрыв отношений, находясь в чужом ей городе Анапе, и я как-то очень живо представила себя на ее месте... И как будто прожила все это сама: вокруг все чужое, впереди - непонятное, а я - совсем одна в чужом доме, и мне очень страшно и больно, потому что мы приехали сюда вдвоем, и у нас были большие мечты и планы, которые теперь рухнули, и стало совсем непонятно, что будет дальше. Обрыдалась, пока писала...
В «Живой», хоть она и рвет душу, все-таки есть просвет - когда кончается одно - начинается другое, и вместе с болью разрыва приходит свобода от всего, что тяготило и тянуло тебя назад. И остается только один путь - вперед. Отступать некуда. И теперь только от тебя зависит, какой будет твоя жизнь дальше.
... Прошло два года. И я сама оказалась в той самой ситуации, о которой когда-то написала эту песню. Это было очень странное переживание: в тот момент я поняла, что мне уже не больно, потому что я как будто уже все это пережила - еще тогда, когда писала этот текст, заранее... И то, что происходит сейчас - это уже следующий этап, с которого начинается Жизнь. Другая. Новая. Лучшая. А я - уже не разбита: я как будто уже заново собрана и готова идти дальше...
Так вот иногда песни работают...
А вот и само стихотворение Марии Янушкевич «Ноябрь»:
холодные капли плюются тоской
вот с каждой буквально ветки.
с чего на душе подобный отстой?
а это просто ноябрь такой,
это снова ноябрь, детка.
подумаешь, месяц как месяц,
двенадцать их, не куролесь,
и в каждом возможно всё,
и в каждом есть и чудес, и небес,
и в каждом море, и в каждом лес,
но, черт побери, несет!
и ноет ноябрь, пробуждая внутри
такую бр-брр-вибррацию,
и не удается рацио
угомонить эти вихри: умри,
как всё умирает, бормочет ноябрь,
как всё умирает, кури и смотри,
заря догорает, и тонет корабль,
и всё умирает.
подумаешь, жизнь как жизнь,
и праздники в ней, и тризны,
и песни цикад, и пляски наяд,
надумываешь, нагнетаешь,
говорю себе, — вон даже снег растаял..
но ядом ноябрь, ноябрь.
мне не развидеть той мерзлой земли
и мерзости разложения,
и таяние — как тление,
и свистом в заложенном ухе: умри,
умри, как всё умирает.
привычно на взлет играю,
пытаюсь хотя бы размером унять,
но нет — даже ритма не удержать,
ноябрь диктует уверенно
загробную безразмерность свою,
когда разверзает под шаг полынью:
умри, умереть неумеренно,
умрешь, говорит.. как же перекричать,
когда заспазмило в гортани?
когда не подмога ни градус, ни танец,
ни тайна щебечущей живости,
которая взрезана вновь и опять
хохочущей мощью лживости?
но так, шаг за шагом, где в слезы, где в сон,
упорно и твердо я буду влачиться,
пока не услышу тот радостный стон,
то робкое свирь расхристанной птицы,
пока не взорвет безнадежный уже
на вене завязанный узел
зазубренный луч — и звонким драже
заскачут беспройгрышно в лузы
летящие солнечно зайчики,
и никак иначе, иначе — как?
пока не умрет, умрет, умрет,
умрет, как всё умирает,
ноябрь, сам ноябрь, нет, не переживет
меня, это я, сссука, переживу
его, он слабее меня, он конечен.
качучу спляшу, встрепенусь на плаву,
на славу тогда заживу, заживу,
и буду живая — жива, жива,
перемигнувшись с вечностью.
А вот наша с Настей Ишимовой live-версия, записанная еще в 2021 году на Бирже" в Питере:
Как мы пытались записать «Живую»
Вот есть такие песни: ты написал ее и понимаешь ее масштаб, понимаешь, что она должна быть какой-то особенной, вынимать душу, разбирать ее на части, складывать эти части в другом порядке, и укладывать на место... Но когда берешься делать - ничего не получается... Не то всё: звучит плоско, пошло и вообще ничего не передает...
Так, я сделала к «Живой» два подхода - в самом начале пути, в 19 и 20м году, еще в Грузии. Я тогда не понимала, как вообще устроен процесс записи песни, ничего не знала об аранжировках, сведении... Я думала, что мне достаточно просто прийти на студию с укулеле, сыграть там все что нужно, а звукорежиссер что-то такого нашаманит, и будет красота... Но почему-то так не сработало. Ни в первый, ни во второй раз. В первый раз получилась странная аранжировка с фортепиано, и таким жутким ревером, что кажется, что я пою эту песню, сидя в недостроенном тоннеле под Глдани))) Во второй раз было чуть лучше, но все равно - не то. Мы вставили в аранжировку тот самый набросок от Насти Ишимовой, вытащенный из инсты (можно представить себе качество этого звука))), вставили туда живую перкуссию, записанную в Брянске Георгием Ноябрьским, и отправленную мне через интернет... и получилось вроде похоже на правду, но итоговый микс звучал очень неестественнно, как будто натянуто: «Живая» получилась совершенно неживой... Я уже было отчаялась - мне казалось, я никогда не смогу передать эту песню так, как она звучала у меня в голове. Поэтому я выпустила ее как есть - пусть, думаю, хоть как-нибудь она уже уйдет в мир... Она ушла, но не отпустила.
И вот, спустя еще пару лет, я узнаю от Тани Пушкиной, что она открывает свой гусельный клуб, и одна из песен, которую она берет на разбор - это моя «Живая». Когда я послушала Танину гусельную аранжировку, я поняла, что гусли - это именно то, что нужно: я всегда слышала в этой песне море, а глиссандо на гуслях - это настоящая морская волна. Настолько настоящая, насколько волну можно вообще передать через музыку.
А потом мы познакомились с Наташей Карпенко, и как-то раз сыграли «Живую» вдвоём - на укулеле и флейте. И когда я переслушала запись этого выступления, я поняла, что вот она - та самая пронзительная мелодия, в которой боль смешана с отчаянной решимостью, та самая мелодия, которая заставляет весь мир сжиматься в нервный узел в районе солнечного сплетения, а с последней ноткой флейты эта боль уносится из тебя прочь - куда-то в море, и растворяется в волнах...
От комбинации флейты и гуслей у меня лично по коже бегают огромные мурахи, а брутальная Юрина перкуссия и Ромин бас не дают улететь с утеса в море вслед за флейтой, прочно удерживая тебя на земле. Потому что здесь - твое место, и здесь - твоя новая жизнь, которую ты отправишься жить с последней нотой флейты.
Слушать на всех площадках: https://band.link/jivaya
Над песней работами:
Лена Лири - текст, вокал, музыка
Георгий Ноябрьский - перкуссия
Natalia Karpenko - флейта
Татьяна Пушкина - гусли
Роман Невелев - бас
Роман Моторов, Игорь Тимофеев (студия «Аквариум», С.-Пб.) - запись
Константин Изотов - сведение, мастеринг
Марина Гурьева - обложка
Мария Янушкевич - вдохновение, образы
Связаться с нами:
ВКонтакте: https://vk.com/birzha_official
Телеграм: https://t.me/stsorperi
BandLink: https://band.link/birzha