Найти в Дзене
Наум, приди!

Как в Третьяковке «обкусали» «Страну Кустодию»?

Борис Кустодиев один из самых ярких русских художников первой четверти XX века. Созданные им произведения – это вечный праздник, буйство красок, света, жизни в её исключительно позитивных проявлениях. Трудно поверить, что большую часть своих шедевров мастер создал, страдая тяжелым недугом: с 1909 года Борис Михайлович боролся с опухолью спинного мозга. В 1911 году он лечился в Швейцарии, где ему сделали операцию. Несколько месяцев пребывания в частной клинике горного курорта принесли лишь временное облегчение. Несмотря на прогрессирующую болезнь, он продолжал много работать: преподавал в Новой художественной мастерской в Санкт-Петербурге. В 1915 году в Москве он трудился над декорациями «Осенних скрипок» И.Д. Сургачева в МХТ. Сквозь бесконечные боли в спине, руках и ногах, прикованный к постели и инвалидному креслу – художник создавал свои самые яркие, характерные и жизнеутверждающие произведения. Удивительно еще и то, что Россия и провинция, которую он изображал на рубеже 1910-х –

Борис Кустодиев один из самых ярких русских художников первой четверти XX века. Созданные им произведения – это вечный праздник, буйство красок, света, жизни в её исключительно позитивных проявлениях.

Интерактивная площадка на выставке.
Интерактивная площадка на выставке.

Трудно поверить, что большую часть своих шедевров мастер создал, страдая тяжелым недугом: с 1909 года Борис Михайлович боролся с опухолью спинного мозга. В 1911 году он лечился в Швейцарии, где ему сделали операцию. Несколько месяцев пребывания в частной клинике горного курорта принесли лишь временное облегчение. Несмотря на прогрессирующую болезнь, он продолжал много работать: преподавал в Новой художественной мастерской в Санкт-Петербурге. В 1915 году в Москве он трудился над декорациями «Осенних скрипок» И.Д. Сургачева в МХТ.

-2

Сквозь бесконечные боли в спине, руках и ногах, прикованный к постели и инвалидному креслу – художник создавал свои самые яркие, характерные и жизнеутверждающие произведения.

-3

Удивительно еще и то, что Россия и провинция, которую он изображал на рубеже 1910-х – 1920-х гг. тонула в разрухе и крови революций и Гражданской войны, голоде и репрессиях. Он рисовал мир навсегда исчезнувшей православной цивилизации и русского купечества, которое еще совсем недавно с береженой любовью и размахом отстроивало наши города.

Личная трагедия и бескрайнее горе России – это то, вопреки чему появилась почти сказочная «Страна Кустодия», - так называл образный мир художника писатель Евгений Замятин. Именно там, среди бесконечных ярмарок, балаганов, слепящего морозного солнца, искристого снега и воздушных шаров можно было укрыться от удручающей действительности.

Я шел на выставку с большими ожиданиями, до последнего предвкушая два этажа экспозиции в Инженерном корпусе в Лаврушинском переулке.

Архитектура выставки вполне стандартна: начинается с информационных стен и «линии жизни» художника, куда вплетены события, даты и фотографии, насыщенные цветом стены и выставочные перегородки, цитаты «оракал» и тематические блоки, которые мне показались невнятными: «Семья», «Страна Кустодия», «Театр», «Портреты», «Графика»… В каждом блоке – можно было найти и портреты реальных людей, и ту самую страну, и театр.

-4

Несмотря на сумбур предложенного сценария выставки, полновесные работы мастера из Русского музея, региональных художественных музеев, из республики Беларусь, частных собраний погружают зрителя в беззаботную сказку русской провинции, быт и эпоху.

Кустодиев Б.М. Встреча. Пасхальный день. 1917 г.
Кустодиев Б.М. Встреча. Пасхальный день. 1917 г.

В каждой картине – целый мир: шепот, хохот, шум, музыка, смех, плеск воды и гудки пароходов, звон колоколов и хруст арбузов… Лавки, вывески: «Гробовых дел мастер» и даже «Путин»!

-6
-7

-8

Впервые на этой выставке я увидел «Крестный ход» из Чувашского художественного музея. Процессия с хоругвиями на фоне пейзажа после дождя, темного фиолетового неба и двумя радугами – яркий образ победившего света, добра и надежды…

Кустодиев Б.М. "Крестный ход". 1915 г.
Кустодиев Б.М. "Крестный ход". 1915 г.

Однако самое большое разочарование – это резкое расставание с этой сказкой, которая осталась без конца. Ощущение полноты от экспозиции не пришло. Впечатление грандиозности не получилось – красный зал – самая ударная часть в самом начале. Хрестоматийные образы в стране Кустодии в совокупности превратились в «понадкусанный» румяный пирог.

Работы Бориса Кустодиева многим знакомы с детства на открытках, в учебниках по истории, репродукциях и мемах. Но каждая работа - это часть пути художника, проследить который на представленной выставке невозможно.

-10

Кустодиев Б.М. "Ярмарка в Кинешме". 1917 г.
Кустодиев Б.М. "Ярмарка в Кинешме". 1917 г.

Для меня, родившегося на Волге, в небольшом городке, на родине знаменитого К.С. Петрова-Водкина очень важно познание творчество художника через его биографию и среду.

Борис Кустодиев родился в Астрахани в 1878, и это объясняет присутствие на его полотнах сочных арбузов! Кстати, Кузьму Сергеевича мы можем видеть на одной из работ, представленных на выставке - групповом портрете художников объединения «Мир искусства». И это не единственная связь Кустодиева с Хвалынском и хвалынцами.

Кустодиев Б.М. Портрет К.С. Птерова-Водкина - фрашмент эскиза к картине «Групповой портрет художников общества „Мир искусства“» 1916 - 1920 гг.
Кустодиев Б.М. Портрет К.С. Птерова-Водкина - фрашмент эскиза к картине «Групповой портрет художников общества „Мир искусства“» 1916 - 1920 гг.

Борис Михайлович начал художественное образование у себя на родине, в Астрахани, в студии Павла Власова. Там же с ним занимались Иван Горюшкин-Сорокопудов и уроженец Хвалынска Илларион Елатонцев.

Известно, что с 1895 года студийцы под руководством Власова выезжали на пленэры в Хвалынск, на родину «рыжего Лары». Здесь вскоре Горюшкин-Сорокопудов нашел себе жену Клавдию Холдину. Известно, что студийцы и учитель дружили до конца своих дней. А в бывшем Киевском музее русского искусства хранится рисунок Бориса Кустодиева – портрет Иллариона Елатонцева.