Найти в Дзене
Зуфар Шакур

СУБАШ

Древний болгарский праздник Субаш - Аксу - Серебряная вода, Энёвдэн. СУБАШ   Этому булгарскому празднику, называвшемуся вначале Аксу, много тысяч лет. Он возник на основе обычая индоарийских предков булгар испрашивать благословения у Всевышнего на продолжение рода. Обнаженные мужчины и женщины в день «аксу» - «серебряной воды» - вместе входили в воды реки и песнями-заклинаниями просили Тангру даровать им любовь и детей. Отчего эта молитва совершалась в воде? - спросит читатель. А потому, что по поверьям булгар, именно в воде был зачат первый булгар - Иджик (Аджак, Азак) - сын женского духа (алп-бики) водных существ Аби или Бойгал (Байгул) и алпа Аудана-Бояна. И именно в день «серебряной воды» - 23 июня незапамятного года - Иджик вышел из чрева Бойгал - славной праматери рода булгар, принимавшей облик большой рыбы. Кроме этого, люди верили, что именно в этот день сам Тангра дарит в воде (посредством солнечных лучей) силу любви и оплодотворения и что поэтому нужно входить в такую воду

Древний болгарский праздник Субаш - Аксу - Серебряная вода, Энёвдэн.

СУБАШ

 

Этому булгарскому празднику, называвшемуся вначале Аксу, много тысяч лет. Он возник на основе обычая индоарийских предков булгар испрашивать благословения у Всевышнего на продолжение рода. Обнаженные мужчины и женщины в день «аксу» - «серебряной воды» - вместе входили в воды реки и песнями-заклинаниями просили Тангру даровать им любовь и детей. Отчего эта молитва совершалась в воде? - спросит читатель. А потому, что по поверьям булгар, именно в воде был зачат первый булгар - Иджик (Аджак, Азак) - сын женского духа (алп-бики) водных существ Аби или Бойгал (Байгул) и алпа Аудана-Бояна. И именно в день «серебряной воды» - 23 июня незапамятного года - Иджик вышел из чрева Бойгал - славной праматери рода булгар, принимавшей облик большой рыбы. Кроме этого, люди верили, что именно в этот день сам Тангра дарит в воде (посредством солнечных лучей) силу любви и оплодотворения и что поэтому нужно входить в такую воду для получения этой силы. Булгары считали, что эта сила любви и оплодотворения вызывает игру и серебрение воды, 

 

которые наблюдаются 23 июня. По причине этого серебрения воды, дарованного Всевышним, праздник и называли Аксу. 

Отрывок из древнейшей булгарской песни-заклинания, исполнявшейся во время Субаша, сохранился в поэме Микаиля Башту «Шан кызы дастаны» (365 - 882 гг.) и в словаре тюркского лингвиста Махмуда Кашгари (1072 - 1074 гг.): 

 

Этил суы ака турур, 

Кыя теби кака турур, 

Балык тэлим бака турур, 

Кулец тэкый кушарур. 

 

Струится вдаль Идель-река, 

И бьет волна о берега. 

А в ней - лягушек, рыб стада - 

В разливах вод она вольна... 

 

После обряда купания с песнями-заклинаниями следовал пир у воды, главным моментом которого было ритуальное съедение кур (символов духа Мара, передававшего силу оплодотворения) и рыбы - в память о прародительнице булгар Аби. Будучи потомками рыбы Бойгал, булгары считали чешую рыб священным оберегом от всяческих бед. Имитацией чешуи служили монеты. Не случайно булгарское слово «танка» - «чешуя» значит одновременно и «монета». Булгарские женщины носили головные уборы и украшения с прикрепленными к ним монетами, молодоженов на свадьбах и даже (важных гостей и членов царской семьи на царских приемах булгары обязательно осыпали золотыми и серебряными монетами «на счастье». И праздник Субаш заканчивался бросанием в воду серебряных монет для умилостивления праматери Бойгал. 

Почему же слово «Субаш» стало главным названием праздника? Миф гласит следующее. Однажды один булгарский род вызвал гнев Тангры тем, что в день «Аксу» не только не отметил праздник, но и отравил воду реки нечистотами. Этим данный род хотел досадить другому роду, жившему ниже по течению реки и/ враждовавшему с ним. Всевышний решил покарать святотатцев ь/насл а л на них Потоп. Из всего рода спаслась только семьяиодного праведника. Он отметил Аксу и осудил осквернение воды. За что Самар-Субаш предупредил его о предстоящем Потопе, и тот спасся со своими домочадцами и домашними животными на корабле. Корабль долго плавал по бескрайнему морю воды, пока не пристал к острову. Когда вода схлынула, остров оказался вершиной горы, которую назвали «Уралту» или «Аралхат» (Уралхат) - «Остров-гора или вершина». Так получили имя Уральские горы. 

 

Второй раз за такое же преступление и таким же образом Тангра наказал в 3182 г. до н. э. Виновником оказался другой булгарский род, живший в Южном Суваре (Шумер, ныне Ирак) в городе Ат-Ала-не. И тут алп Самар помог одному праведнику, и тот спасся тем же способом. На этот раз корабль причалил к острову, оказавшемуся вершиной другой горы. Но и ее булгары назвали по-старому: Уралту или Аралхат. От булгарского Аралхат произошло современное название этой горы - Арарат, а от Уралту - имя государства, образованного в районе этой горы - Урарту. Второй потоп вошел в историю как Всемирный Потоп, а уничтоженный им булгарский город Ат-Алан с областью - как остров Атлантида. 

За то, что Самар-Субаш дважды помогал булгарским родам выжить во время Потопов в день Аксу, народ назвал этот праздник одним из имен духа земного счастья и урожая - Субаш, 

Муллы много лет старались добиться прекращения «срамного купания», хотя никакого прелюбодеяния во время этого весьма серьезного обряда никогда не допускалось. Но поначалу эти усилия ни к чему не привели - ведь все булгары боялись гнева Тангры, желали себе счастья и детей, а потому никак не могли не отпраздновать Субаш. Приехавший в 922 г. в Булгарию в качестве арабского дипломата и мусульманского проповедника Ахмед ибн Фадлан был потрясен увиденным на Субаше и так отразил свои впечатления в своей «Записке»: «Мужчины и женщины спускаются в реку и моются вместе голые, не закрываются один от другого и не совершают прелюбодеяния каким бы то ни было образом, и для этого нет никакой возможности. А кто из них совершил прелюбодеяние, кто бы он ни был, для него заколачивают четыре лемеха, привязывают к ним обе его руки и обе его ноги и рассекают его топором... Я не переставал прилагать старания, чтобы женщины закрывались от мужчин, 110 это мне не удалось исправить» (Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. Л., 1939, с. 74).

Дальше сдесь:

atil.blog.bg/history/20...