При упоминании пистолетов-пулеметов первой половины XX века неизбежно (и заслуженно) приходит в голову достаточно простая конструкция со свободным затвором, с минимумом станочных операций. Однако иногда, напротив, конструкторы делали сложным и дорогим даже то, что производитель и позволить-то себе особо не мог - причем еще и в условиях, когда это точно в голову не должно было взбрести.
В 1934 году работавшие на Бонифацио Эчеверриа (его завод впоследствии взял название изначально использовавшейся для пистолетов торговой марки Star) Исаак Ируста и Валентин Суэнага разработали самозарядный карабин IS 34 (Irusto-Suenaga). Сделан он был под тогда популярный в Испании патрон 9х23 Largo и оснащался 40-зарядным магазином, причем уже сам магазин был непозволительно дорог: слишком многое в нем фрезеровалось, а не штамповалось, из-за недостатка прессов на заводе. Трубчатая ствольная коробка также точилась и фрезеровалась из "болванки".
Логично, что для самозарядного оружия такой магазин и ствол с оребрением - уже перебор? Что ж, на следующий год, аккурат перед началом гражданской войны, карабин был доработан, превратившись в пистолет-пулемет SI 35 с перестановкой инициалов.
Нетехнологичность конструкции была не только сохранена, но и усугублена.
Здесь использовался полусвободный затвор, использовавший для торможения верхний клин.
В начале движения затвора при срыве его с шептала клин был погружен, упираясь в верхнюю часть ствольной коробки и раздвигая тем самым переднюю часть затвора с ударником и заднюю, взаимодействовавшую с возвратно-боевой пружиной и по факту служившую еще и курком. После досылания патрона вырез в передней части затвора оказывался под ответными пазами в ствольной коробке, и давления пружины на заднюю часть затвора в сочетании с ее инерцией хватало на поднятие клина в верхнее положение и накол капсюля после упора в задний торец ударника.
При выстреле же давление на донце гильзы, стремясь сдвинуть затвор назад, передавалось на скосы клина, выдвигавшего заднюю часть затвора - при этом усилие требовалось кратно большее, чем обеспечила бы только ее инерция, как у свободного затвора. Собственно, и надежность автоматики, и скорострельность задавались правильным соотношением масс частей затвора и углов скосов.
Но и это было не все, как видите - в механизме появился еще и переключатель темпа стрельбы. Для управления пистолетом-пулеметом использовались два флажка слева - двухпозиционный передний, трехпозиционный задний:
Передний флажок как раз и управлял замедлителем, при включении проворачивая его таким образом, что затвор упирался в его верхний выступ и в начале отката дополнительно замедлялся, сжимая внутри замедлителя "часовую" пружину.
Ну и, наконец, совсем нетипично для своего времени пистолет-пулемет имел затворную задержку, активируемую длинным рычагом, проходившим вдоль почти всей коробки до выреза в задней стенке магазина.
Оребрение на стволе сохранили, но сверху добавили еще и кожух.
В общем, можете себе представить, с какими затратами все это "выгрызалось" резцами и фрезами и сколько стоило. В том же 1935 году были запущены еще две упрощенные модификации без переключения темпа стрельбы.
Первая - RU 35 - была названа тоже в честь создателей, но уже по вторым буквам их фамилий. Здесь темп огня был постоянно снижен до 300 выстрелов в минуту за счет неотключаемой работы замедлителя.
УСМ был переделан, теперь передний флажок переключал между автоматической стрельбой и одиночными выстрелами, задний служил только предохранителем.
На TN 35, напротив, темп стрельбы был сохранен полным - 700 выстрелов в минуту. Здесь, как нетрудно догадаться, замедлитель просто не ставился.
Как бы то ни было, дорогой и сложный пистолет-пулемет прекрасно выдержал армейские испытания на живучесть - 20000 выстрелов с окунанием в бочку с водой для охлаждения. Сказалось широкое использование деталей, фрезерованных из поковок, и обилие "мяса" - чисто механически SI 35 был очень надежен, хотя и чувствителен по понятным причинам к смазке и грязи.
Но в 1936 году началась гражданская война, и завод в Эйбаре за это время даже успел "поменять сторону", сначала поставляя оружие республиканцам, а после того, как они отступили из Эйбара - националистам. Точное количество выпущенного оружия неизвестно - даже не из-за уничтожения архивов, хотя они и горели по всей Стране Басков, а из-за того, что серийными номерами тогда не заморачивались вовсе.
Войну завод не только пережил, но и попытался продать RU 35 в Штаты, через своего дилера, Atlantic Importing Company, передав образцы на Абердинский полигон. Вердикт, конечно, был очевиден: слишком сложно, слишком дорого, да еще и не под .45 АСР.
Тем не менее, испанцы повторили попытку в 1942 году, на этот раз с TN 35. Причем слегка модернизированным - темп огня снизили до 500 выстрелов в минуту, на магазиноприемнике закрепили деревянную накладку для хвата левой рукой.
Результат был не менее ожидаемым, потому что по непонятной причине испанцы так и пытались впарить американской армии оружие под вовсе не использовавшийся ей патрон 9х23.
Впрочем, после войны завод так остро нуждался в деньгах, что вообще предлагал пистолет-пулемет направо и налево. Была сделана упрощенная модификация Star 1940:
Здесь затвор уже - обычная цилиндрическая "болванка", ствольная коробка - штампованная, патрон заменен на 9х19, УСМ тоже другой, объединенный в сборе с тыльником ствольной коробки:
Эту конструкцию испанцы предложили одновременно Германии, Франции и Великобритании - ага, в 1940 году, когда не просто шла война, а немцы уже успели поглядеть на эвакуацию англичан из Дюнкерка. Для французов даже сделали версию под их пистолетный патрон 7,65 Long, но им, сами понимаете, было уже не до этого. Ни SI 35 во всех вариациях, ни упрощенный Star 1940 так никому продать и не смогли - а в самой Испании на смену пришел Z-45 (часто называемый клоном немецкого МР-40, хотя разница есть - к примеру, в УСМ и конструкции ствольной коробки).
P.S. Следующей статье тоже можно будет дать этот заголовок ;)