— Ну и времена настали, — тяжело вздохнул Паша, отхлёбывая из кружки остывший чай. Они сидели на его кухне, как обычно по пятницам, обсуждая житейские дела. — Слышал, что с нас теперь драть будут за то, что мимо гаишника проедешь?
Коля, свояк Паши и опытный юрист с тридцатилетним стажем, поправил очки и кивнул:
— 10 000 рублей, Паш. Госдума приняла закон об увеличении до 10 000 рублей максимального штрафа за отказ остановить автомобиль по требованию сотрудника полиции. Это изменения в статью 12.25.2 КоАП РФ. На днях только в силу вступил.
— 10 кусков?! — чуть не поперхнулся крановщик. — За что такие деньги? Я же не бандит какой, просто могу не заметить в темноте или тумане...
Коля усмехнулся. За годы работы он насмотрелся на реакции людей, узнающих о новых законах.
— Паш, а раньше сколько было?
— Ну... 500, максимум 800, — неуверенно протянул Паша. — Заплатил и забыл.
— Вот именно! — оживился юрист. — "Заплатил и забыл". Только ты не один такой умный. По статистике МВД, случаи игнорирования требований остановиться участились в разы. Молодёжь, таксисты... Все стали думать: "Штраф копеечный".
Паша задумчиво покрутил кружку в руках. В свои пятьдесят два года он много чего повидал на дорогах, работая крановщиком. И сам не раз оказывался в сложных ситуациях.
— Помню, года три назад ехал ночью с объекта, устал жутко. Дождь, темень, фары встречных слепят. Вижу — кто-то машет на обочине. Подумал — может, помощь нужна, а может, пьяный какой. Проехал мимо. А через километр меня тормозят — оказывается, это инспектор был. Хорошо, тогда всего пятьсот содрали.
— А теперь бы 10 000 отвалил, — невесело заметил Коля. — И знаешь что самое интересное? Закон трактует "отказ остановиться" очень широко. Согласно статье 12.25 КоАП РФ, это невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования или об остановке транспортного средства.
— То есть как? — насторожился Паша.
Коля откинулся на спинку стула, входя в роль лектора:
— Статья 12.25.2 КоАП говорит о невыполнении требования сотрудника полиции об остановке. А пункт 2.4 ПДД обязывает водителя остановиться по требованию сотрудника полиции. Но нигде не сказано, что ты должен этого сотрудника обязательно видеть или слышать. Достаточно того, что он подал сигнал, а ты не остановился.
— Бред какой-то! — возмутился крановщик.
— Паш, ты понимаешь, в чём фишка? — Коля наклонился вперёд. — У каждого инспектора теперь видеорегистратор. Он подал сигнал — камера зафиксировала. Ты проехал мимо — тоже записалось. Никто твои оправдания слушать не станет.
Паша почесал затылок. На его лице отражалась внутренняя борьба между пониманием необходимости порядка на дорогах и естественным возмущением водителя.
— А если туман? Ливень? Слепит солнце? Музыка в машине громко играет?
— Не оправдание. Согласно пункту 2.7 ПДД, водитель обязан следить за дорожной обстановкой независимо от условий. Пункт 10.1 ПДД: если условия видимости плохие, должен ехать осторожнее и быть готов к остановке.
Паша тяжело вздохнул. Коля продолжил:
— Но и это ещё не всё. Водителям, которые повторно откажутся остановиться, грозит не только штраф в 10 000 рублей, но и лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев согласно части 2 статьи 12.25 КоАП РФ. Представляешь? Не заметил дважды — и ты пешеход на полгода.
— Что?! — Паша чуть со стула не свалился. — Это же беспредел какой-то!
Он молчал несколько минут, обдумывая услышанное. Потом спросил:
— Коль, а как теперь не влететь? Ты же юрист, должен знать лазейки.
Коля усмехнулся:
— Лазейки? Паш, лучшая лазейка — это соблюдение закона. Но есть несколько правил, которые помогут избежать проблем.
Он загнул палец:
— Первое — регистратор. Если у тебя есть запись, что инспектор стоял в тёмной форме без световозвращающих элементов, в кустах, и сигналы подавал неразборчиво — это аргумент в суде.
Загнул второй:
— Второе — следи за зеркалами. Патрульная машина сзади с мигалками — это точно тебе. Не зевай.
Третий:
— Третье — если сомневаешься, лучше остановись. Потратишь пять минут, зато кошелёк целый останется.
— А если это мошенники? — спросил Паша. — Они уже давно любят под гаишников маскироваться.
— Правильный вопрос. Поэтому четвёртое правило: проверяй, кто тебя останавливает. Настоящий инспектор — в форме, с удостоверением, рядом патрульная машина. Если что-то не так — не выходи из машины, вызывай 102.
Паша кивал, запоминая:
— А в суде можно оспорить?
— Можно, но сложно. У них видео, у тебя — слова. Поэтому пятое правило: не спорь с инспектором на месте. Записал протокол? Подпиши и потом обжалуй. В суде нервы дешевле.
— Кстати, — добавил Коля, — есть ещё один нюанс. Статья 12.21.1 КоАП вводит штрафы до 600 000 рублей за отказ остановиться по требованию инспектора для весогабаритной проверки. Так что твоим коллегам-крановщикам особенно осторожно надо быть.
— 600 000?! — ахнул Паша. — Да это же как новая машина!
— Вот именно. Видимо, с большегрузами решили не церемониться. Фура, которая от проверки удирает, — это огромная опасность.
Паша задумчиво покачал головой:
— И что думаешь, меньше будут нарушать? — спросил Паша.
— Время покажет. Но логика правильная: если старые меры не действуют, значит, нужны новые. Главное, чтобы не перегнули палку.
— В смысле?
— Ну, чтобы из-за страха получить штраф водители не начали тормозить перед каждым столбом, думая, что это инспектор. Или создавать аварийные ситуации, резко останавливаясь при виде любой форменной одежды.
Паша рассмеялся:
— Представляю: еду, вижу дорожного рабочего в жилете — стоп! Дворника в робе — тоже стоп!
— Смешно, но может быть и так, — согласился Коля. — Поэтому важно не впадать в крайности. Здравый смысл никто не отменял.
Паша встал и подошёл к окну, где стоял его старенький "Фокус":
— Знаешь, что меня больше всего беспокоит? Не сам штраф, а то, что теперь у инспекторов появилась огромная власть. Захочет — напишет "отказался остановиться", и всё, плати десять тысяч.
Коля понимающе кивнул:
— Это действительно проблема. Субъективный фактор никто не отменял. Поэтому так важно иметь видеорегистратор. Это твоя страховка.
Паша вернулся к столу:
— Коль, а вот представь ситуацию: еду я ночью, дождь, включаю дворники, радио играет. И тут инспектор где-то в тени машет жезлом. Я его не вижу, не слышу. Проезжаю мимо. Он меня догоняет и говорит: "Почему не остановились?" Что делать?
— Главное — не нервничать. Сошлись на статью 24.1 КоАП о презумпции невиновности. Объясни ситуацию спокойно. Дождь, плохая видимость, не заметил. Если инспектор адекватный, может, ограничится предупреждением.
— А если неадекватный?
— Тогда не спорь. Согласно статье 28.2 КоАП, ты имеешь право ознакомиться с протоколом и дать объяснения. Пусть составляет протокол. Подпиши с отметкой "не согласен" и потом обжалуй согласно статье 30.1 КоАП. В суде спокойно расскажешь о погодных условиях, покажешь место происшествия, может, найдёшь свидетелей.
— А свидетели помогут?
— Могут. Если они подтвердят, что видимость была действительно плохая, а инспектор стоял в неудобном месте.
Паша задумался:
— Получается, богатые как ездили, так и будут, а простые люди будут бояться.
— Не обязательно. 10 000 рублей — сумма, которая чувствительна для большинства водителей. Даже для тех, кто хорошо зарабатывает.
— Ну да, согласен. Десятку за просто так мало кому захочется отдавать.
Паша допил чай и посмотрел на часы:
— Коль, спасибо за разъяснения. Теперь хоть понимаю, что к чему. А то в интернете такую чушь пишут...
— Да, информационный шум большой. Кто-то панику нагнетает, кто-то наоборот — успокаивает без причины. А истина, как всегда, посередине.
— А как думаешь, сколько времени пройдёт, пока все привыкнут?
— Обычно 6 месяцев - 1 год. Сначала шум, возмущения, потом постепенно входит в норму. Помнишь, как вводили штрафы за непристёгнутый ремень по статье 12.6 КоАП? Тоже многие ругались, а теперь автоматически пристёгиваемся.
— Точно! — оживился Паша. — Или камеры на дорогах. Поначалу все ругались, а сейчас привыкли. Даже хорошо — лихачей поубавилось.
— Понятно. Коль, спасибо большое за разъяснения. Теперь буду во всеоружии.
— Не за что, Паш. Главное — не нарушай, и проблем не будет.