Это жанр кинематографа, который в США называют псевдодокументальным. Фильмы в этом жанре внешне соответствуют документальным, но их предмет
вымышленный и специально «замаскирован» под действительность.
Жанр мокьюментари появился в середине XX века как ответ на коммерциализацию документального кино. Появление мокьюментари связано с развитием цифровых технологий и доступностью их использования. Особенно популярным этот жанр стал с развитием интернета, который ежедневно предоставляет зрителям огромный поток информации, которой они склонны верить.
Одним из первых русскоязычных мокьюментари стал «Два капитана-2» (1993) Сергея Дебижева. Фильм «Первые на Луне» (2005) Алексея Федорченко утверждал, что советские космонавты побывали на Луне в 1938 году, за четверть века до полета Гагарина и за тридцать лет до американцев.
Некоторые псевдодокументальные фильмы затрагивают сложные социальные темы.
«Парк наказаний» (1971) - фильм о борьбе молодых людей против социальной несправедливости.
«Каллоден» (1964) - один из первых псевдоисторических мокьюментари о последней битве на британской земле в 1746 году.
«Лас-Урдес. Земля без хлеба» (режиссер Луис Бунюэль) - формально документальное кино, но с постановочными сценами для усиления эффекта безысходности.
Псевдодокументальные фильмы могут использоваться для анализа актуальных событий и явлений на примере вымышленного предмета фильма. Они также могут выполнять просветительскую функцию, привлекая внимание общественности к проблемам.
Яркий представитель мокьюментари фильм — «Я всё ещё здесь». В 2008 году Хоакин Феникс, который тогда был на пике своей популярности после успешных фильмов «Гладиатор» и «Переступить черту», объявил о завершении своей актёрской карьеры и намерении заняться музыкой. Об этом он рассказал в ток-шоу Дэвида Леттермана, где появился в неопрятном виде и с огромной бородой.
Феникс действительно исчез из поля зрения публики почти на год, лишь изредка напоминая о себе эксцентричными выходками. Однако на самом деле это был розыгрыш Феникса и его друга Кейси Аффлека, который в то время только начинал свою режиссёрскую карьеру. Фильм стал их совместным проектом.
В фильме Феникс и Аффлек исследуют феномен славы и то, как взаимодействуют между собой зрители, средства массовой информации и знаменитости.
Мокьюментари использует приёмы, родственные хайпу: стилизацию под «реальные» архивные материалы, deepfake, VHS-эстетику. Это создаёт иллюзию аутентичности, которую легко монетизировать.
Создатели фильма «Ведьма из Блэр» (1999) использовали «найденную плёнку» и поддельные сайты о пропавших студентах. Этот виральный маркетинг принёс $248 млн при бюджете $60 тысяч.
__________
Материал подготовлен в Центре креативного образования Томского государственного университета (ЦКИ ТГУ)
Проводим курсы онлайн и офлайн в Томске с приглашенными экспертами российского и мирового уровня. Выдаем диплом государственного образца.
Сайт: https://creative.tsu.ru/
ВКонтакте: https://vk.com/cic_tsu
ТГ-канал “Кино и анимация”: https://t.me/TSUcinema/
Запись на курсы: https://tsucreative.online/