Одна из самых знаменитых картин Репина - “Не ждали” - до сих вызывает споры. Кто-то сочувствует изображенному на ней герою, кто-то осуждает его, а кто-то, отринув идеологические споры, пытается разглядеть в картине эволюцию авторского замысла. Сегодня мы постараемся разобраться, в чем же смысл этой выдающейся картины, кто изображен на ней, и какая драма скрывается в ее сюжете. Чтобы ответить на эти вопросы, мы расскажем об истории картины, о том, как она менялась и почему до сих пор привлекает внимание зрителей.
Полотно “Не ждали” относится к так называемому революционному циклу или народнической серии картин Ильи Репина. В него также входят “Под конвоем. По грязной дороге”, “Арест пропагандиста”, “Сходка” (“При свете лампы”), “Перед исповедью” (“Отказ от исповеди”), “В одиночном заключении”. Эти картины стали откликом на происходившие тогда события и результатом размышлений художника о политической ситуации в стране.
Царствование императора Александра II, с одной стороны, было ознаменовано Великими реформами (освобождение крестьян, судебная реформа, реформа местного самоуправления и другие), изменившими жизнь в стране, но с другой стороны, оставались и недовольные, считавшие, что это были лишь косметические меры, а главная проблема - самодержавие - так и не была устранена. Для борьбы за свои идеалы они выбрали метод террора и открыли на императора настоящую охоту - он пережил шесть покушений, но седьмая попытка - взрыв на набережной Екатерининского канала 1 марта 1881 года - оказалась успешной. Террористов быстро арестовали и все ячейки причастной к организации нападений на императора и других должностных лиц организации “Народная воля” были разгромлены.
Убийство императора и казнь народовольцев раскололи общество: кто-то требовал самого жестокого наказания даже для тех, кто не участвовал в терроре непосредственно, другие же призывали амнистировать осужденных, полагая, что жестокость приговора вызовет лишь ответную реакцию, а сами террористы обретут ореол героев и мучеников. Откликом на эту дискуссию и стал народнический цикл картин Репина.
Сейчас у картины “Не ждали”, хранящейся в Третьяковской галерее в Москве, две даты: 1884 – 1888. Считается, что художник работал над ней почти четыре года и большую часть этого времени - уже после того, как картина была продана. Несмотря на то, что версия картины, представленная в феврале 1884-ого года на 12-ой выставке передвижников выглядела вполне законченной (на картине присутствовали все сохранившееся в финальной версии персонажи, интерьер и даже цветовая гамма), Репин продолжал размышлять над образом главного героя картины - вернувшегося ссыльного.
Что же мы видим на картине? Довольно простая, даже бедная обстановка комнаты, в которой находятся пожилая женщина, двое маленьких детей и, в углу у пианино, молодая девушка. Внезапно в помещение входит мужчина: высокого роста, очень худой, с осунувшимся лицом, в простом мужицком армяке. Его неожиданное появление вызывает у героев картины очень разную реакцию. Женщина у пианино, которую часто описывают как жену героя, удивлена, но скорее обрадована, сидящие за столом дети реагируют иначе: мальчик, очевидно, помнящий отца, привстает в радостном возбуждении, а вот девочка смотрит на незнакомца со страхом и напряжением. В дверях видна фигура горничной, на лице которой легко прочитать недоверие и тревогу. Она не догадывается, кто пришел к ее хозяевам, и не знает, накажут ли ее за то, что она так свободно пропустила его в комнаты. Однако самым важным акцентом в картина является фигура пожилой женщины, вероятно, матери героя. Ее лица мы не видим и можем лишь предполагать, что испытывает героиня, много лет не видевшая сына и уже, возможно, потерявшая надежду. Мы видим лишь ее движение, то, как она поднимается со стула и смотрит в направлении героя. Пересечение их взглядов и эмоции, отразившиеся на лице героя, становятся смысловым и эмоциональным центром картины. И поэтому Репин уделял фигуре и выражению лица вошедшего в комнату ссыльного особое внимание.
От вызова к смирению
В первоначальном варианте картины образ героя был возвышенно-героическим. Несмотря на все трудности ареста и каторги он не изменил своим убеждениям, а выражавшиеся на его лице нетерпение и злоба, вероятно, помогали ему пережить самые тяжелые минуты заключения. И даже здесь, вернувшись домой, он не знает, как примет его семья, поддержат ли они его или осудят, не станут ли винить за то, что он поставил свои убеждения выше семьи. И герой старается показать не горе или отчаяние, а гордость и веру в правоту своих идеалов. В сохранившихся эскизах к первоначальному варианту картины мы видим, что Репин прорабатывал в лице героя вызов и мрачную решимость.
Именно этот вариант - с униженным, исхудавшим и больным, но не сломленным героем, в глазах которого не раскаяние, а решимость - и был представлен на выставке. И именно такой картину приобрел Третьяков. Но Репин считал картину неоконченной, он продолжал размышлять над судьбой героя своей картины и впоследствии еще два раза переписал выражение лица героя.
Вариант, в котором картина дошла до наших дней, изображает уже совсем не героя с решительным взглядом, а скорее человека потерянного. В его лице мы читаем страдание и неимоверную усталость, связанную не только с арестом и заключением, но и с тяжелыми размышлениями, с которыми герою пришлось столкнуться. Теперь перед нами не убежденный в своей правоте мученик, а человек сомневающийся. И сомневается он не только в своих убеждениях, но и в том, примет ли его семья, сможет ли он когда-либо вернуться к обычной жизни, стать как все, или пережитое будет тяжелым грузом лежать на его плечах всю жизнь. В глазах героя мы можем прочитать не только страдание (возможно, от осознания, какие мучения пережила лишившаяся кормильца семья), но и страх, как примут его мать, жена, помнят ли его дети. В финальном варианте картины образ вернувшегося ссыльного напоминает образ бредущего по пустыне Христа или же возвратившегося в отчий дом блудного сына. Так художник изменил свое видение картины, придав главному герою уязвимость, сделавшую образ более человечным и глубоким, а сама картина из высказывания о конкретной социальной проблеме перешла к размышлениям о вечных вопросах бытия и отношений между людьми.
Портрет друга
Моделью для образа главного героя стал друг художника писатель Всеволод Гаршин. Однако наибольшее сходство было, по-видимому, только в промежуточном варианте. Так, известно, что после представления картины на выставке Репин хотел доработать образ героя и, обратившись за советом к купившему картину Третьякову, получил ответ: «Да, лицо в картине „Не ждали“ необходимо переписать; нужно более молодое и непременно симпатичное. Не сгодится ли Гаршин?».
Незадолго до этого Репин уже писал портрет Гаршина, так что без труда придал лицу ссыльного знакомое выражение. Вероятно, тогда художник и задумался над изменением пафоса картины. Уже на портрете Гаршина бросается в глаза его задумчивость и потухший взгляд, перешедшие в образ героя “Не ждали”. Сам же Гаршин страдал от тяжелой депрессии и через несколько лет после завершения портрета покончил с собой.
Остальные действующие лица картины также были написаны Репиным со знакомых. Жена возвратившегося ссыльного написана с Веры Алексеевны, жены художника, мать - с тещи. Моделью для девочки стала маленькая дочь Репиных, а мальчик рисовался с сына соседей по даче, который в дальнейшем станет крупным ученым и профессором.
Партизанские методы
Как мы говорили раньше, Репин писал картину на протяжении четырех лет и несколько раз переписывал фигуры и лицо главного героя. Причем два раза это происходило уже после того, как картина была продана Третьякову.
16 августа 1887-ого года Репин пришел в Третьяковскую галерею с ящиком красок. Пользуясь тем, что сам коллекционер был в тот день в отъезде, а галерея закрыта для посещения, он уговорил сторожа и смотрителя пропустить его в зал, где висели его картины. Более того, Репин убедил сотрудников галереи, что Павел Михайлович в курсе и дал разрешение на то, чтобы художник поправил лицо на картине ”Не ждали". Верные слуги и подумать не могли, что хороший знакомый хозяина, чьим давним заказчиком и почитателем был Третьяков, может их обмануть.
Репин провел в галерее несколько часов и за это время не только полностью изменил выражение лица на картине “Не ждали”, но и внес правки в полотна “Иван Грозный и сын его Иван” и “Крестный ход в Курской губернии”. Вскоре художник уехал в Петербург и оттуда написал Третьякову с вопросом, как тот находит изменения. Павел Михайлович на письмо не ответил и лишь после повторного вопроса написал: «Поправка входящего хороша, но я в голове и прежде не находил недостатков».
Узнав о поступке художника и о том, что слуги так спокойно пропустили того в галерею, Третьяков их чуть не уволил, но позже простил. С Репиным они тоже едва не повздорили, но договорились о том, что художник перепишет голову еще раз. Павел Михайлович очень переживал, что результат может ухудшиться и даже предлагал сделать фотографию промежуточного этапа. Однако получившийся вариант удовлетворил всех, а фотография, запечатлевавшая бы результат этого вольного поступка художника, если и была, то до наших дней не дошла.
Почему - “не ждали”?
Репин дает свой картине весьма категоричное название, однако взглянув на обстановку комнаты, нельзя сказать, что семья не разделяет взглядов своего члена и готова отказаться от него и забыть. Напротив, на стенах висят портреты Тараса Шевченко и Николая Некрасова - писателей-демократов и символов свободомыслия того времени. На другой стене - фотография убитого народовольцами императора на смертном одре. И несмотря на изменившуюся обстановку в стране, семья не побоялась оставить эти картины на месте.
И все же, почему - “не ждали”?.. Ответ на этот вопрос кроется в еще более сложном вопросе: кто же главный герой картины? Исследователи часто называют его народовольцем, однако тогда он не смог бы освободиться ко времени написания картины - непосредственных участников убийства императора приговорили к бессрочной каторге, и объявленная в 1883 году в связи с коронацией Александра III амнистия их не касалась. Так что гораздо вероятнее, что герой картины или народник более умеренных взглядов или же был осужден еще до 1881 года.
Итак, сегодня мы разобрали один из важнейших шедевров Ильи Репина - картину “Не ждали”. Узнали, как с течением времени менялся и трансформировался авторский замысел, кто помогал художнику и почему образ главного героя - возвращающегося домой политического ссыльного - Репин переписывал три раза. Несмотря на то, что в картине довольно много деталей-подсказок, главный вопрос, поставленный самим названием полотна, остается открытым. Действительно ли - “не ждали”?.. И если так, то примут ли, сможет ли вернувшийся герой встроиться в столько лет шедшую без него жизнь и сможет ли наверстать упущенные годы?.. Вопросы, поставленные полотном “Не ждали”, не теряют своей актуальности и по сей день.