Когда-то на Русском Севере жили люди спокойные, обстоятельные и трудолюбивые. За любое дело они брались основательно — строили крепко, на совесть. Дома возводили такие же: просторные, теплые, вместительные. Под одной крышей помещалась не только вся большая семья, но и хозяйство, мастерская, скотный двор. Северная крестьянская изба — это целый маленький мир, почти поселение в миниатюре.
Об этих домах знает, пожалуй, всё Елена Заручевская — сотрудник музея "Малые Корелы". К юбилею музея она написала книгу, ставшую настоящим подарком всем, кто интересуется северным зодчеством, бытом и культурой русского Севера. Книга вышла в 2014 году и уже исчезла из продажи, став редкостью на площадках букинистов.
Сегодня слово "хоромы" стало почти синонимом красивого, большого дома. Но в старину оно обозначало целый комплекс построек, соединённых сенями, переходами и галереями. Зимы на Севере долгие, снежные, а дел по хозяйству хватало круглый год — вот и собирались постройки в одну общую, чтобы не выходить на мороз лишний раз.
Где же теперь те самые деревянные хоромы? Возможно, их следы стоит искать именно на Севере — ведь там дольше всего сохранялись древнерусские обычаи и уклад. О северных избах как наследниках старинных хором рассказывает книга "Крестьянские хоромы". Её живой, образный язык делает чтение лёгким, почти художественным, а содержание — по-настоящему энциклопедическим.
До того как началась стройка, искали хорошего плотника. Потом — выбирали подходящее дерево: дело тонкое, целая наука. Заготовленное бревно доставляли к месту будущей избы, обрабатывали особым образом. Книга подробно рассказывает обо всех этапах: как настелить пол, как устроить крышу, врезать окна, выстрогать наличники. Каждый узел, каждая деталь дома имела своё название и назначение.
Вот, например, окна. Их называли глазами дома. Через них смотрели на реку, встречали рассвет, провожали закат. Самые большие окна, выходившие на улицу, назывались красными или косящатыми. А были и волоковые — от слова «волочить»: через них вытягивали дым из печи до появления трубы.
Книга наполнена терминами, давно забытыми в повседневной речи, но понятными благодаря иллюстрациям. Схемы с подписями, фотографии, рисунки превращают чтение в настоящее исследование. Среди архивных снимков — черно-белые фотографии деревень, интерьеров, жителей. Некоторые украшены фигурками мезенской росписи — простыми и выразительными, как детские рисунки. Современные цветные фото сделаны в музее-заповеднике "Малые Корелы" — именно там бережно сохраняют остатки прежней северной жизни.
Открывая страницы этой книги, рассматривая срубы, окна, печи, вникая в тонкости старинных ремёсел, начинаешь по-другому относиться к этим суровым и тёплым деревянным домам. Даже если не влюбляешься в них с первого взгляда, всё равно проникаешься уважением. И, конечно, хочется поехать в Архангельск и своими глазами увидеть всё, о чём так тепло рассказывается на страницах "Крестьянских хором".