Найти в Дзене

Рубрика «Заметки о китайском театре», выпуск 13

Дорогие друзья!

Наша сегодняшняя заметка посвящена традиции кукольного театра в китайском сценическом искусстве.

Итак, кукольный театр по-китайски – это 木偶剧院 mù’ǒu jùyuàn, где 木偶 – это, собственно, "деревянная кукла, деревянный манекен; кукольный" в первом, а также "идол, истукан" в своём втором значении. Ещё одно название: 牵丝戏 qiānsīxì – «представление марионеток; театр кукол», где 牵丝 буквально значит "потянуть к себе шнур".

В книге китайского исследователя и теоретика искусства Сунь Кайди «У истоков китайского кукольного театра» мы читаем следующее: «Театр живого актёра – наследник и подражатель кукольного театра». Значит, ключевой фигурой театра в его первоначальном виде является маленькая фигурка, которая во время ритуалов и шаманских практик являлась тем самым "медиумом" между миром живых обычных людей и высшими силами. Во многих культурах мира прослеживается культ захоронения усопших вместе с маленькими куклами-идолами, которые должны были сопровождать умершего, оберегая его, в загробный мир.

И, безусловно, неразрывна связь между атрибутом – куклой, марионеткой или идолом – и тем, кто и руководит ритуалом и направляет действо в нужное русло – шаман, ведущий погребальной процессии или кукольник-кукловод.

На сегодняшний день нам известны следующие виды китайского кукольного театра:

· 扁担戏biǎndānxì («театр на коромысле» - переносной кукольный театр)

· 杖头木偶 zhàngtóu mù’ǒu («тростевые» куклы»: деревянная кукла-марионетка, управляемая палками)

· 提线木偶 tíxiàn mù’ǒu (подвесные куклы-марионетки – куклы на нитках)

· 铁枝木偶 tiězhī mù’ǒu (марионетки на железных прутьях)

· 纸影戏 zhǐyǐngxì (театр теней)

· Пороховые куклы(ныне не существует)

· Плавающие куклы(человеческое тело до пояса на круге, держались на воде в парковых прудах)

· «Живые» куклы(эпоха Сун 宋sòng, X―XIII вв.) – костюмированные дети, сидящие на плечах взрослых и подражающие игре кукол

Некоторые из этих видов мы сейчас рассмотрим подробнее.

«Театр на коромысле»

Этот вид театра известен и представлен во многих культурах мира. Устройство его довольно простое: переносной домик-короб, куклы 布袋木偶 (bùdài mù’ǒu «мешочная кукла» с головой и тканным телом-«мешком» как трёхпалая перчатка) и гонги. Кукольник, конечно же, тоже участник представления: он руководит куклами, приказывает, просит их выполнять те или иные действия. Основные сюжеты представлений – это бытовая сатира, пародия. Сценки обычно не связаны одна с другой и представляют собой набор коротких законченных зарисовок (ср. телевизионный киножурнал "Ералаш"). Что очень интересно и примечательно: пропорции кукол идеально выработаны, детали тщательно проработаны, что позволяет им двигаться с предельной выразительностью; даже сочленения пальцев кистей рук куклы подвижны, в них есть отверстия для мечей и пик. По своей функции (мобильности, портативности) «театр на коромысле» совпадает с театром Петрушки, французского Полишинеля, английского Панча, немецкого Гансвурста, итальянского Пульчинеллы, чешского Кашпарека, но персонажи во всех перечисленных народных кукольных театрах рознятся.

Театр на коромысле
Театр на коромысле

«Тростевые куклы»

Эти куклы управляются тремя палками, которые крепятся к голове и рукам. Стоит отметить виртуозное манипулирование палками, которое демонстрируют кукольники. В зависимости от способа манипулирования и особенностей персонажей, изображаемых куклами, палки бывают вертикальные и горизонтальные. У кукол этого вида многовековая история, они популярны и сегодня. Представления этого театра дают на сцене Пекинского кукольного театра (中国木偶剧院,北京).

 Тростевые куклы
Тростевые куклы

Куклы-марионетки (куклы на нитках)

Основным инструментом для управления такими куклами является «вага» (палка, коромысло или крестовина) с натянутыми нитями – две нити к плечам куклы, одна к пояснице, одна к животу, две к кистям и две к коленкам. У китайских кукол бывает и до 40 нитей! Благодаря этому у кукол двигаются рты, глаза, брови, что в динамике превращает куклу в максимально точное подобие своего живого прототипа. Нити протянуты к пальцам кукол, что позволяет свободно брать и класть предметы.

Куклы-марионетки
Куклы-марионетки

Театр теней

Театр теней актуален в Китае со времён эпохи Тан 唐 (VII-IX вв., оконч. к ΧΙ в.). Это цвето-теневой театр, устроенный следующим образом: фигурка предельно приближена к экрану, свет от лапмы за бумажным/матерчатым экраном проходит сквозь прорези и прозрачную кожу фигурки; фигурка подвижна в сочленениях плеч, локтей, запястий, бёдер и колен; основная спица крепится к шее, на ней фигурка как бы висит, а две другие спицы прикреплены к запястьям. Фигурки вырезались из тонкой кожи животных, при вырезании мастера стремились точно передать все детали, а с развитием искусства добычи цветных пигментов и нанесения краски фигурки раскрашивались реалистичнее, и луч света, проходя через них, позволял увидеть яркие и красивые узоры, как в витражном стекле! Искусство театра теней известно было и на востоке с давних времён, например, турецкий театр теней Карагёз.

Турецкий театр теней Карагёз
Турецкий театр теней Карагёз
Затопление монастыря Золотой горы. Теневой театр провинции Хэйлунцзян
Затопление монастыря Золотой горы. Теневой театр провинции Хэйлунцзян

В заключении давайте перечислим основные особенности кукольного театра, которые делают его по-настоящему уникальным и чарующим:

· Типовых разновидностей теневых и кукольных театров больше, чем типовых разновидностей традиционных театров живого актера

· Высокая вариативность форм (местные особенности)

· Это традиция, передаваемая из поколений в поколения, обучение с детства

· Основные темы и сюжеты: героика, сатира, борьба за независимость народа с внутренними и внешними врагами, инсценировки классических сюжетов

· Уникальность выразительных средств кукольного театра: можно задействовать больше персонажей, нежели в театре живого актера; обыгрываются сюжеты, не входящие в репертуар театров живого актера

· Музыка сопровождает все спектакли китайского кукольного и теневого театра беспрерывно

· Куклы и все декорации – настоящие музейные реликвии, представляют собой верх художественного и декоративного мастерства

К сожалению, происходило вырождение кукольного театра в Китае на рубеже XIX-XX вв. Однако, в наше время это искусство поддерживается как на профессиональном, так и любительском уровне, причём, не только в самом Китае, но и за его пределами, и мы очень надеемся, что наши заметки помогут привлечь внимание и интерес новых зрителей. Ведь любой театр будет существовать до тех пор, пока его искусство интересно хотя бы одному зрителю!

В нашей следующей статье мы расскажем (и покажем!) вам, дорогие друзья, про ещё один интересный и популярный сценический жанр в Китае – сяншэн!

До скорой встречи!

Автор рубрики,

Окладникова Дарья