Дорогие друзья!
Наша сегодняшняя заметка посвящена традиции кукольного театра в китайском сценическом искусстве.
Итак, кукольный театр по-китайски – это 木偶剧院 mù’ǒu jùyuàn, где 木偶 – это, собственно, "деревянная кукла, деревянный манекен; кукольный" в первом, а также "идол, истукан" в своём втором значении. Ещё одно название: 牵丝戏 qiānsīxì – «представление марионеток; театр кукол», где 牵丝 буквально значит "потянуть к себе шнур".
В книге китайского исследователя и теоретика искусства Сунь Кайди «У истоков китайского кукольного театра» мы читаем следующее: «Театр живого актёра – наследник и подражатель кукольного театра». Значит, ключевой фигурой театра в его первоначальном виде является маленькая фигурка, которая во время ритуалов и шаманских практик являлась тем самым "медиумом" между миром живых обычных людей и высшими силами. Во многих культурах мира прослеживается культ захоронения усопших вместе с маленькими куклами-идолами, которые должны были сопровождать умершего, оберегая его, в загробный мир.
И, безусловно, неразрывна связь между атрибутом – куклой, марионеткой или идолом – и тем, кто и руководит ритуалом и направляет действо в нужное русло – шаман, ведущий погребальной процессии или кукольник-кукловод.
На сегодняшний день нам известны следующие виды китайского кукольного театра:
· 扁担戏biǎndānxì («театр на коромысле» - переносной кукольный театр)
· 杖头木偶 zhàngtóu mù’ǒu («тростевые» куклы»: деревянная кукла-марионетка, управляемая палками)
· 提线木偶 tíxiàn mù’ǒu (подвесные куклы-марионетки – куклы на нитках)
· 铁枝木偶 tiězhī mù’ǒu (марионетки на железных прутьях)
· 纸影戏 zhǐyǐngxì (театр теней)
· Пороховые куклы(ныне не существует)
· Плавающие куклы(человеческое тело до пояса на круге, держались на воде в парковых прудах)
· «Живые» куклы(эпоха Сун 宋sòng, X―XIII вв.) – костюмированные дети, сидящие на плечах взрослых и подражающие игре кукол
Некоторые из этих видов мы сейчас рассмотрим подробнее.
«Театр на коромысле»
Этот вид театра известен и представлен во многих культурах мира. Устройство его довольно простое: переносной домик-короб, куклы 布袋木偶 (bùdài mù’ǒu «мешочная кукла» с головой и тканным телом-«мешком» как трёхпалая перчатка) и гонги. Кукольник, конечно же, тоже участник представления: он руководит куклами, приказывает, просит их выполнять те или иные действия. Основные сюжеты представлений – это бытовая сатира, пародия. Сценки обычно не связаны одна с другой и представляют собой набор коротких законченных зарисовок (ср. телевизионный киножурнал "Ералаш"). Что очень интересно и примечательно: пропорции кукол идеально выработаны, детали тщательно проработаны, что позволяет им двигаться с предельной выразительностью; даже сочленения пальцев кистей рук куклы подвижны, в них есть отверстия для мечей и пик. По своей функции (мобильности, портативности) «театр на коромысле» совпадает с театром Петрушки, французского Полишинеля, английского Панча, немецкого Гансвурста, итальянского Пульчинеллы, чешского Кашпарека, но персонажи во всех перечисленных народных кукольных театрах рознятся.
«Тростевые куклы»
Эти куклы управляются тремя палками, которые крепятся к голове и рукам. Стоит отметить виртуозное манипулирование палками, которое демонстрируют кукольники. В зависимости от способа манипулирования и особенностей персонажей, изображаемых куклами, палки бывают вертикальные и горизонтальные. У кукол этого вида многовековая история, они популярны и сегодня. Представления этого театра дают на сцене Пекинского кукольного театра (中国木偶剧院,北京).
Куклы-марионетки (куклы на нитках)
Основным инструментом для управления такими куклами является «вага» (палка, коромысло или крестовина) с натянутыми нитями – две нити к плечам куклы, одна к пояснице, одна к животу, две к кистям и две к коленкам. У китайских кукол бывает и до 40 нитей! Благодаря этому у кукол двигаются рты, глаза, брови, что в динамике превращает куклу в максимально точное подобие своего живого прототипа. Нити протянуты к пальцам кукол, что позволяет свободно брать и класть предметы.
Театр теней
Театр теней актуален в Китае со времён эпохи Тан 唐 (VII-IX вв., оконч. к ΧΙ в.). Это цвето-теневой театр, устроенный следующим образом: фигурка предельно приближена к экрану, свет от лапмы за бумажным/матерчатым экраном проходит сквозь прорези и прозрачную кожу фигурки; фигурка подвижна в сочленениях плеч, локтей, запястий, бёдер и колен; основная спица крепится к шее, на ней фигурка как бы висит, а две другие спицы прикреплены к запястьям. Фигурки вырезались из тонкой кожи животных, при вырезании мастера стремились точно передать все детали, а с развитием искусства добычи цветных пигментов и нанесения краски фигурки раскрашивались реалистичнее, и луч света, проходя через них, позволял увидеть яркие и красивые узоры, как в витражном стекле! Искусство театра теней известно было и на востоке с давних времён, например, турецкий театр теней Карагёз.
В заключении давайте перечислим основные особенности кукольного театра, которые делают его по-настоящему уникальным и чарующим:
· Типовых разновидностей теневых и кукольных театров больше, чем типовых разновидностей традиционных театров живого актера
· Высокая вариативность форм (местные особенности)
· Это традиция, передаваемая из поколений в поколения, обучение с детства
· Основные темы и сюжеты: героика, сатира, борьба за независимость народа с внутренними и внешними врагами, инсценировки классических сюжетов
· Уникальность выразительных средств кукольного театра: можно задействовать больше персонажей, нежели в театре живого актера; обыгрываются сюжеты, не входящие в репертуар театров живого актера
· Музыка сопровождает все спектакли китайского кукольного и теневого театра беспрерывно
· Куклы и все декорации – настоящие музейные реликвии, представляют собой верх художественного и декоративного мастерства
К сожалению, происходило вырождение кукольного театра в Китае на рубеже XIX-XX вв. Однако, в наше время это искусство поддерживается как на профессиональном, так и любительском уровне, причём, не только в самом Китае, но и за его пределами, и мы очень надеемся, что наши заметки помогут привлечь внимание и интерес новых зрителей. Ведь любой театр будет существовать до тех пор, пока его искусство интересно хотя бы одному зрителю!
В нашей следующей статье мы расскажем (и покажем!) вам, дорогие друзья, про ещё один интересный и популярный сценический жанр в Китае – сяншэн!
До скорой встречи!
Автор рубрики,
Окладникова Дарья