Международный скандал со «Святым Себастьяном» кисти Эль Греко, которого сняли с торгов Christie’s по требованию Румынии (см. “Ъ” от 8 февраля), получил неожиданное продолжение. Как оказалось, картину выставил на аукцион российский бизнесмен и коллекционер Дмитрий Рыболовлев. В ходе разворачивающегося судебного процесса румынская сторона настаивает, что он приобрел полотно незаконно.
«Святой Себастьян» (ок. 1610–1614) должен был стать украшением зимней «Классической недели» Christie’s. Бесспорные работы Эль Греко появляются на торгах нечасто, а к образу чтимого христианского мученика художник обращался всего три раза, и два других «Себастьяна» давным-давно находятся в почтенных собраниях — в Прадо и кафедральном соборе Паленсии. Еще в последние годы XIX века картину купил Кароль I, сначала господарь Молдавии и Валахии (1866–1881), а затем первый король Румынии (1881–1914). В 1947 году последний румынский король Михай I увез «Святого Себастьяна» с собой в эмиграцию, а в 1976 году картина была продана. С тех пор румынский Эль Греко сменил владельца как минимум однажды.
Тогда, в феврале, Румыния вмешалась в торги на самом высоком государственном уровне, потребовав снять полотно с продажи, что аукционный дом и исполнил. Но попутно было выдвинуто требование реституции: румынское руководство рассчитывало и рассчитывает, что «Святой Себастьян» Эль Греко займет место в основной экспозиции бухарестского Национального музея искусств, где хранятся другие картины старых мастеров из бывшей королевской коллекции (в частности, еще как минимум три Эль Греко). А для этого, естественно, картину придется конфисковать у ее несостоявшегося продавца. Кто этот несостоявшийся продавец, зимой не разглашалось.
Но теперь в ходе судебных разбирательств всплыло множество подробностей, главная из которых имя владельца.
Как оказалось, еще в 2010 году «Святого Себастьяна» купил российский предприниматель Дмитрий Рыболовлев. Причем купил у печально знаменитого швейцарского арт-дилера Ива Бувье, который сначала (в 2000-е и в начале 2010-х) помогал отечественному бизнесмену собрать амбициознейшую художественную коллекцию, но затем оказался под судом. В 2015 году господин Рыболовлев обвинил своего бывшего арт-дилера в мошенничестве и начал против него тяжбу. Истец настаивал, что ответчик систематически завышал цены на продаваемые произведения искусства и что общая сумма нанесенного ему в результате ущерба составляет $1 млрд. Сам Ив Бувье утверждал, что эти претензии катастрофически повредили его бизнесу, и потому требовал от господина Рыболовлева возмещения ущерба в еще более оглушительных масштабах (до $2 млрд). Многолетние разбирательства, тянувшиеся в европейских и азиатских судах, кое-как закончились в декабре 2023 года полюбовным соглашением.
То, что и «Святой Себастьян» оказался втянут в эту историю, придает судьбе картины Эль Греко особенную остроту. Все помнят, что это из коллекции Дмитрия Рыболовлева происходил «Спаситель мира», купленный опять же у Ива Бувье, приписываемый Леонардо да Винчи и ушедший с молотка в Саудовскую Аравию за немыслимые $450 млн.
Но теперешняя правовая коллизия вокруг «Себастьяна» все-таки в основе своей никак не связана с бурными деловыми взаимоотношениями российского коллекционера и швейцарского дилера.
Румыния, во-первых, подчеркивает, что еще при жизни Кароль I перевел свою коллекцию (включая и «Святого Себастьяна») из своей личной собственности в собственность румынской короны. Во-вторых, считает, что свергнутый с престола Михай I не имел ровно никакого законного права вывозить картину из Румынии и тем более продавать ее: адвокаты румынской стороны настаивают, что с упразднением монархии права собственности на картину перешли от короны к новому социалистическому государству.
Позиция Christie’s состоит в том, что король Михай в 1947 году увез картину с разрешения новых государственных властей — на этом и строится представление о законности всех последовавших сделок с полотном Эль Греко. Однако до сих пор в ходе слушаний не всплыло ни одного документа, который бы подтверждал факт этого разрешения. В свете этого румынские претензии, которые четыре месяца назад выглядели избыточно смелыми, начинают казаться уже более весомыми. Но окончательное решение этого вопроса, скорее всего, затянется на годы, подобно тяжбе Дмитрия Рыболовлева и Ива Бувье. Сама же картина Эль Греко остается пока что на хранении у Christie’s, хотя и под запретом на какие бы то ни было операции с ней.
Василий Лепских
Держите новости при себе. Присоединяйтесь к Telegram «Коммерсанта».