В ноябре позапрошлого года вышла заключительная часть «Атаки титанов» - постапокалиптического аниме-сериала по манге Хадзимэ Исаяма, снятого режиссёром Тэцуро Араки. Аниме называют главным произведением нашего времени, гениальным творением, с которым должен ознакомиться каждый, вне зависимости от того, является он поклонником японской мультипликации или нет. По сюжету сериала многие годы человечество ведет борьбу с титанами, напоминающих существ с картин Франсиско Гойи.
Чтобы от них скрыться, люди построили высокие стены, но в один день титанам удается их проломить. Затем станет ясно, что это лишь одна тайна, скрытая в многовековой истории данной Вселенной. Стоит отметить, что в аниме много отсылок к реальным событиям, происходивших в страшные годы XX века, но об этом чуть позже. «Мне кажется, невероятная популярность «Атаки» кроется в грамотном и постепенном знакомстве с сюжетом», - отзыв пользователя онлайн-платформы «Кинопоиск». Это действительно так, благодаря бодрому темпу повествования, а также предательски расставленным тут и там клиффхэнгерам, интерес не теряется на протяжении десятка серий. В добавок, история постепенно меняется и преобразуется в нечто совершенно иное, с каждым сезоном становясь сложнее, неоднозначное и масштабнее. То, что поначалу могло показаться простым боевиком про кровожадных монстров и детей с мечтами о свободном и светлом будущем, превращается в философское произведение о людях, их сущностях и пороках. Неизменным остается лишь одно: «Атака титанов» — это от начала и до конца история о войне, которая содержит важное послание всему человечеству. Нельзя не подчеркнуть прекрасно проработанных и подвижных героев, характеры которых прописаны на высшем уровне.
Среди главных персонажей раскрывается проблема неверного выбора, когда последствия ваших решений вроде бы неочевидны, но в итоге могут оказаться фатальными. Сопоставляя события в аниме с реальной жизнью, мы начинаем сопереживать определённым личностям. Рассмотрим одного из главных персонажей - Леви Аккермана, с точки зрения философа Жан-Поль Сартра. В своём эссе «Экзистенциализм - это гуманизм» учёный заявил, что человек осужден на свободу, потому что не выбирал рождаться, но, появившись на свет, несет ответственность за поступки. А точнее, за выбор, который он обречен раз за разом совершать. Выбор — задумка всей истории Леви, даже отдельный эпизод о данном герое имеет подзаголовок «Выбор без сожалений». Капитан часто говорит о выборе, который приходится совершать в самых сложных ситуациях. Необходимость выбора достигает апогея в конце третьего сезона, когда в предсмертном состоянии находятся два человека: главнокомандующий разведкорпуса и по совместительству друг Эрвина Смита и амбициозный солдат из отряда Леви - Армин Арлерт. Выбор. Воскресить Эрвина, зарекомендовавшего себя, как великолепный стратег и тактик, или Армин, обладающего высоким интеллектом, который не раз спасал своим нестандартным решением на поле боя. Решение, чьей жизнью пожертвовать, рифмуется с дилеммой вагонетки — известным мысленным экспериментом, где нужно решить фундаментальную этическую проблему: можно ли жертвовать одним человеком ради блага большинства?
Интересный факт. Те, кто не считает себя поклонниками аниме, выделяют ключевой, по их мнению, момент в «Атаке титанов» - здесь нет стереотипных «анимешных» элементов, отпугивающих неподготовленную аудиторию, например, нет карикатурно плачущих персонажей или комиксовых облачков. К тому же в аниме почти нет специфического японского юмора, также часто отталкивающего массового зрителя и в то же время привлекающего фанатов, но есть достаточно понятная западному человеку рисовка — без больших глаз и разноцветных волос.
«Атака титанов» уже давно вышла за рамки какой-либо жанровой принадлежности и заявила о себе, взорвав всю аниме-фан-базу так, что даже обычные люди про нее хоть что-то, да слышали. История противостояния людей страшному внешнему врагу оказалась ложной, на первый план вышли человеческие конфликты — расовые, национальные, экономические, военные. И это, пожалуй, самое важное. Что касается метафор, используемых в сюжете, то выглядят они вовсе не прозрачно, например концлагеря и повязки «народа Имир», жёстко, но в современных реалиях именно так и следует говорить со зрителем — в лоб и без намеков. Достаточно посмотреть вокруг и увидеть, что люди забыли о базовых гуманистических принципах. Поэтому каждая серия 4 сезона буквально вдалбливала смотрящему, что милитаризм нигде и никогда не приводит к благу.
Закончить хочется словами автора манги Хадзимэ Исаяма из интервью, которое было выпущено перед экранизацией финальной части: «Я никогда не мог предположить, что буду ответственным за столь большую историю. Когда я задаюсь вопросом, могу ли я вообще вывести к финишу эту работу, то думаю, что ни за что не справлюсь с этим действительно хорошо. Мысль о том, что мне придётся попрощаться с «Shingeki no Kyojin», вызывает конфликт в моём сердце...»