Найти в Дзене
Зеркало Эпох

Генриетта Наумовна Яновская: Творческий путь мастера театра

Оглавление

24 июня 2025 года исполняется 85 лет одной из самых ярких фигур российского театрального искусства — Генриетте Наумовне Яновской, народной артистке России, режиссёру, чьё имя неразрывно связано с историей Московского театра юного зрителя. Её творческий путь, начавшийся в послевоенном Ленинграде и продолжающийся в современной Москве, представляет собой уникальную летопись развития отечественного театра второй половины XX — начала XXI века. Юбилей мастера стал поводом для осмысления её вклада в театральное искусство и влияния на формирование целых поколений зрителей и театральных деятелей.

Формирование личности: от блокадного детства к театральному призванию

Ранние годы и военные испытания

Генриетта Наумовна Яновская родилась 24 июня 1940 года в Ленинграде, в семье, которой предстояло пережить одно из самых страшных испытаний в истории города — блокаду. Когда началась Великая Отечественная война, девочке был всего год, и вместе с матерью она была эвакуирована в Алма-Ату, где провела военные годы. Это раннее знакомство с лишениями и перемещениями во многом сформировало её характер — стойкость, умение приспосабливаться к обстоятельствам и глубокое понимание человеческой природы.

После войны семья вернулась в Ленинград, где Генриетта провела школьные годы. Уже в школе она проявила интерес к театру, занимаясь в драматическом кружке под руководством театральной актрисы Марии Призван-Соколовой. Эти первые театральные опыты заложили основу будущего призвания, хотя путь к профессиональному театру был ещё долгим и извилистым.

Техническое образование и поиск призвания

Несмотря на раннее увлечение театром, Яновская первоначально выбрала техническую специальность, окончив радиотехнический техникум при Ленинградском институте точной механики и оптики по специальности «Конструктор телевизионной и радиолокационной аппаратуры». Она работала на Ижевском мотозаводе, затем электромонтёром и инженером в посёлке Ровное Ленинградской области. В начале 1960-х годов трудилась в одном из ленинградских НИИ, а позже — продавщицей в книжном магазине «Ленкнига».

Именно работа в книжном магазине при Ленинградском университете, где она отвечала за поэзию и художественную литературу, стала поворотным моментом в её судьбе. Яновская позже называла этот период «лучшим в жизни», поскольку ежедневное общение с литературой и покупателями-книголюбами расширяло её кругозор и укрепляло желание заниматься искусством.

Профессиональное становление: школа Товстоногова

Поступление в ЛГИТМиК и влияние великого мастера

В 1967 году Яновская окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино, обучаясь в мастерской легендарного режиссёра Георгия Александровича Товстоногова. Решение поступать на режиссуру пришло неожиданно — от одного из покупателей книжного магазина она узнала, что Товстоногов набирает режиссёрский курс. Взяв больничный лист, она за три дня подготовила экспликацию по «Уриэлю Акосте» и успешно сдала экзамены.

Отношения с великим мастером складывались непросто. Яновская испытывала одновременно «абсолютный восторг и преклонение перед силой и мощью его таланта» и страх перед его сложным характером. При Товстоногове она «немела», но уже через пятнадцать минут занятий «обожала» его. Мастер задал планку профессионализма, приучил к «бешеной ответственности» и научил видеть в актёре не пешку, а единомышленника.

Большое влияние на формирование режиссёрской индивидуальности Яновской оказали спектакль Питера Брука «Король Лир» Шекспира и его лекции в 1964 году. Это знакомство с западным театральным искусством расширило её художественные горизонты и заложило основы будущего новаторского подхода к классическим произведениям.

Первые профессиональные шаги

Дипломным спектаклем Яновской стала «Варшавская мелодия» Леонида Зорина в ленинградском областном Малом драматическом театре (ныне МДТ — Театр Европы). Этот спектакль произвёл фурор, прошёл 500 раз и успешно конкурировал с постановкой того же произведения Игоря Владимирова, где главную роль играла Алиса Фрейндлих. Успех дебютной работы подтвердил, что из института выходит режиссёр с ярко выраженной индивидуальностью.

В 1968 году в МДТ был выпущен спектакль «Бал воров» Жана Ануйя, который окончательно утвердил своеобразие режиссёрского почерка Яновской. Эти ранние работы продемонстрировали её способность глубоко проникать в драматургический материал и создавать психологически точные, эмоционально насыщенные спектакли.

Красноярский период: творческая конкуренция и семейный союз

Работа в провинции как творческий вызов

В 1970-1972 годах Яновская работала в Красноярском театре юного зрителя, который возглавлял её муж Кама Гинкас. Переезд из Ленинграда в провинцию был сравним с эмиграцией в другую страну, но Яновская поехала туда по собственному желанию. Она нуждалась в творческой конкуренции и понимала, что рядом с Гинкасом не потеряет критерии, всегда будет планка, к которой нужно тянуться.

В Красноярске супруги трудились много и напряжённо. Они поставили несколько значительных спектаклей: «Сотворившая чудо» Уильяма Гибсона, «Плутни Скапена» Жана-Батиста Мольера, «Волшебник изумрудного города» по Александру Волкову. Особенно запомнились «Плутни Скапена» со знаменитым «бедабедабедабедабеда» в исполнении Владимира Рожина — эта фраза стала своеобразной визитной карточкой спектакля.

Работать в Красноярске было трудно не только из-за отдалённости от столиц, но и из-за взаимоотношений с местными властями. Приходилось по несколько раз сдавать спектакли и идти на различные ухищрения, чтобы преодолеть номенклатурный барьер на пути к публике. Так, знаменитого «Гамлета» показывали сначала в Железногорске, а только потом «сдавали» в крае.

Формирование творческого дуэта

-2

Красноярский период стал временем окончательного формирования уникального творческого и семейного союза Яновской и Гинкаса. Они создали особую модель совместной работы, основанную на взаимном уважении к таланту партнёра и готовности к творческой конкуренции. Как позже признавалась Яновская, они прожили вместе более полувека и всегда были «заинтересованы в удаче другого».

Московский период: триумф в МТЮЗе

Дебют в столице и назначение главным режиссёром

В 1984 году Яновская дебютировала на московской сцене спектаклем «Вдовий пароход» Ирины Грековой и Павла Лунгина в Театре имени Моссовета. Эта постановка открыла новые грани дарования актрис Оксаны Остроумовой и Нины Теняковой и привлекла внимание театральной общественности к режиссёру.

В 1987 году Яновская была назначена главным режиссёром Московского театра юного зрителя, должность которого занимала до 2023 года. Её первая постановка в МТЮЗе — «Собачье сердце» по Михаилу Булгакову — стала поворотным моментом не только в её карьере, но и в истории театра.

«Собачье сердце»: спектакль-легенда

Премьера «Собачьего сердца» 25 мая 1987 года стала настоящим событием в культурной жизни страны. Повесть Булгакова была поставлена впервые, ещё до появления в печати, что придавало спектаклю особую актуальность. В те вечера, когда играли «Собачье сердце», МТЮЗ был просто неузнаваем — у кассы выстраивались огромные очереди, а в Мамоновском переулке дежурила конная милиция.

-3

Спектакль «взорвал» театральную Москву и принёс Яновской всероссийскую славу. Критик Константин Рудницкий писал: «Успех спектакля неопровержим и великолепен. Нежданно-негаданно здесь состоялся подлинный бенефис Михаила Булгакова». МТЮЗ объехал с этим спектаклем полмира, а во многих странах стал первым из российских театров, чьи спектакли зазвучали на русском языке за рубежом.

-4

Яновская подходила к булгаковскому материалу не только как к политической сатире, но прежде всего как к истории о творце и творении, об ответственности учёного за своё детище. Она строила спектакль «по логике взаимодействия с маленьким, которого воспитывают», показывая Шарикова как фактически сына профессора Преображенского.

«Гроза»: психологические глубины Островского

В 1997 году Яновская поставила «Грозу» Александра Островского, которая стала ещё одной вершиной её творчества. Спектакль был удостоен театральной премии «Хрустальная Турандот» за лучшую режиссёрскую работу, а также премии «Чайка». Юлия Свежакова за роль Катерины получила премию «Хрустальная Турандот» за лучший дебют сезона.

Яновская не пыталась бороться с традицией или ниспровергать каноны. Она просто взяла великую пьесу и поставила её, «осмысляя каждую фразу как прочитанную впервые». В её интерпретации «Гроза» превратилась в историю о свободе духа в скованном мире, о любви к подлинной жизни. Спектакль был выдвинут на соискание Государственной премии России и с успехом представлял российское театральное искусство на международных фестивалях.

-5

Международное признание и награды

Триумфы на мировых сценах

Спектакли Яновской неоднократно представляли отечественное театральное искусство на международных театральных фестивалях в Германии, Италии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Израиле, Финляндии, Югославии, Турции, Польше и других странах. В 1998 году «Гроза» стала участником II Международного театрального фестиваля имени А. П. Чехова и была успешно представлена на престижном фестивале «Авиньон-98» во Франции.

«Гроза» получила специальный приз Международного театрального фестиваля в Белграде «БИТЕФ-1999» за новаторскую режиссуру и великолепный актёрский ансамбль. В 1999 году спектакль стал центральным событием Международного летнего театрального фестиваля в Гамбурге, а в 2003 году представлял российское театральное искусство в США.

Яновская проводила мастер-классы в Великобритании и Германии, делясь опытом с зарубежными коллегами. В 1996 году она поставила «Канкан» Коула Портера в Финляндии, продемонстрировав универсальность своего таланта.

Система наград и признания

За свою долгую карьеру Яновская была удостоена множества наград и званий. В 1997 году она получила звание заслуженного деятеля искусств РФ, а в 2004 году — звание народной артистки России. В 2012 году была награждена орденом Дружбы.

Среди театральных премий особое место занимают «Хрустальная Турандот» за лучшую режиссуру (1997 год — «Гроза», 2006 год — «Трамвай 'Желание'»). В 2006 году Яновская стала лауреатом Международной театральной премии имени К. С. Станиславского за спектакль «Трамвай 'Желание'». В 2020 году вместе с Камой Гинкасом она получила премию «Золотая маска» в почётной номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства».

Педагогическая деятельность и наследие

Формирование театральной школы

На протяжении десятилетий работы в МТЮЗе Яновская воспитала не одно поколение актёров и режиссёров. Её подход к работе с актёрами основывался на глубоком психологическом анализе ролей и требовании максимальной честности в сценическом существовании. Она учила актёров «выкручивать» сложную внутреннюю смесь психологизма высокой пробы, жизни в двух временах и абсолютной театральной эксцентрики.

Яновская создала в МТЮЗе особую атмосферу семьи, объединив людей разных поколений, характеров и взглядов. Как отмечал Кама Гинкас, она родила МТЮЗ почти 40 лет назад и удивительным образом сохраняла уровень, заданный с самого начала. Эта семья иногда превращалась в «советскую коммуналку», но всегда возвращалась к состоянию команды влюблённых друг в друга людей.

Философия театра и творческие принципы

Творческая философия Яновской основывалась на глубоком понимании природы театрального искусства. Она считала, что режиссёр должен быть следователем в пьесе — не прокурором и не адвокатом, а именно следователем, который видит и разбирается в происходящем. Её интересовало не мнение публики, а то, «как дышат в зале», как изменяется частота дыхания зрителей.

Яновская всегда подчёркивала важность работы с живыми людьми, у которых есть нервы, беды, радости. «Мы работаем с живыми людьми... Это не механизм, поэтому у нас... мы кровью спаяны. Вклад — это жизнь, мы вкладываем жизнь. У нас не было другой жизни», — говорила она при получении премии «Золотая маска».

Личная жизнь: союз двух мастеров

Семейная и творческая гармония

Союз Генриетты Яновской и Камы Гинкаса стал одним из самых ярких примеров успешного сочетания семейной и профессиональной жизни в театральном мире. Они познакомились в ЛГИТМиКе, где учились на одном курсе у Товстоногова, и вот уже более полувека их судьбы и спектакли рядом.

Как признавалась сама Яновская, они с мужем прожили вместе 54 года и всегда были «заинтересованы в удаче другого». Их отношения строились на взаимном уважении к таланту партнёра: Гинкас восхищался административным даром жены, её умением «держать чудовище под названием театр», а Яновская видела в муже гениального режиссёра.

Испытания и верность

Путь семейной пары не всегда был гладким. Были периоды безработицы, когда Яновской приходилось идти работать в самодеятельность, в то время как Гинкас не мог себе этого позволить. Были даже попытки развода — однажды они пошли в милицию, думая, что там разводят, но, узнав, что нужно идти в загс, так туда и не дошли.

Что удерживало их вместе? Яновская объясняла это корнями семьи, традициями, где «что бы ни случалось, не отдают, не предают друг друга». Она считала себя «по природе очень верным человеком», а в муже её привлекала «неожиданность в способе мыслить, оценивать, придумывать». Ей никогда не было с ним скучно, хотя иногда бывало противно.

Завершение эпохи и современное наследие

Передача эстафеты

3 декабря 2023 года Генриетта Яновская покинула пост главного режиссёра МТЮЗа, сохранив должность художественного руководителя театра. Это решение стало символическим завершением целой эпохи в истории театра, но не означало прекращения её творческой деятельности.

Под её руководством МТЮЗ превратился из небольшого детского театра в один из ведущих театров страны. За почти четыре десятилетия работы она поставила десятки спектаклей, многие из которых стали классикой современного театра. Спектакли её репертуара продолжают идти и сегодня, привлекая новые поколения зрителей.

Влияние на современный театр

Творческое наследие Яновской продолжает влиять на развитие современного российского театра. Её подход к классическим произведениям, основанный на глубоком психологическом анализе и поиске современных смыслов, стал образцом для многих режиссёров. Особенно важным представляется её умение работать с актёрами, воспитывать их не как исполнителей режиссёрской воли, а как творческих партнёров.

В 2024 году в МТЮЗе была поставлена новая версия «Собачьего сердца» режиссёра Антона Фёдорова — через 37 лет после легендарной постановки Яновской. Это событие стало своеобразным диалогом поколений и подтверждением непреходящей актуальности творческих находок мастера.

Юбилей 2025 года: признание и благодарность

Празднование 85-летия

24 июня 2025 года театральное сообщество и вся страна отмечают 85-летний юбилей Генриетты Наумовны Яновской. К этой дате МТЮЗ подготовил особый подарок — большой альбом с письмами от самых разнообразных людей, среди которых много родных, близких и коллег. Поздравления прислали ведущие деятели культуры, включая директора СВР России С. Е. Нарышкина и председателя СТД РФ В. Л. Машкова.

Константин Райкин от имени театра «Сатирикон» выразил «бесконечную любовь, уважение и почтение» к юбиляру, назвав её «одной из важнейших фигур в театральной профессии». Телеканал «Россия-Культура» показал программу из цикла «Линия жизни», посвящённую творчеству мастера.

Оценка вклада в культуру

Юбилей стал поводом для осмысления огромного вклада Яновской в развитие российского театрального искусства. Председатель СТД РФ В. Л. Машков отметил, что поставленные ею спектакли «воспитывают в молодой аудитории доброту, чуткость, чувство справедливости, стремление к любви и взаимопониманию». Директор СВР С. Е. Нарышкин подчеркнул, что её многолетняя деятельность является «ярким примером профессионализма и преданности любимому делу».

Заключение

Жизнь и творчество Генриетты Наумовны Яновской представляют собой уникальную страницу в истории российского театра XX-XXI веков. От блокадного детства в Ленинграде до триумфов на мировых театральных фестивалях — её путь воплощает в себе стойкость, талант и беззаветную преданность искусству.

85-летний юбилей мастера — это не только повод для чествования выдающегося деятеля культуры, но и возможность осмыслить значение её творческого наследия для будущих поколений. Спектакли Яновской продолжают жить на сцене МТЮЗа, её ученики работают в различных театрах страны, а её творческие принципы остаются актуальными для современного театрального искусства. В этом и заключается подлинное бессмертие большого художника — в способности его творений переживать время и продолжать волновать сердца зрителей.