Продолжаю путешествие по Кавказской тропе. К этому моменту я прошёл пешком 600км по Дагестану, Чечне, Ингушетии и добрался до условной середины маршрута. Рассказ о пройденном пути был в предыдущих статьях.
Два последних дня провёл во Владикавказе. Ненадолго окунулся в городскую жизнь, отдохнул от физической нагрузки, забрал заказ из пункта выдачи Озона. Купил новые стельки в кроссовки, первые уже износились за пройденные 600км пути. В охотничьем магазине купил перцовый баллончик на случай встречи с агрессивными сторожевыми собаками. С ним будет спокойней.
На 35-й день начинается второй этап похода. Рано утром заказал такси до места, где я ушёл с трека маршрута пару дней назад. Поход по четвёртому региону, Северной Осетии начинается с подъёма от трассы Владикавказ – Верхний Ларс на Санибанский перевал.
За пару дней в городе успел соскучиться по горам. Приятно снова вернуться в природу. Утренний свежий воздух, пение птиц встречают меня с первых метров пути. Автомобильная грунтовая дорога плавно набирает высоту и поднимается на Санибанский перевал. Наверху есть оборудованная смотровая площадка с отличным видом.
С другой стороны перевала дорога спускается в долину реки Геналдон. В сентябре 2002 года в этом месте произошла трагедия. В результате масштабного схода ледника Колка, огромная масса камней и льда устремилась вниз по долине в узкое скалистое ущелье. Тогда погибла съёмочная группа Сергея Бодрова младшего и еще более 100 человек.
Большое количество камней и земли, сошедших со склона горы, до сих пор заметно в русле реки. Тогда это выглядело ещё масштабней, так как вся эта масса была вперемешку со льдом.
В Северной Осетии заметно добавилось автомобилей на горных дорогах. Это популярный туристический регион. Машины с туристами едут одна за другой. Несколько лет назад я уже путешествовал по Северной Осетии на автомобиле, теперь иду пешком по тем же местам, но сейчас всё воспринимается по-другому. Расстояния преодолеваются дольше, подъёмы на перевалы ощущаются в полной мере. К концу этого дня дошёл до Даргавса, остановился на противоположном берегу реку Гизельдон. На завтра запланировал посещение местной достопримечательности.
Рядом видна высокая заснеженная вершина, где-то в той стороне находится гора Казбек.
Рано утром иду осматривать Даргавский некрополь. Его еще называют "Город мертвых". Небольшие каменные строения, напоминающие домики – это склепы, в них захоронены тела. Заглянув в небольшие отверстия, можно увидеть останки давно умерших людей. Необычной особенностью было хоронить тела уложив их на деревянное ложе в форме лодки. Внутри некоторых склепов ещё сохранились такие лодочки.
Захоронения относятся к периоду между 14 и 18 веками. Это самый крупный из подобных комплексов, сохранившихся на Северном Кавказе. Место неоднозначное, с одной стороны - интересное и необычное, с другой - жутковатое. В одном погребальном строении хоронили несколько тел, поэтому небольшие по размеру склепы заполнены множеством человеческих костей.
В Северной Осетии рельеф местности в очередной раз меняется. Горы становятся выше, подъёмы длиннее и круче. Снежники на вершинах видны уже совсем близко. От самого начала маршрута сложность пути увеличивается постепенно и позволяет адаптироваться организму к нарастающей нагрузке. К этому моменту я уже набрал хорошую форму и акклиматизацию.
В долине реки Фиагдон расположен посёлок Верхний Фиагдон. Это один из крупнейших населённых пунктов Северной Осетии, можно даже сказать туристический центр для тех, кто путешествует по горной части республики. Здесь есть гостевые дома, кафе, магазины. Купил осетинский пирог с картошкой и сыром. Очень сытный, половину пирога съел на обед, вторую оставил на ужин. Поскольку накануне уже провёл два дня отдыха во Владикавказе, останавливаться здесь не стал и пошёл дальше.
Рядом с Верхним Фиагдоном находится старое заброшенное село Цимити. В 15-18 веках, в период своего расцвета это был, по местным меркам, целый город в горах. Выгодное расположение на пересечении торговых путей способствовало развитию и процветанию этого поселения на протяжении веков. Здесь сохранились несколько сторожевых башен и такие же погребальные строения, которые я видел в Даргавсе.
Сейчас жилых домов на территории старого села не осталось, однако место всё равно часто посещаемо людьми - туристами и местными жителями, приезжающими сюда, чтобы почтить память предков.
Чуть выше старого села, на скалистом основании стоят родовые башни Габисовых и Цагараевых. Помимо оборонительной функции такие башни являлись значимым статусом рода, который её построил. Для этого нужно было потратить много сил и средств. Возведение башни состояло из нескольких этапов: выбора места, сбора камней, их доставки, обработки и собственно самого строительства.
Спустя века, современные потомки тех людей стараются сохранить связь со своими родовыми башнями, кто-то даже занимается восстановлением древних построек.
От Цимити тропа ведёт на Архонский перевал в стороне от основной дороги. Проходил мимо ещё одних руин, но уже современных. От животноводческой фермы остались лишь пара полуразрушенных зданий.
Под вечер подниматься на Архонский перевела не стал, остановился на ночёвку на склоне горы. Удалось найти небольшой ровный участок под палатку с видом на Куртатинское ущелье и Верхний Фиагдон.
Пройдено 653км от начала маршрута. Продолжение в следующей статье.
По Северной Осетии от Куртатинского ущелья до села Камунта по Кавказской тропе.