Конечно, модели подиума начали появляться в музыкальных клипах задолго до 1990 года, но мало кому из исполнителей удавалось собрать на одном видео такой "цветник", который собрал Джордж Майкл в клипе на песню «Freedom! '90».
[ВНИМАНИЕ! Мой цикл "Девушки из клипов", вообще-то, задуман в формате видео. Это как раз тот случай, что лучше смотреть и слушать, чем читать. Те, кто желает познакомиться с полноценной и расширенной версией ролика о моделях в клипе Джорджа Майкла, могут подписаться на "Дзен-премиум", где много всякого другого интересного. Считайте это саморекламой.:) Ну, а я продолжу...]
Сразу скажу, что приставка "90" появилась в названии песни, чтобы избежать путаницы. Ведь в 1984 году Джордж (тогда ещё в составе дуэта WHAM!) уже записывал хит с названием "Свобода". И вот в 90-м он решил ещё раз затронуть тему освобождения - на этот раз освобождения от своего надоевшего имиджа мужественного красавца.
Правда, о том, что покоритель девичьих сердец на самом деле "играет за другую команду", публика узнает лишь спустя 8 лет. А в 90 году для подобных откровений ещё не пришло время, поэтому в клипе «Freedom! '90» певец прощался со своим маскулинным образом символически. Во время припева мы видим, как уничтожаются три знаковых предмета из клипа трёхлетней давности, снятого на песню «Faith», а именно - кожаная куртка, музыкальный автомат и гитара.
Связь между двумя клипами можно заметить и в схожих вступлениях. Если «Faith» начинался с виниловой пластинки, то на «Freedom! '90» уже включали современный компакт-диск.
Однако сжиганием и взрыванием вещей дело не ограничилось. Чтобы показать, насколько он устал от пристального внимания к своей персоне, Джордж принял решение вообще в клипе не появляться. Ход, конечно, интересный, но коммерчески рискованный. Чем, скажите, компенсировать своё отсутствие в кадре? Конечно, красивыми девушками - и чем их будет больше, тем лучше. Кстати, мужчины на видео тоже будут присутствовать, но это не тема нашего выпуска.
Впоследствии критики найдут в подобном подходе ещё один скрытый символизм - мол, в нынешнем шоу-бизнесе индивидуальность исполнителя стёрлась настолько, что его без труда можно заменить несколькими красотками.
Окончательно идея клипа «Freedom! '90» оформилась после того, как Джордж увидел знаменитую обложку модного журнала "Vogue" за январь 90 года. Это была чёрно-белая фотография, где были изображены вместе аж 5 знаменитых моделей той эпохи: британка Наоми Кэмпбелл, канадка Линда Евангелиста, немка Татьяна Патитц и американки Кристи Тарлингтон и Синди Кроуфорд.
"Хочу всех!" - решил Джордж и тут же призадумался. Да, он, конечно, тоже знаменитость, но и девушки были не просто моделями, а супермоделями - из тех, которые, по словам той же Евангелисты, даже «не встанут с кровати меньше чем за 10 000 долларов в день». А уж договорится со всеми - ещё та задача!
Её немного облегчал тот факт, что Кэмпбелл, Евангелиста и Тарлингтон были закадычными подругами и даже получили прозвище "Тринити" (то бишь, "Троица"). Поэтому достаточно было сделать предложение одной из них, а та уже могла передать его остальным.
Так или иначе, певец своего добился, пообещав каждой модели 15 тысяч долларов за съёмочный день. Правда из-за плотного рабочего графика девушки прилетали на съёмки в Лондон по отдельности и в разные дни. Наоми Кэмпбелл вспоминала, что вылетела на съёмку в 2 часа ночи после пяти модных показов в Париже, поэтому даже не успела вздремнуть.
Единственными, кто появились в кадре вместе, стали Линда Евангелиста и Кристи Тарлингтон. Я имею в виду сцену, где они прокалывают пальцы и как бы становятся "кровными сёстрами". Позже Кристи смеялась, что подобное "кровосмешение" было плохой идеей во времена, когда лютовал СПИД. Впрочем, даже тут никакой опасности не было - вся кровь в клипе была исключительно бутафорской.
Главной проблемой для моделей стали не сами съёмки, а то, что Джордж Майкл заставил девушек ещё за него и петь. Ну, конечно, не на самом деле петь, а открывать рот под фонограмму. Линда Евангелиста вспоминала, как Джордж объяснял ей, что нужно не подпевать треку, а просто "синхронизировать движения губ", хотя модель долго не могла понять - а в чём, собственно, разница?
Учитывая занятость девушек, далеко не все из них успели выучить свой отрывок текста до съёмок. Самой ответственной оказалась Синди Кроуфорд, прилетевшая на съёмки полностью подготовленной. Остальным пришлось разучивать текст на ходу или вообще хитрить. Вот что вспоминала по этому поводу Кристи Тарлингтон:
"В клипе есть сцена, где я ползу в полумраке, а свет падает на лицо сквозь прорезь картонной коробки. Так вот... каждый раз, когда я забывала слова, приходилась пригибаться, чтобы зритель видел только мои глаза".
Кстати, о полумраке. На удивление, вместо ожидаемого блеска и гламура режиссёр Дэвид Финчер представил зрителю видео, снятое в нуарных романтических тонах. Да и наряды моделей здесь нельзя назвать особо вычурными.
Дело в том, что бОльшая часть бюджета ушла на длиннющую простынь, которую эффектно волочила за собой героиня Кристи Тарлингтон. Ведь для изготовления этого реквизита понадобилось более 18 метров дорогого ирландского льна - достаточно тонкого, чтобы пропускать свет.
В результате, остальные наряды пришлось искать в гардеробе стилистки клипа - Камиллы Никерсон. Например, чёрный свитер для Евангелисты Камилла достала из личного шкафа, а байкерские ботинки для Наоми позаимствовала у своего бойфрэнда.
Многие идеи рождались прямо на съёмочной площадке. Так Линду впервые в её жизни перекрасили в платиновую блондинку. А когда она спонтанно стала натягивать на лицо свитер, на этом решили сделать отдельный упор.
Волосы же Татьяны Патитц завили так, что, по словам модели, она стала напоминать девушку, сунувшую пальцы в розетку
Единственной моделью, по поводу одежды которой не надо было париться, стала Синди Кроуфорд. Наоборот, попарить решили её саму. Дело в том, что по задумке образ Синди должен был быть максимально сексуальным. Поэтому модели пришлось почти полностью раздеться и изображать, как она нежится в ванне. На самом деле воды в ванне не было. Вдобавок, чтобы не выпадать из кадра, Синди пришлось ещё и опираться на ящик из-под яблок.
В итоге для создания душной и томной атмосферы пришлось включить паровую машину, кожу девушки покрыть глицерином, а макияж сделать смазанным.
Удивительно, но Синди в тот момент показалось, что ей отвели в клипе самую неинтересную роль. Хотя мужчины с этим вряд ли согласятся.
В октябре 1990 года клип «Freedom! '90» вышел на экраны и произвёл ожидаемый фурор.
Тогда супермодели ещё не до конца понимали, насколько возрастёт их популярность, благодаря задумке Джорджа Майкла. Однако уже спустя год - в финале модного показа "Версаче" - Линда, Кристи, Наоми и Синди гордо продефилируют по подиуму именно под звуки «Freedom! '90».
А спустя ещё какое-то время Евангелиста скажет:
«Моё появление в клипе привело к тому, что я стала известна за пределами мира моды. Спустя годы, люди, подходящие ко мне на улице, будут вспоминать именно это видео. Это просто невероятно!».
Дошло до того, что идею клипа Джорджа Майкла почти полностью скопипастила российская группа БЕЛЫЙ ОРЁЛ. Да-да, я намекаю на видео 1998 года, снятое к незабвенной песне "Потому что нельзя быть красивой такой". Правда, имён девушек, заменивших там западных супермоделей, мы, видимо, вряд ли узнаем.
Автор: Сергей Курий