Текстиль как искусство и промышленность занимает особое место в истории дизайна. Основой его создания служат гибкие, мягкие волокна и нити, образующие ткани, войлок, трикотаж и другие материалы. Развитие текстильного производства тесно связано с эволюцией технологий и художественного творчества.
Происхождение и методы изготовления
Термин "текстиль" происходит от латинского "textus", означающего "ткань, материя". Основные способы его производства включают ткачество, вязание, плетение и валяние. Хотя ткачество является наиболее распространенным методом, другие техники также находят широкое применение в художественном текстиле. Исторически текстильные изделия создавались вручную, но с развитием промышленности началось механизированное производство.
Виды текстильных волокон
Текстильные материалы можно разделить на несколько групп:
- Натуральные волокна:Растительные (лён, хлопок, джут, конопля);
Животные (шерсть, шёлк, альпака, кашемир);
Минеральные (асбест). - Искусственные волокна, получаемые химическим путём:Вискоза;
Ацетат;
Модал. - Синтетические волокна, производимые из нефтепродуктов:Полиэстер;
Нейлон;
Акрил;
Спандекс.
Художественно-пластический язык текстиля
Текстильное искусство характеризуется особыми художественными приёмами:
- Условность и плоскостность изображений;
- Выраженная специфика материала (батик, ткачество, кружево, вышивка и др.);
- Различные композиционные формы: фронтальная (панно), объемная (скульптура), объемно-пространственная (объекты в интерьере), глубинно-пространственная (объединение объемов в пространстве);
- Свободное соотношение формы и функции.
Промышленное проектирование тканей
История промышленного текстиля тесно связана с развитием художественного дизайна. В СССР большое внимание уделялось созданию текстильных образцов, которые бы сочетали в себе эстетическую выразительность и функциональность.
Среди значимых художников в области текстиля стоит отметить Варвару Степанову, Любовь Попову, а также советских дизайнеров 1970-1980-х годов, работавших на предприятиях Ленинграда. Их работы отличались конструктивистским подходом, использованием геометрических орнаментов и поиском новых колористических решений.
Сувенирный текстиль
Сувенирные изделия на текстильной основе также занимали важное место в отечественном дизайне. Особенно популярны были платки, оформленные в различных художественных стилях. Среди известных авторов этого направления можно выделить Ф. И. Лейбовича, Н. Михайлову, А. Кардашева и В. Сироткину. Их проекты сочетали элементы национальной традиции с современными веяниями.
Гобелен. Развитие авторского ленинградского стиля
Гобелен – одно из наиболее выразительных направлений художественного текстиля. В Ленинграде и Москве были созданы значительные произведения, украшавшие общественные пространства. Среди выдающихся мастеров гобелена можно выделить Б. Мигаля, С. Бусыгину, Г. Бушуеву, М. Ганько и других.
Гобелены варьировались по стилю – от монументальных композиций до камерных произведений. Их характерные особенности:
- Графичный или живописный строй изображения;
- Колористические решения: нюансная или контрастная гамма;
- Лаконичный силуэт или сложное узорочье.
Авторский гобелен как единый арт-объект сформировался в пространстве советского искусства позже остальных видов декоративного искусства. С 1960-х годов молодые художники кафедры текстиля ЛВХПУ им. В. И. Мухиной начали совмещать работу над авторскими произведениями с активными разработками государственных проектов, которые все так же оставались основными источниками заказов для трудного и дорогостоящего ручного ткачества. В авторском текстиле ленинградских художников стали проявляться такие черты, как интерес к метафорически наполненным условным образам, лаконичному и точному пятну, тектоничным композициям, тонким колористическим нюансам, рисующей линии и монохромной графике, характерные для искусства периода «оттепели».
Логика развития художественного авторского текстиля в полной мере кристаллизовалась и обрела окончательное визуальное воплощение в творчестве выдающегося художника Бориса Георгиевича Мигаля (1946–1999). Новаторский подход Мигаля был очевиден современникам. Среди характерных особенностей почерка художника выделяли композиционную и цветовую ритмику, условную игру линий и форм, сложные визуальные метафоры. В своем творчестве художник постоянно экспериментировал с возможностями материала: совмещал гладкое и фактурное ткачество, в зрелых работах приблизившееся к гравировальному штриху, соединял шпагаты, хлопок лен и натуральную шерсть. Ранние композиции Бориса Мигаля, такие как «Борющийся Вьетнам» (1970) или «Борцы» (1970-е), включают изобразительные элементы и довольно открытый нарратив.
Более поздние произведения автора, например, «Уход» (1990), «Вираж» (1997), представляют собой сложно организованные условные художественные образы, наполненные философскими размышлениями.
Период 1970–1980-х годов был временем активных творческих проб. Художественные приемы, найденные Борисом Мигалем, развивались в процессе совместной учебной и творческой деятельности художников, включая Светлану Бусыгину, Галину Бушуеву и Ирину Алову, на кафедре художественного текстиля ЛВХПУ им. В. И. Мухиной и работе на Комбинате декоративно-прикладного искусства. Каждый из этих мастеров освоил стилевые координаты «ленинградского стиля» и привнес их в новые векторы развития художественного текстиля.
В творческих работах С. А. Бусыгиной можно отметить интерес к сложному фактурному ткачеству и работе с рельефом. Прослеживается интерес к сочетанию монохромов с одним доминантным контрастом (например, черный, серый, алый). В качестве примера можно рассмотреть гобелены «Крылья» (1985) и «Космический пейзаж» (1987).
Размышления о пространстве продолжаются и в более поздних произведениях Светланы Бусыгиной. В гобеленах «Сон» (2000) и «Петербургские ночи» (2000) художник использует различную толщину фактурных плетений для передачи плановости и глубины. Внутренняя динамика изображения строится на свободном штрихе.
Еще один известный ленинградский (петербургский) мастер Галина Борисовна Бушуева, произведения которой базируются на крепком конструктивном рисунке. В основном в гобеленах художник прибегает к работе с классической техникой гладкого ткачества, реже обращается к фактурам и саржевым плетениям. Галина Бушуева экспериментировала с изображением глубины в условной плоскости. В гобеленах, посвященных городскому пейзажу, она использует монтажные композиции, в которых сочетает различные ракурсы и отдельные перспективные сокращения в архитектурных элементах, создавая ощущение движения, но не уходя от цельного условно-плоскостного изображения. Это ярко видно в гобеленах «Павловский парк» (1994) и «Канал Грибоедова» (1995).
Небольшой размер гобеленов (от 27,5 × 20 до 50 × 60) позволяет отнести их к «станковому» мини-текстилю наряду с произведениями Светланы Бусыгиной. Галина Бушуева сочетает традиционную крашеную матовую шерсть, характерную для классического шпалерного ткачества, с некрашеным льном, блестящие шелковые нити, люрекс и различные виды синтетики. Примечательны находки художника в синтезе материалов в работах «Петербургский мотив» (1994) и «Сиреневый Петербург» (1995), где сложные валёры глубоких серых оттенков контрастируют со сверкающим золотым люрексом.
Важную роль в гобеленах Ирины Аловой играет фактурное ткачество. С одной стороны, саржи выступают рисующей линией, проходящей через всю композицию, а с другой — креповые и атласные плетения служат имитацией различных текстур (дерева, камня и др.) В гобеленах «Залив» (1998) и «Залив-2» художник смело сочетает изобразительный гобелен с абстрактными мотивами, линеарную графику и живописную нить. Пространство внутри гобеленов собирается из геометрических плоскостей и объединяется «гравировальным» штрихом. Сложная ритмика фактурных саржевых переплетений подчеркивается совмещением блестящих и матовых нитей.
Эталонным примером репрезентации характерных черт «ленинградского стиля» в гобелене являются ткани, созданные Ириной Аловой. Художник при проектировании рисунков использует штрих как ведущее средство художественной выразительности. Штрих различной пластики может быть использован для имитации фактур или как графический элемент, объединяющий цветовые пятна. Ирина Алова отдает предпочтение нюансной колористической гамме или обращается к цветовым схемам с одной контрастной доминантой в сочетании с природными оттенками или монохромными растяжками (например, ткань «Невская волна»).
Сравнение гобеленов Петербурга и Москвы. Главные черты ленинградского стиля
Г. Н. Габриэль в статье «Традиции европейской и русской художественных культур в санкт-петербургской шпалере XX — начала XXI века» отмечает: «Вслед за великим французским реформатором (Жаном Люрса) молодые петербургские мастера выбирают гобелен плоскостный, выполненный в технике классического ткачества и построенный на изобразительных принципах, контурном рисунке. Подобно Люрса, они также стремились привнести в свои работы эпический размах, эмоциональность, тепло, изначально присущие шпалере. Эти качества станут определяющими в петербургском гобелене последующих десятилетий и будут выгодно отличать его от многочисленных официозных произведений советской эпохи, выполнявшихся в этом виде монументально-декоративного искусства».
Традиции текстильного искусства в двух столицах России имели как общие черты, так и индивидуальные особенности. Петербургские гобелены отличались камерностью сюжетов, плавностью линий и нюансной цветовой палитрой. Московские мастера чаще прибегали к монументальным решениям, графичным композициям и контрастным сочетаниям цветов.
Работы ленинградских мастеров направлены на осмысление царского наследия, эпохи петровских реформ и архитектуры города. В качестве примера можно привести произведение Н. Еремеевой, М. Ганько, Н. Моисеевой «Синий». Гобилен построен вокруг доминанты — герба с изображением фрегата, символа Петербурга-Ленинграда как морского города, колыбели Российского флота. Герб окружают туманные образы городской архитектуры, в своем пластическом решении напоминающие волны Балтийского моря. Сдержанное сочетание нюансов синих и золотых оттенков также поддерживает стилистического единообразие и дух эпохи.
Произведения А. Воронковой «Город голубой» и «Древнерусский» представляют собой узорочье, сочетающее образы книжной графики и московской архитектуры — шпили башен и звезды, образы небесных светил и львов сплетаются в единую ткань (ил. 2). Золотой цвет здесь, в отличие от ленинградского гобелена, сияет во всю мощь и выступает не нюансом, а доминантой в произведении.
В работах ленинградских художников чаще можно увидеть лирические, камерные темы, наполненные метафорами.В то время как московский гобелен тяготеет к решению монументальных сюжетов, значимым историческим событиям. В этом контексте интересным представляется сравнение двух многофигурных монументальных гобеленов: Л. Романова, В. Гусаров серия «Воспоминания о Павловске» (1979–1982) и И. Симонова «50 лет СССР» (1972). Серия гобеленов «Воспоминание о Павловске» включает несколько полотен («Вольер», «Висконтьев мост», «Храм дружбы», «Охота», «Павловский дворец»), представляющих уголки Павловского парка. Главными героями выступают архитектурные формы, окруженные прекрасными дамами и вельможами. Трактовка образов обращает зрителя к шедеврам Государственного Эрмитажа — вердюрам XVIII в. Фигуры словно являются частью самого парка, то проявляясь, то исчезая между ветвями плакучих ив. Несмотря на монументальность произведений, в них ощущается сопричастность и тепло непосредственного взаимодействия, камерность и интимность.
Противоположное впечатление оставляет гобелен И. Симоновой «50 лет СССР». Фигуры, представляющие республики Советского Союза, облачены в национальные костюмы и напоминают скульптурный рельеф. Маршевый ритм подчеркивает орнаментальное обрамление гобелена, составленное из линеарных изображений республиканских гербов. Жесткий колористический контраст красного, черного и белого подчеркивает ощущение значимости и внушительности события.
Анализируя произведения ленинградских мастеров, можно прийти к выводу, что зачастую художники тяготели к решению полотна средствами одной цветовой гаммы, предпочитая сложную градацию оттенков в угоду расширению палитры. Тончайшие колористические нюансы выступают одним из ведущих выразительных средств. Гобелены Г. Бушуевой «Осенний парк» (1988), «Белые ночи» (1976), «Весна» (1978) построены на мягким тональных и цветовых валерах, объединенных общим жемчужным колоритом. Значимый для культурного кода Петербурга-Ленинграда серый цвет зачастую является объединяющим фундаментом и одновременно «тональной паузой».
Художники Ленинграда тяготеют к лаконичным монументальным формам, чистым отношениям пятен на плоскости. В то время как московские мастера часто обращаются к динамичным мозаичным композициям. Корни этих образов можно увидеть в историческом контексте развития текстильного искусства в данных городах. Своеобразие художественно-пластического языка гобелена обращено к синтезу с изящными искусствами, архитектурой, осмыслению образа классицистического города, императорского наследия и театрально-декорационной живописью. В качестве примера можно привести гобелены С. Бусыгиной «Старый лес» (1973), «Крылья» (1985).
В заключении
Текстильное искусство объединяет традиции и современные технологии, являясь важной частью культуры и промышленного дизайна. История ленинградского текстильного дизайна показывает значительный вклад художников и дизайнеров в развитие художественного оформления тканей, гобеленов и сувенирных изделий.
Привлечение к работе на производстве профессиональных художников-текстильщиков позволило существенно обогатить и усложнить создаваемые образцы и вывести текстильное производство Ленинграда на уровень искусства. Ленинградскому художественному текстилю присущи следующие устойчивые характеристики: тектоничность композиции, нюансная колористическая гамма, линеарная графика, ясность цветового пятна, синтез различных текстильных материалов и др., свойственные этому виду искусства и репрезентируемые в произведениях различных художников.
Несмотря на то, что «ленинградский стиль» в гобелене нельзя отнести к категориям большого стиля, его эстетические ориентиры, выражающиеся как на содержательном уровне через отбор тем и мотивов, так и через непосредственные формы художественного языка, лаконичный колорит, чистые силуэты, визуальные метафоры, всегда точно узнаваемы и являются ярким примером сложившегося локального стиля. Школа ленинградского художественного текстиля является значимым феноменом советского декоративного искусства.
Сегодня текстиль продолжает оставаться актуальной сферой, объединяя художественные эксперименты с индустриальными возможностями.
Материалы статьи подготовлены на основе авторских исследований лектора:
Степанова, Д. Г. (2024) Художественный язык ленинградского-петербургского гобелена как основа промышленного текстиля. Журнал интегративных исследований культуры, т. 6, № 2, с. 105–116.