В современной мире термин классическая музыка часто сравнивают с чем-то скучным и посредственным. Но классика всегда была одной из самых востребованных жанров в музыкальной индустрии.
Сама классика состроит из множества произведений. Рассмотрим несколько интересных форм написания и изложения классической музыки.
1. И во главе у нас будет стоять «Симфония»
Этот термин (от греч. Созвучие) означает большое музыкальное произведение для оркестра, написанное в сонатно-циклической форме
Как правило, симфонии состоят из четырёх частей, но количество частей может варьироваться от трёх до пяти. Опорными считаются первая и финальная части: начало произведения — завязка драматического действия, финал — завершение композиционного круга. Не большой экскурс в историю : Слово «симфония» известно с древних времён. В Древней Греции так называли пение в унисон и приятное сочетание звуков. В Древнем Риме этим словом обозначали инструментальные ансамбли. Современное значение слова возникло в XVIII веке. Оперные увертюры стали исполнять как самостоятельные произведения, и постепенно они превратились в отдельный жанр — симфонию.
В свою очередь симфонии деляться на виды. И вот некоторые разновидности симфонии:
Симфония-концерт — для оркестра с солирующим инструментом. Концертная симфония — для двух или девяти солирующих инструментов. Программная симфония — с определённым содержанием, которое изложено в программе или выражено в названии. Одночастная симфония. Примеры симфоний
Некоторые примеры симфоний:
· Симфония №9 «Хоровая» Людвига ван Бетховена.
2. Второй вид классической музыки – Соната.
Этот термин переводится как «Звучать». Чаще всего такое произведение пишется для сольных партий или нескольких инструментов. Первая часть обычно быстрая, написанная в форме сонатного аллегро (радостно, весело). Вторая часть, наоборот, выдержана в медленном темпе. Заключительная часть (конец), которой обычно присущ быстрый темп.
От сюиты соната отличается тесной взаимосвязью частей, которые, однако, построены по принципу контраста (конфликтности), как и музыкальный материал сонатного аллегро.
Термин «соната» появился в XVI веке и, в противовес кантате (итал. cantare —петь),обозначал любую инструментальную музыку, а также вокальный мотет (многоголосие), переложенный для инструментального исполнения. В это время сонаты исполнялись полифонически, например, трио-соната для скрипки или флейты, виолы да гамба и клавесина.
В XVII веке термин уже приобрел современное значение, а сами сонаты разделились на два вида: церковные (в которых преобладал контрапунктический стиль, исполнялись на богослужениях) и камерные сонаты (состояли из прелюдий, ариозо, танцев, написанных в разных тональностях, исполнялись на концертах одним или двумя инструментами). Наиболее известный композитор этого времени — Арканджело Корелли.
Примеры сонаты
· Соната Людвига Ван Бетховина №14 (Лунная соната)
3. Третьим по счету жанром будет Ноктюрн
Это жанр, который переводится как «Ночной». Произведение, которое покорит вас своей простотой. Жанр ноктюрна возник ещё в Средневековье. Тогда ноктюрном называли часть религиозной католической службы, исполнявшуюся между полночью и рассветом (как православная заутреня). Из числа сугубо религиозных жанров ноктюрн вышел в XVIII веке, превратившись в камерное произведение, исполняемое в ночное время на открытом воздухе (Nachtmusik). К современному пониманию жанра классический ноктюрн не имел никакого отношения (не был лирической миниатюрой) и часто писался в форме сонатно-симфонического цикла (например, «Маленькая ночная серенада» Моцарта).
В основе ноктюрна лежит обычно широко развитая певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются подобные сочинения и для других инструментов, а также для ансамблей и оркестров.
· Ноктюрн №2 ми-бемоль мажор, опус 9, №2 Фредерика Шопен
4. Этюд - небольшой, но полезный и содержательный.
С французского переводится как «Изучение». Инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения. Предназначена, в основном, для усовершенствования техники исполнителя, для повышения уровня владения.
Виды этюдов
Как и все произведения, делятся на несколько видов:
Инструктивные. Ритмические произведения для отработки сложных техник игры на музыкальных инструментах. Например, этюды на игру октавами, усовершенствование приёмов двойных терций, трелей.
Характеристические. Тяготеют по фактурному построению к лирическим миниатюрам и этюд-фантазиям.
Концертные. Произведения, которые выходят за рамки инструктивного этюда и становятся полноценной пьесой для исполнения на концертах и выступлениях. Концертный этюд дополнительно развивает музыкальные линии и может быть более сложным в исполнении
· Ференц Лист Этюд «Метель»
5. Сюита. Как же красиво звучит это слово.
Этот термин переводится как «ряд» или «последовательность».
Прообразом инструментальной сюиты послужили танцы, сопровождающие общественные празднества, придворные процессии и церемонии. В конце XVII века сюита стала ведущим жанром инструментальной музыки. Иоганн Себастьян Бах в течение всей своей творческой деятельности создавал сюиты, постепенно совершенствуя этот жанр. Композитор писал сюиты не только для клавира, но и для скрипки и для различных инструментальных ансамблей.
Наибольшее признание заслужили три сборника его клавирных сюит: английские, французские и партиты. Все они относятся к педагогическим сочинениям, адресованным сыновьям, ученикам и любителям.
В традициях того времени каждая из сюит содержит шесть пьес. Это четыре основных этикетных танца: аллеманда, куранта, сарабанда и жига, и ряд дополнительных, промежуточных частей, которые вводятся обычно между сарабандой и жигой и носят развлекательный характер (менуэт, гавот, бурре, полонез и другие). Несмотря на самостоятельность каждой части, сюита воспринимается как единое музыкальное произведение. К средствам, объединяющим цикл, в первую очередь относится тональность, сохраняющаяся на протяжении всей сюиты. Бах внёс в музыкальное содержание своих сюит много нового, творчески развивая и обогащая традицию этого жанра.
· Римский-Корсаков сюита «Шехеразада»
Классический мир музыки полон невообразимой красоты произведений, которые наполняют нашу жизнь смыслом и красками. Хотя на сегодняшний день есть очень много стериотипов, что классика это скучно и устарело. Но, как говориться «На вкус и цвет товарища нет».