Найти в Дзене
Галлерист

Владислав Скитневский "ПЕВЕЦ ПРИНАРОВЬЯ" биография Валерия Яроша

Валерий Иванович Ярош родился в 1940 году на Приднепровщине. Спасаясь от нагрянувшей войны, его семья, влившись в огромный поток беженцев на Восток, остановилась на станции Возы, что неподалеку от Курска. Здесь и настигла их война, опалив жарким пламенем, оставив на всю жизнь у маленького и впечатлительного Валерия не просто свой страшный образ, но и пример вечного несовершенства мирного взаимоотношения людей на Земле. Здесь-то и увидел Валерий свою первую палитру со зловещими красками насилия над человеком. Потому-то еще долго рисовал он в школе то остов сгоревшего вагона, стоявшего в тупике станции, то груды сгоревих танков, со звездами и со свастикой – немых свидетелей страшной Курской битвы, проходившей совсем рядом. Страсть к рисованию с тех пор заставляла его изображать пережитое сначала на бумаге, а потом уж и на холсте. После службы в армии Валерий Ярош – студент художественно-графического факультета Ленинградского педагогического институти имени А.И.Герцена. Занятия его проход

Валерий Иванович Ярош родился в 1940 году на Приднепровщине. Спасаясь от нагрянувшей войны, его семья, влившись в огромный поток беженцев на Восток, остановилась на станции Возы, что неподалеку от Курска. Здесь и настигла их война, опалив жарким пламенем, оставив на всю жизнь у маленького и впечатлительного Валерия не просто свой страшный образ, но и пример вечного несовершенства мирного взаимоотношения людей на Земле.

Здесь-то и увидел Валерий свою первую палитру со зловещими красками насилия над человеком. Потому-то еще долго рисовал он в школе то остов сгоревшего вагона, стоявшего в тупике станции, то груды сгоревих танков, со звездами и со свастикой – немых свидетелей страшной Курской битвы, проходившей совсем рядом. Страсть к рисованию с тех пор заставляла его изображать пережитое сначала на бумаге, а потом уж и на холсте.

После службы в армии Валерий Ярош – студент художественно-графического факультета Ленинградского педагогического институти имени А.И.Герцена. Занятия его проходили не только в стенах института, но и на улицах, площадях, музеях великого города, щедро предложившего юному художнику культурное достояние России со всеми его культурными и духовными ценностями. По завершении учебы вместе со своей супругой, однокурсницей Валентиной, они принимают решение остаться в Ленинградской области, в городе Кингисеппе, что на берегу красавицы-реки Луги. Красивые места Принаровья заманили их к себе навсегда.

Принаровье – древняя земля России. Западным краем своим эта часть России прилегает к устью реки Наровы, а, значит, и к Финскому заливу. Эта земля больших исторических событий. До реформ Петра Великого она переходила из рук в руки, пока русский царь не утвердился прочно на

берегах Балтийского моря, прорубив «окно в Европу».

Необычайно красивые места с очаровательными лесами и озёрами, рыбными, грибными и ягодными богатствами вечно привлекали сюда придворную знать со всей её челядью. Не случайно здесь когда-то обосновались предки А.С. Пушкина, по линии его прадеда – А.П. Ганнибала. Недалеко от Сойкинского полуострова, в имении Нежново, в 1782 году родился и великий русский портретист Орест Кипренский, создатель замечательного портрета А.С. Пушкина. И, наверное, по воле Бога, здесь и поныне живет и трудится он сам, Валерий Иванович Ярош, член Союза художников России, воспевающий не только этот край и его людей.

Более тридцати лет назад они вместе с супругой, Валентиной Александровной, основали здесь детскую художественную школу, которую Валерий Иванович возглавляет и сегодня.

Характерным, как и для всех живописцев нашего времени, для Яроша остается романтическое утверждение красоты, увиденной им как нечто индивидуально-неповторимое и необычное. Потому-то для него прекрасно все то, что мило и прекрасно его сердцу. Потому-то любое его полотно обладает своей внутренней жизнью. Яркие, сочные краски пейзажей формируют у зрителей непосредственное восхищение родной природой. Они узнают  в его картинах «и в поле каждую былинку, и в небе каждую звезду».

В пейзажной живописи Яроша доминирует реальный мир Принаровья  с его естественной или преображенной человеком, природой. Его пейзажи отражают многочисленные аспекты  жизни людей Принаровья.  Здесь и каменные останки древнего города Ямбурга ( ныне Кингисеппа), которому уже 626 лет. Здесь и промышленное развитие экономики, культуры Кингисеппского района: «Солнечный день» (1986), «Весенняя синева» (1984), «Граница» (1990), «Зима в деревне» (1981), «Снегопад»(1998), «Рябинушка» (1999), « На судоверфи».1977, « В родном селе» (1982), « Фосфорит» (1985), «Восход на заливе» (1990), «Ивангород зимой» (2007) и другие.

Особое место в творчестве В.И. Яроша занимают натюрморты. Изображая в них неживые вещи, размещенные по задумкам художника в единой среде, художник превращает их  в объекты живой природы. Но, как и положено, он изолирует их от своих естественных связей, делает независимыми, гармоничными объектами созерцания.

Художник обращает, например,  рыбу, фрукты, цветы –  в неживую вещь: «Натюрморт с ананасами» (1977), «Цветы на темном фоне» (1997). «Натюрморт» (1992), а нам же, зрителям, он оставляет  лишь пищу для размышления и множество ассоциаций от придуманной им природы, выполненной талантливо, с яркой декоративностью, с тщательно прописанными деталями каждой вещи. В каждом таком натюрморте чувствуется профессиональная проработка фактуры. Потому так и красивы и милы сердцу его букеты.Его цветы  всегда в пределах строгой цветовой гаммы.

Между тем большим достижением  Яроша-живописца  можно назвать и портретную живопись. В ней Ярош стремится увековечить человека в памяти поколений. При этом сходство с моделью для него не самой главное. Портрет – не фотоснимок. Для Яроша важнее воссоздать, раскрыть правдивый образ духовной сущности современника в единстве с индивидуальными чертами характера,  с деятельностью и призванием, с принадлежностью к определенной профессии, к возрастной или социальной группе. Вот почему своих современников он изображает в рамках объективной действительности, Это  и сопутствует успеху его портретов, отображающих время в формате  «здесь и сейчас»: « Гончар» (1975), «Портрет артиста» (1976), «Автопортрет» (1983), «Оля и Наташа» (1989), «Вячеслав Алимов» (2007).

Художник сформировал в себе принципиальную позицию художника-портретиста, основанную на гуманизме, высокой личной нравственности.  Портретов у него много: и  индивидуальных, и парных: «Двое» (2006), «Поэтесса Вера Бурдина» (2002), «Художник М. Тетерин» (1998), «Поэтесса Татьяна Казакова» (2003). Все становятся  как бы итогом личного отношения художника к модели, с которой пишется портрет. Конечно, сюда примешивается еще и его настроение, отношение к герою произведение, его личное эстетическое и  нравственное  кредо.

Первая работа, которую Ярош  выставил на довольно престижном вернисаже, называлась «Портрет художницы» (1980). На холсте молодая женщина занята плетением макраме. Художник как бы встроил художницу в ее собственное произведение. Происходит процесс вживления творческой энергии от кисти и масла, к художнице с ниточками и веревочками. Эта работа побывала на многих вернисажах в России и за рубежом. Она была отмечена и в одной из уральских журналов в очерке «Женщины Принаровья».
 «Женщины Принаровья» – так называлась большая статья о художнике Валерии Яроше в одном из уральских журналов. Женские портреты. В них само благородство и уважительное отношение к ним. В них подтверждение того, что вечная женственность, женская красота  навсегда разлита по всему миру. Так же щедро она разлита и в живописи Яроша. «Размышление» (1989), «Девушка в шубе» (1993), «Наташа Павлова», (1998). «Художник и модель» (1990). «Шубка» (2000).

Портреты женщин – это всегда зрелищно Они возвышают душу зрителей своей гармонией простоты и таинственности, красоты и добра.  Как и у многих русских художников, в портретах Яроша уживается и вездесущий Эрос (в философском смысле этого слова). Без него портреты  были бы несовершенны, да и неправдоподобны. Творить Эроса на холсте способен только человек увлеченный, влюбленный в Красоту. Ряд его портретов тесно связан с изображением обнажённого женского тела,  ибо только женщине дано воплощать собой на земле идеал красоты, утверждать ценности нашего земного, чувственного бытия. Нагое женское тело трактуется Ярошем не отвлеченно, а, чаще всего, в единстве с пейзажем. Это купальщицы, но купающиеся не только в воде, но и в лучах солнечного света и в воздухе. К таким пейзажным портретам относятся «Утро» (1995), «Оля на березовом фоне» (1987) и другие.

Когда-то Ф.М.Достоевский говорил, что красота спасет мир. Вот этот мир, спасенный и преображенный красотою, можно увидеть на картинах замечательного художника Валерия Яроша.

                                                          автопортрет автор В.Ярош
автопортрет автор В.Ярош

источник: https://libr-kingisepp.narod.ru/index/0-34