Пензенская область, 1958 год. На скамье подсудимых бледный и поникший мужчина. Ранее не судимый, женатый с двумя детьми и с кучей положительных характеристик по месту работы. По приговору областного суда его отправят за решётку на четверть века.
Обычная сельская история - колхозный водитель должен отвезти пассажиров в кузове своего грузовика. Но кончилось это страшной бедой, которая потрясла весь регион.
Фотографий участников той истории у нас нет. В качестве иллюстраций к статье снимки того времени с абсолютно бесстрашными советскими людьми:
Весной 1958 года в колхозе имени Жданова Шемышейского района Пензенской области активно готовились к очередной отправке призывников в ряды Советской Армии. По сложившейся традиции, родные и близкие новобранцев собирались проводить их до межрайонного военкомата, который находился в соседнем Лопатинском районе, в селе Лопатино. Для перевозки сельских жителей председатель колхоза Михаил Семёнович Ломако выделил еще не старый, но уже изрядно потрепанный ГАЗ-51.
Водителем машины был опытный, но не слишком дисциплинированный 36-летний Александр Матвеевич Гуркин. В колхозе его знали давно: человек он был весёлый, компанейский, но часто злоупотреблял спиртным. За ним числились случаи опоздания, но в целом, машину водил хорошо, серьезных нареканий от руководства не имел, «работал как все».
Перед рейсом председатель колхоза лично проинструктировал Гуркина:
- Посторонних не бери, только пацанов и их родителей! - строго приказал Ломако. - Дорога непростая, особенно через Будённовский мост. Будь внимателен. Смотри, чтоб всё было по уму. Разобьешь машину – отдам под суд!
- Понял, Михаил Семёнович, — ответил Гуркин и пообещал сделать всё, как велено.
Этот разговор в правлении колхоза, в присутствии нескольких работников, потом обеспечил председателю свободу. Его, как организатора злополучной поездки, тоже поначалу арестовали и пытались обвинить в преступной халатности, но до суда все обвинения сняли.
Простое дело с самого начала пошло не по плану. Путь начинался в селе Каргалеевка, где собрались призывники и их родственники из окрестных деревень. Гуркин, как позже установил суд, ещё до погрузки пассажиров и выезда из села успел «принять на грудь» с одним из колхозных механизаторов. Оба похмелялись после вчерашнего…
Вообще-то, призывников было всего лишь трое, но когда подошло время отправляться, оказалось, что желающих поехать гораздо больше – родственники парней уговаривали, просили:
- Сашка, ну ты чего? Возьми ещё нас! Как же мы племяшей да братьев своих не проводим?
Гуркин махнул рукой:
- Ладно, залезайте! Все в кузове уместятся! Чего там - не впервой!
И привычным жестом опрокинул в себя стакан, поднесенный кем-то из родственников призывников.
В результате вместо положенных максимальных двенадцати человек, в кузове оказалось двадцать - мужчины, женщины и даже дети. Машина с трудом тронулась с места…
Первый участок пути прошёл без происшествий. Однако по мере движения Гуркин всё больше терял осторожность. Веселая кампания дважды просила притормозить, наливала себе и шоферу, горланила песни, прерываемые внезапными и беспричинными завываниями матерей.
Водитель от подношений не отказывался и пил наравне со своими пассажирами. Те, кстати, нисколько не смущались, спаивая человека, от которого зависела их безопасность. И это даже беспечностью трудно назвать, к сожалению, такова была реальность в сельской местности.
К моменту, когда грузовик подъехал к известному в округе опасному мосту у села Будённовка Лопатинского района, водитель с трудом контролировал машину.
Будённовский мост - старый деревянный настил над глубоким оврагом - давно обветшал. Подъезды к нему шли с крутыми уклонами, особенно опасными после дождей. Именно тут, при попытке заезда, Гуркин не справился с управлением. Грузовик занесло, и он рухнул в глубокий овраг с высоты около четырёх метров.
Свидетели позже рассказывали:
- Всё произошло за секунду. Кузов дёрнулся, люди закричали, машина полетела вниз. Одни вылетели наружу, другие оказались зажатыми.
В результате на месте погибли двое - 45-летняя колхозница Мария Ивановна Коврова, мать одного из призывников, и молодой парень, призывник Павел Беляев. Семь человек получили серьёзные увечья (переломы позвоночника и черепно-мозговые травмы) и навсегда остались инвалидами. У остальных 11 пассажиров кузова – травмы и переломы, но без серьезных последствий.
Сам Гуркин и двое сидевшие в его кабине детей отделались ушибами. Прибывшая на место милиция задержала водителя. Медицинская экспертиза подтвердила, что тот был в состоянии сильного алкогольного опьянения.
Дело сразу получило широкую огласку. По области пошли слухи, что разбились все двадцать, а то и тридцать человек. О происшествии пришлось сообщить в областной газете «Пензенская правда», хотя в СССР не особо старались информировать население об авариях и криминальных историях. Судебный процесс было решено провести открытым в самой Пензе, в здании одного ДК
Через несколько месяцев Пензенский областной суд рассмотрел дело. На процессе присутствовали представители трудовых коллективов области, родные погибших и пострадавшие.
В ходе слушаний выяснилось: Гуркин грубо нарушил приказ председателя, сознательно перегрузил машину, а главное - сел за руль пьяным и продолжал пить во время движения.
Государственный обвинитель потребовал самого сурового наказания:
- Это преступная халатность, граничащая с умышленным преступлением. Такому подлецу не места среди советских людей!
В своём последнем слове Гуркин каялся:
- Вины не отрицаю... Понимаю, что не смогу искупить содеянного...
Суд учел все обстоятельства дела, согласился с прокурором и приговорил Александра Гуркина к 25 годам лишения свободы.
Обычно подобные приговоры, все присутствующие в зале суда встречают аплодисментами и одобрительными выкриками. Но в тот раз пострадавшие молчали и боялись поднять глаза на осужденного водителя…