Найти в Дзене
Рок на БиС

Происхождение и связь музыкальных жанров. Часть 20. История рока - субстили харда. Рэп-рок и рэп-метал

У среднестатистического российского любителя рок-музыки слово "рэп" вызывает непроизвольное дергание глаза, шум в ушах, жжение языка и желание нецензурно выразиться. Почему так происходит - тема отдельного исследования, за которое мне, честно говоря, браться не хочется. Поэтому отмечу только, что на Западе, во всяких англиях и америках, где по мнению значительной части тех же среднестатистических любителей и существует НАСТОЯЩИЙ РОК, а не его жалкое отечественное подобие, отношение к младшему сыну большой блюзовой семьи гораздо более благосклонное. И, разумеется, рок-н-ролл, за свою уже 70-летнюю историю с какими только музыкальными жанрами и стилями не сочетавшийся, не мог пройти мимо рэпа и не выдать очередной вполне жизнеспособный гибрид. Авторитетный музыкальный сайт Allmusic определяет рэп-рок как стиль, в основе которого лежит хард-рок с ощутимым влиянием фанка, но вокалист не поёт, а читает рэп. А о рэп-метале говорит как о сплаве альтернативного хеви-метала и хардкорного рэпа.

У среднестатистического российского любителя рок-музыки слово "рэп" вызывает непроизвольное дергание глаза, шум в ушах, жжение языка и желание нецензурно выразиться. Почему так происходит - тема отдельного исследования, за которое мне, честно говоря, браться не хочется. Поэтому отмечу только, что на Западе, во всяких англиях и америках, где по мнению значительной части тех же среднестатистических любителей и существует НАСТОЯЩИЙ РОК, а не его жалкое отечественное подобие, отношение к младшему сыну большой блюзовой семьи гораздо более благосклонное. И, разумеется, рок-н-ролл, за свою уже 70-летнюю историю с какими только музыкальными жанрами и стилями не сочетавшийся, не мог пройти мимо рэпа и не выдать очередной вполне жизнеспособный гибрид.

Авторитетный музыкальный сайт Allmusic определяет рэп-рок как стиль, в основе которого лежит хард-рок с ощутимым влиянием фанка, но вокалист не поёт, а читает рэп. А о рэп-метале говорит как о сплаве альтернативного хеви-метала и хардкорного рэпа. Причем, в отличие рэпа как такового, рэп-рок и рэп-метал вотчины преимущественно белых музыкантов. Хеви-метал и хард-рок являются основным блюдом, а рэп становится экзотической приправой. От себя добавлю, что обычному слушателю различить рэп-рок и рэп-метал бывает сложновато. Да и так ли нужно ему это?

Источник изображения rollingstone.it
Источник изображения rollingstone.it

Википедия называет в числе первых рэп-рок композиций песни "The Big Beat" Билли Скваера (Billy Squier), "Mary, Mary" от The Monkees и "Take the Money and Run" от Steve Miller Band. Что тут сказать? У Стива Миллера я не слышу никакого рэпа. Обычный американский рок. Ничего более. "Mary, Mary" звучит чуть более похоже на рэп в оригинальной версии от Paul Butterfield Blues Band (хотя в 1966 году не то, что рэпа, намека на рэп никакого не было). А вот вещица "The Big Beat" Скваера действительно похожа на то, что станут называть рэп-роком. И сама по себе весьма неплохая песенка

Записана песня была в 1980 году и появилась на дебютнике музыканта "The Tale of the Tape". Сэмплы из песни были использованы впоследствии многими хип-хоп исполнителями, среди которых Run-D.M.C., Jay-Z и Алишия Киз (Alicia Keys).

Участие в экспериментах по смешиванию рэпа и рока приняли известные представители панка/новой волны. К наиболее ранним образцам таких опытов относят песни группы The Clash "The Magnificent Seven" и "This Is Radio Clash". Оба номера увидели свет в 1981 году.

Попытки завоевать заокеанскую аудиторию были лондонцам засчитаны. Красивые слова о влиянии фанка, возврате к анархическим панк-корням и вдохновленности новыми энергичными музыкальными стилями произнесены. А вот сами песенки оказались, на мой взгляд, весьма средненькими.

В том же 1981-ом свой эксперимент поставила и группа Blondie. Их версия гибрида новой волны, диско и хип-хопа оказалась более удачной. К написанию песни "Rapture" вокалистку Blondie Дебби Харри и гитариста Криса Стейна (Debby Harry & Chris Stein) подтолкнуло посещение рэп-тусовки, куда их пригласил общий приятель рэпер Fab 5 Freddy. Неторопливая, тягучая мелодия и магнетический голос Дебби вовлекают слушателя в глубины песни, рэп-секция не кажется чуждым посторонним фрагментом, а соло на саксофоне под конец трека - вариант, в принципе, беспроигрышный.

Аудитория песню оценила. Она провела две недели на первом месте Billboard Hot 100, а также вошла в чарты ещё дюжины стран. Сингл был продан в количестве миллиона копий.

Джонни Лайдон (Johnny Lydon) в 1984 году также поучаствовал в скрещивании двух, казалось бы очень разных, музыкальных жанров. Трек «World Destruction» группы Time Zone был создан в коллаборации с Джонни. Продюсерами записи были известнейший бас-гитарист Билл Ласвелл (Bill Laswell), работавший в самых разных областях современной музыки, и "Крестный отец" хип-хопа Африка Бамбаата (Afrika Bambaataa). Первый посоветовал второму, пожелавшему посотрудничать с каким-нибудь сумасшедшим рокером, вокалиста групп Sex Pistols и Public Image Limited.

Вот что у этой "не-святой" троицы и банды преимущественно темнокожих "не-ангелов" Временного Пояса в итоге вышло.

По-моему, весьма недурственно получилось.

Появлению рэп-рока (рэп-метала) немало поспособствовал ещё один прославленный продюсер. Рик Рубин (Rick Rubin) занимался делами и хип-хоп исполнителей (среди его клиентов были и Run-DMC и Beastie Boys), и рокеров, и металлистов, таких как Slayer и The Cult. Именно Рубину принадлежала идея ремейка песни группы Aerosmith "Walk This Way" с альбома "Toys in the Attic" (1975). Участники хип-хоп команды Run-DMC поначалу отнеслись к предложению Рика, мягко говоря, без энтузиазма и даже назвали текст песни "деревенской тарабарщиной". Но в итоге всё получилось очень удачно. Сингл попал на 4 место Billboard Hot 100 (кстати, это был первый случай попадания хип-хоп песни в первую пятерку чарта), получил места в хит-парадах ещё полутора десятков стран, а также "платину" в США и Великобритании по итогам продаж. Принявшие участие в записи и съемках клипа Aerosmith реанимировали свою находящуюся в кризисе творческую карьеру. А песня "Walk This Way" в 2019 году заслуженно попала в зал славы премии Грэмми

Другим удачным примером соединения рэпа с роком/металлом стали песни группы Beastie Boys с их дебютного альбома "Licensed To Ill". Aerosmith и Run-DMC выдали свой хит летом 1986 года, а диск нью-йоркских насмешников и музыкальных хулиганов появился на прилавках в ноябре. На нем было немало хороших песен, но для любителя рока наиболее близкими являются "Fight for Your Right" и "No Sleep till Brooklyn". Тут надо добавить слово "разумеется", ибо гитарные партии на обоих номерах исполнил Керри Кинг (Kerry King) из знаменитого трэш-коллектива Slayer.

"Fight for Your Right" - вне конкуренции, и этому немало поспособствовал безумно смешной клип на песню.

Мое знакомство с этим "произведением высокого искусства" произошло году этак в 1988-ом (или 1989-ом) во время просмотра одного из весьма популярных в то время видеосборников хитов хеви-метал. Смотрели мы его, естественно, большой компанией, и ни у кого не вызвало сомнений, что перед нами самый настоящий хеви-метал, а никакой не презренный рэп. Впрочем, тогда рэп ещё не был презренным, а о том, что он таковым станет мы, увы, не догадывались.

"No Sleep till Brooklyn" впечатление оставляет не столь сногсшибательное, но также весьма положительное. А иронично-саркастичный видеоряд традиционно выполнен в стилистике даже не "фига в кармане", а "дуля в нос". В нос общественному мнению, шоу-бизнесу, царящей в то время музыкальной моде и её фанатам.

Говорить, что продюсером "Licensed To Ill" был Рик Рубин, надеюсь, не надо.

Остается добавить, что по мнению американских критиков Рубин и Beastie Boys на этом альбоме "по сути изобрели рэп-рок", и написать сакраментальную фразу.

Продолжение следует.

Предыдущие материалы по теме "История рока":

История рока. Часть 1. | Рок на БиС | Дзен