Эмилия Давыдовна Мильтон — одна из тех артисток, чей талант и темперамент оставили яркий след в истории советского театра и кино. Родилась она 15 мая 1902 года в городе Умани Киевской губернии, в семье немцев по происхождению. Уже в раннем возрасте она проявила страсть к сцене, которая впоследствии определила весь ее жизненный путь.
Переехав в Одессу в 1909 году, Эмилия поступила в казенную гимназию, а с 1918 года начала учиться в драматической школе при театральной студии Губнаробраза. Ее талант быстро заметили, и она стала участницей театра «Массодрам» — «Мастерской социальной драматургии». Там она сыграла роли, которые вскоре принесли ей популярность: Доримену в «Мещанине во дворянстве», Арлекина в «Турандот» и Луизу в «Пире во время чумы».
В 1921 году Мильтон присоединилась к театру «Красный факел» в Одессе — пролетарскому театру, который гастролировал практически по всей стране. Ее яркий темперамент, острота внешнего образа и талантливое исполнение ролей молодых героинь сделали ее знаменитой. Особенно запомнилась роль Дианы в «Собаке на сене» — спектакле, который стал одним из лучших в ее карьере. Также она успешно играла характерные роли, например, миссис Филдинг у Диккенса, которую потом исполнила и спустя полвека в радиоверсии.
Мильтон быстро схватывала сценические задачи и могла подготовить сложную роль за короткое время — это особенно ценили режиссёры. Так, она сыграла Иродиаду в «Саломее», что вызвало восторг критиков и стало одним из ее визитных карточек. Ее страстная, мелодичная речь, яркая энергия и способность передать глубокие человеческие чувства сделали ее одной из ярчайших актрис своего времени.
В 1933 году она переехала в Саратов, затем — в Харьков, а в 1938 году — в Киев, где работала в русском драматическом театре. В годы Великой Отечественной войны она эвакуировалась с театром сначала в Казахстан, затем — в Улан-Удэ, выступая в Иркутске, Владивостоке и Хабаровске. В 1944 году вернулась на Украину, в Харьков.
После войны продолжила служить в Московском центральном театре транспорта (с 1959 — театре им. Гоголя), где сыграла множество спектаклей, среди них «Саломея», «Мария Стюарт», «Любовь Яровая», «Ревизор» и другие. В течение двух сезонов (1955–1957) она работала в Московском драматическом театре. В театре Мильтон продолжала блистать своими сценическими образами, зажигать публику и передавать всю палитру чувств.
В кино она дебютировала в 1926 году в фильме «Подозрительный багаж», а в 1972 году сыграла главную роль в детективе «Следствие ведут Знатоки» — роль Антонины Валерьяновны Праховой. Самая известная ее киноработа — роль фрау Заурихи в фильме «Семнадцать мгновений весны», где она сумела передать сложность и многогранность образа.
Несмотря на тяжелые годы и болезни, она продолжала выступать даже в последние годы жизни. В 1978 году, в возрасте 75 лет, Эмилия Мильтон скончалась после инфаркта. Похоронена на Введенском (Немецком) кладбище рядом с мужем — актером Алексеем Краснопольским.
Личная жизнь актрисы связана с ее мужем — Алексеем Сергеевичем Краснопольским, заслуженным артистом РСФСР. Вышла за него замуж, работая в Саратовском театре. Их совместная жизнь была наполнена сценой и любовью к театру.
Эмилия Мильтон — это яркий пример страстной, темпераментной актрисы, которая своей игрой покоряла сердца зрителей и оставила неизгладимый след в истории русского театра и кино.
Читайте также статьи:
Татьяна Кузнецова — талантливая и незаметная героиня советского и российского кино и театра
Нина Маслова: короткие роли, длинная жизнь, и борьба за себя
Андрей Харыбин. Путь к успеху и преодоление испытаний. Как живет актер?