Ученые уже давно подозревали, что некоторые грибы научились питаться круглыми червями. В 1980-х годах они к своему удивлению обнаружили, что вешенки — плотоядные грибы. Из этого следует восхитительный и неизбежный парадокс: они — единственная веганская еда, которая сама может есть мясо. Вот к примеру степная вешенка, образующая свои колонии на корнях и стеблях зонтичных растений, а её мясо, о котором идёт речь, определённо является мясом - это нематоды, также называемые круглыми червями, — это маленькие животные с кишечником, нервами, мышцами и собственной примитивной формой надежд, вожделений и мечтаний.
Итак, как хитроумная вешенка обманывает доверчивого круглого червя. Для начала она создает вокруг себя ауру из химических веществ, приятно пахнущих для нематод любимой едой. Как только голодная нематода устремляется сквозь толщу земли к источнику вожделенной пищи, коварный гриб обязательно использует своё адское оружие, пощады не будет. На гифах вешенки (тонкие грибные нити, аналог корней у растений) есть клейкие шарики с ядом. Коснувшись шарика и разорвав его оболочку, червь получает дозу токсина который его парализует. Как только нематода обездвижена, вешенка все теми же гифами протыкает жертву и начинает из нее выкачивать питательные вещества. Это фильм ужасов в микрокосмосе маленького комочка земли. Под микроскопом иногда видно, как нематода судорожно пытается вырваться из объятий хищного гриба, но что попало -то пропало и нематоде уже не спастись.
Долго не было известно, как действует этот грибной яд и насколько обширны его возможности. Группа тайваньских учёных, ответила на эти вопросы, опубликовала результаты своих лабораторных исследований в марте 2024 года в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Они обнаружили, что гриб воздействует настолько изощренно, что разные виды нематод, разделённые более чем 280 миллионами лет эволюции, оказались одинаково восприимчивы к нему.
Однако следует добавить, что русские исследователи М. С. Воронин (1869 год) и Н. В. Сорокин (1881 год) еще в 19 веке обнаружили, что некоторые почвенные грибы рода Arthrobotrys способны образовывать на своём мицелии кольца - своеобразные лассо, правда в предназначении этих структур они разобраться не сумели.
Но в 1888 году немецкий учёный Ф. В. Цопф установил, что эти образования служат для ловли и умерщвления многострадальных нематод. Грибы для ловли добычи образуют петли, головки, капельки клеящего вещества и т. д. Как только нематода попадает в кольцо или петлю, то сразу начинает сопротивляться, пытаясь освободиться. Чем активнее движения, тем в большее количество колец и петель попадает червь. Часа через два его движения замедляются и прекращаются. От гриба к нематоде отходит росток, расширенный конец которого называют «инфекционным бульбусом». Он внедряется в тело червя и там быстро разрастается, пока гифы не заполняют всю полость тела животного. Примерно через сутки от нематоды остаётся лишь кожица.
Важно подчеркнуть, что вешенки и артроботрисы далеко не единственные грибы, питающиеся нематодами, вероятно, потому, что нематоды — самые распространённые животные в почве. Эти маленькие черви настолько многочисленны, что если бы на планете Земля, кроме нематод, вдруг исчезло всё, в том числе и сама Земля, в космосе осталась бы едва различимая туманная оболочка из нематод повторяющая форму Земли.
Поэтому, возможно, неудивительно, что нехватка высококачественного белка спровоцировала всплеск эволюции грибов. Тем не менее, изобретательность, разнообразие и изобилие приспособлений, с помощью которых грибы ответили на этот вызов, поражают воображение.
Например, несколько видов грибоподобных организмов, называемых оомицетами, посылают в погоню за червями клетки-охотники, которые распознают нематод, впрочем как и несколько видов настоящих грибов, называемых хитридиумами ( группа грибов, которая на определенном этапе эволюции научилась выделять патогены, уничтожившие большинство земноводных). Эти существа похожи на что-то из «Матрицы», только в форме плавающего гриба. Как только они находят свою цель, сразу же «образуют цисту» возле рта или ануса, а затем внедряются в червя и атакуют его внутренние органы.
Вторая группа оомицетов из рода Haptoglossa производит инфекционные «клетки-гарпуны». Эти стреляющие под давлением по нематодам «пистолеты» запрограммированы на то, чтобы приклеиваться к поверхности "дулом" вверх. Когда нематода натыкается на них, срабатывает механизм, высвобождая гарпуна, который впрыскивает достаточное количество спор Haptoglossa, чтобы уничтожить червя. Хотя похожий убийственный аппарат, как известно, есть в стрекательных клетках медуз и кораллов, это, по-видимому, совершенно независимое грибное изобретение, использующее практически те же приспособления, что и кораллы, крапива, медузы, насекомые, например пчелы.
На сегодняшний день известно более ста видов хищных грибов-гифомицетов. Эти микроскопические обитатели почвы найдены во всех частях мира и во всех климатических зонах. Утилизируя огромную массу почвенных нематод, они играют значительную роль в общем круговороте углерода, азота и других важнейших биогенных элементов
Процитированы материалы
https://www.scientificamerican.com/article/how-a-carnivorous-mushroom-poisons-its-prey/ Дженнифер Фрейзер, Мигель Чампи Alamy.
https://scfh.ru/papers/griby-vykhodyat-na-okhotu/
https://www.bing.com/images/search?
https://ru.wikipedia.org/wiki/Хищные_грибы