С последней публикации в ретро-рубрике минуло три месяца, но за этот период я успел проштудировать областную газету еще за три года. Вот только предложить из старых киноотзывов было нечего... Да, обзоры на отдельные премьеры 1969-70гг. по-прежнему печатались, но по части золотого фонда, то есть про фильмы, что до сих пор помнят, знают и любят - установилось затишье (хотя в конце всё-таки дам частичный список - может кого заинтересует что-то из пропущенного).
И вот наконец в номере от 25 мая 1971 года сам "Белорусский вокзал"(!), мимо которого пройти было уже непозволительно. Автором рецензии на этот раз выступил не абы кто, а известный местный журналист, до этого три года возглавлявший нашу молодёжную газету (увы, в 2007 она приказала долго жить, не дотянув всего трех месяцев до 60-летнего юбилея).
Взгляд его на только что вышедшую будущую нетленку безусловно интересен: в чем-то неожиданный, где-то спорный, ну и конечно отражает своё время - даже, если это не были совсем собственные мысли, то иногда приходилось соответствовать (куда ж без цитаты из Леонида Ильича, например)...
На экранах области демонстрируется фильм «Белорусский вокзал». О чём рассказывает он? На похоронах своего друга встретились четверо. В суматохе траурного дня побывали они на квартире умершего, на работе одного, второго... Потом третий забежал домой и повел к себе. Там случилось происшествие. Не обошлось без вмешательства милиции. Наконец, друзья уже поздно вечером приходят нежданно-негаданно в гости к подруге давнишних лет... Непритязательным сюжет, насыщенный бытовыми, житейскими подробностями. развивается неторопливо и достигает высшего эмоционального накала лишь в самых последних кадрах. Не будь этот фильм озарён благородной идеей, светом истинного таланта больших актёров, он мог бы остаться в числе заурядных лент, которых, к сожалению, еще немало выходит на наш экран...
А идея этого фильма действительно высокая. «Белорусский вокзал» посвящён людям необычной судьбы.
Их жизнь не знает покоя. Днём — работа, по вечерам — общественные и семейные заботы. Бывает, болеют, устают, но, превозмогая усталость и болезни, снова уходят с головой в любимое дело, в многочисленные обязанности, не сдаваясь под грузом лет, не давая себе ни минуты передышки. Потому что они не умеют жить иначе, потому что они — фронтовики, победители.
Да, они разные, они обыкновенные наши советские люди. Лишь по большим праздникам надевают медали и ордена, а в обычные дни только возраст и выдаёт тех, у кого лучшие молодые годы прошли в горниле великой битвы с фашизмом.
Нет, не только возраст! Поступки, характеры, неписаные законы фронтового братства прежде всего отличают участников Великой Отечественной войны.
Оглянитесь, они живут рядом с нами, работают рядом с нами... И вот они пришли к нам с экрана — командир сапёрной роты Виктор Харламов, ныне директор завода; радист, а теперь бухгалтер Николай Дубинский; минёр-подрывник Алексей Кирюшин, ставший журналистом; командир разведки Иван Приходько, сейчас слесарь. С поразительной достоверностью сыграли этих героев актёры А. Глазырин, А. Папанов, В. Сафонов и Е. Леонов. Так же отлично Н. Ургант создала образ Раечки, что была в их батальоне медсестрой и сейчас работает сестрой милосердия. Да и остальные, даже эпизодические герои фильма, колоритны и выразительны.
Четверть века — это четверть века, не больше, но и не меньше. В чем-то иными стали бывшие фронтовые друзья, у каждого свои заботы, думы, повседневные дела. Потеря боевого товарища Валентина Матвеева собрала их, но не в одночасье сблизила. Когда следишь за тем. куда и зачем идут четверо друзей, прежде всего волнует, обращает внимание не столько внешняя канва подчас случайных событий, а внутреннее содержание характеров. Они остаются вместе не только, чтоб помянуть покойного, но и молча выпытывают друг у друга: а остался ли ты прежним, сохранил ли боевой дух, верность товарищам боевых лет? Эти вопросы — в задумчивых глазах Кирюшина, в казалось бы, случайных, но полных затаённого смысла репликах Приходько, в сомнениях, что высказывает Дубинский, в стремлении Харламова не отпустить друзей...
Долгие годы, что провели они вдали друг от друга, образовали ледок отчуждения. Но он скоро рушится, исчезает, как только каждому из них становится ясно, что в главном они остались прежними. Без обиняков сказать правду в глаза, не спасовать, проявить находчивость, убрать с дороги подлеца, помочь человеку сохранить жизнелюбие и оптимизм — вот чему их научила священная война, научила на всю долгую жизнь.
Вмонтированная в финал фильма черно-белая хроника встречи фронтовиков на Белорусском вокзале столицы перемежается с кадрами, в которых мы видим четверых, теперь уже близких, дорогих нам людей, спящих в квартире Раи после бурного, тяжёлого и счастливого дня. Они снова обрели друг друга... Спит, улыбаясь во сне и уже взрослая дочь Раи — Валентина. До этого она с любопытством, доброй улыбкой вглядывалась в лица фронтовых друзей её матери, мало удивившись тому, что они оказались у них в гостях все вместе. Хочется верить, что Валя растёт под стать матери, что она будет достойна её. Но, к сожалению, об этом мы можем только догадываться, потому что наше знакомство с ней было очень кратким. Мало что мы узнали и о сыне Матвеева, и о юном напарнике Ивана Приходько, не спасовавшем во время аварии. И о той молчаливой девушке, что ехала на машине, с подонком. Происшедшее в этот день, конечно же, запомнится ей навсегда. Скупое «спасибо» Кирюшина для неё будет значить так много...
Фильм только бы выиграл, прочерти его авторы ярче, полнее н определённее характеры, поступки настоящих и духовных детей фронтовиков, достойно продолжающих их дело, готовых равняться на своих отцов и матерей.
...Они навсегда запомнили ту, теперь далекую встречу на Белорусском вокзале — встречу воинов победителей с родными, близкими. С Родиной, которую они защитили, сберегли. Документальные кадры этой встречи освещают весь рассказ необычным светом. С великим почётом, восхищением и благодарностью чествовал народ в незабываемые дни 1945 года солдат, возвращающихся с великой войны. И спустя долгие годы фронтовики достойны той же щедрой благодарности Родины, что никогда не забудет подвига своих сынов. Достойны они уважения, признательности не только своих сверстников, но и тех. кто не слышал орудийного грома, над кем счастливое мирное небо сияет уже двадцать шестую весну. А забывшие об этом заслуживают общественного, всенародного презрения.
Вот о чём рассказывает «Белорусский вокзал». Идея этого фильма живо перекликается с мыслью, высказанной Л. И. Брежневым с высокой трибуны XXIV съезда партии: «Говоря о славной Советской Армии, нельзя не сказать доброго слова о наших фронтовиках, о тех солдатах и командирах. которые в годы Великой Отечественной войны отстояли свободу нашей Родины. После колоссального напряжения военных лет им и отдохнуть не пришлось: фронтовики снова оказались на фронте — на фронте труда. Многих из фронтовых товарищей уже нет с нами. Но миллионы ещё в строю. Одни продолжают службу в армии, другие отдают Родине свои знания и труд на заводах и стройках, в колхозах и совхозах, в научных институтах и школах. Пожелаем всем им хорошего здоровья, счастья, новых успехов в труде во имя коммунизма».
Б. СУМАШЕДОВ.
(с) пролог, OCR и подготовка оригинального текста - Albert Magnus (специально для kin0guru)
И обещанный список:
- Степень риска
- Крах
- Старый знакомый
- Кремлёвские куранты
- Почтовый роман
- Переступи порог
- Угол падения
- Красная площадь
- Один из нас
- Директор