Представьте себе ноябрь 1704 года. Сыро, холодно. Но здесь кипит работа. Слышен стук топоров, скрип лебедок, крики мастеровых. Сам царь Петр Алексеевич, в простой рабочей одежде, не чурается взять в руки инструмент. Тем более, что проект здания в виде буквы «П» он придумал сам! Так началась история одного из самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга – Адмиралтейства.
Верфь-Крепость (1704-е годы)
Петру I было не до красоты. Недавняя трагедия на Ладожском озере, где шторм пустил ко дну почти весь его молодой флот (45 из 50 кораблей!), требовала немедленных действий. Нужна была новая верфь. Большая, защищенная и близко к морю. Вместе с "правой рукой" - Меншиковым, выбрали место напротив Петропавловской крепости, на левом берегу Невы. Строили быстро и упорно.
Царь-плотник: Петр лично руководил работами. Его дневниковая запись от 5 ноября 1704 года лаконична: "Заложили Адмиралтейский дом... были в остерии и веселились...". Но веселье весельем, а трудились от зари до зари – с 5 утра до 9 вечера. Говорят, царь и сам не гнушался работы топором, подавая пример.
Для систематизации знаний о кораблестроении в 1709 году по указу Петра I в Адмиралтействе основали «Модель-камеру» – хранилище чертежей и точных деревянных моделей кораблей. Согласно «Регламенту» 1722 года, мастера обязаны были создавать детальные «половинчатые модели» (продольные разрезы корабля на доске) каждого нового судна, которые после его спуска на воду передавались в камеру. Она служила архивом проектов, учебным пособием и эталоном. Её коллекция стала основой Центрального военно-морского музея.
Чтобы снабжать огромную верфь, в 1717 году к западу от Адмиралтейства прорыли канал. Он напрямую связывал верфь с островом Новая Голландия, где хранились корабельный лес, пенька и работали канатные дворы. Этот Адмиралтейский канал стал важной грузовой артерией: по нему на баржах доставляли все необходимое для строительства кораблей.
Когда необходимость в нем отпала (верфь свернула производство, город рос), канал засыпали в середине XIX века. Сегодня ровно по его руслу проходит Конногвардейский бульвар.
Первое Адмиралтейство было сугубо утилитарным. Деревянные корпуса, образующие ту самую букву "П", открытую к реке. Внутри – стапели, где строились корабли, кузницы, где ковали якоря и гвозди, склады для леса и пеньки. Но это была не просто верфь.
Крепостные валы и пушки: Во.йна со шведами была в разгаре. Поэтому вокруг верфи насыпали высокие земляные валы, вырыли глубокие рвы. На валах установили больше сотни пушек! Адмиралтейство стало второй (после Петропавловки) мощной крепостью новой столицы.
Первые ласточки: Уже в 1706 году со стапелей сошел первый прам (плоскодонное артиллерийское судно). А всего за время Петра I здесь построили 262 военных корабля! Среди них – гордость флота, мощный линейный корабль "Полтава", построен в 1712 году.
Луг для обзора: Чтобы враг не подкрался незаметно, лес вокруг верфи вырубили. Так появился огромный Адмиралтейский луг (сейчас на его месте – Александровский сад). Отсюда хорошо простреливалась местность при необходимости.
Башня и Первый Золотой Кораблик (1730-е годы)
Шли годы. Деревянное Адмиралтейство ветшало. К 1730-м годам оно уже не соответствовало статусу столицы империи. Царица Анна Иоанновна повелела перестроить его в камне. За дело взялся архитектор Иван Кузьмич Коробов. Он сохранил петровскую "П"-образную форму, но сделал нечто удивительное.
Шпиль, устремленный в небо: Главным творением Коробова стала стройная центральная башня с высоким золоченым шпилем. Возник спор: инженеры советовали сделать шпиль пониже для устойчивости. Но моряки восстали! Символ морской славы должен парить высоко! Нашли компромисс: шпиль оставили прежней высоты, но его основание углубили в здание на 12 метров, сделав конструкцию прочнее.
Рождение Легенды (1719 г.): Еще до Коробова, в 1719 году, на первом, деревянном шпиле Адмиралтейства появился флюгер – тот самый знаменитый кораблик. Его создал голландский мастер Харман ван Болос. Кораблик был не просто игрушкой: 65 кг меди, 2 кг золота на позолоту! И сразу поползли слухи: мол, три флага на его мачтах – из чистого золота, а в носу спрятана личная буссоль (компас) самого Петра Великого.
Тайна Исчезновения: Куда делся тот самый, первый кораблик? Загадка! В 1815 году его сняли для ремонта шпиля... Кораблик таинственно исчез - будто растворился в петербургском тумане. Его судьба до сих пор неизвестна.
Великое Преображение: Захаров и Русский Ампир (1806–1823 гг.)
Наступил XIX век. Петербург стал блистательной европейской столицей. А скромное, хоть и с башней, здание верфи посреди парадного центра выглядело уже неуместно. Император Александр I поручил перестроить Адмиралтейство архитектору Андреяну Дмитриевичу Захарову. Это был гениальный русский зодчий, учившийся у создателя парижской Триумфальной арки! Захаров совершил чудо.
Грандиозный Ансамбль: Он сохранил коробовскую башню со шпилем и петровскую "П"-образную планировку внутри, но внешне здание преобразилось до неузнаваемости. Захаров создал грандиозный ансамбль длиной 407 метров в стиле высокого классицизма (ампира). Он убрал старые оборонительные рвы и валы, превратив Адмиралтейство в открытый, торжественный дворец русского флота.
Фасады Адмиралтейства украшали скульптуры и барельефы, созданные мастерами своего времени - Пименовым, Щедриным, Теребенёвым и Демут-Малиновским. У ворот башни: две группы нимф, держащих небесную и земную сферы. Над аркой - богини славы, летящие навстречу друг другу.
Верхний ярус: колоннада с 28 статуями: четыре стихии, четыре времени года, четыре ветра, Урания и Изида (они повторяются). Ниже - фигуры Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Аттик украшает горельеф «Заведение флота в России», где Нептун вручает трезубец Петру I.
Однако античные нагие фигуры не устраивали церковь. Почти 40 лет шла борьба, пока в 1859 году по указу Александра II часть скульптур не уничтожили. Были утрачены: некоторые аллегории месяцев, фигуры шести рек, олицетворения четырёх континентов и большой фриз.
Шпиль-Доминанта: Высота шпиля стала 72,5 метра. На его острие установили новый золоченый кораблик (третий) – копию первого пропавшего. Этот силуэт стал одним из символов города. А с легкой руки Александра Сергеевича стал называться"Адмиралтейская игла".
Секрет Лестницы: Внутри Захаров создал великолепную парадную лестницу. Ее дизайн так впечатлил знаменитого архитектора Карла Росси, что, по мнению некоторых историков, он вдохновился её образцом при создании своего шедевра – Михайловского дворца (ныне здание Русского музея).
для сравнения - лестница Михайловского дворца
Легенды, тайны и суровые испытания
Адмиралтейство окутано легендами, как невскими туманами.
"Золотое Яблоко": По легенде, внутри позолоченного шара под корабликом спрятан ларец с золотыми дукатами Петра I или даже его личная шкатулка. Реальность чуть прозаичнее, но не менее интересна. В шаре хранятся капсулы времени! В 1886 году туда положили документы и газеты того времени. В 1928 году, при ремонте, их нашли, добавили советские издания и снова запечатали. В 1977 году капсулу вновь вскрыли, добавили Конституцию СССР, отчеты о реставрации и снова поместили на место. Что там сейчас? Узнают, вероятно, только при следующем большом ремонте шпиля.
"Трезубец" Проспектов: Посмотрите на вид центра Петербурга. От шпиля Адмиралтейства, как лучи, расходятся три главных проспекта: Невский, Гороховая и Вознесенский. Этот градостроительный "трезубец" был спланирован Комиссией о Санкт-Петербургском строении еще в 1738 году, подчеркивая центральную роль Адмиралтейства в жизни города.
Первый Полуденный Выстрел: принято считать, что традиция полуденного пушечного выстрела началась с Петропавловской крепости. По одной из версий, первый официальный выстрел ровно в 12 часов дня прозвучал с валов Адмиралтейства по указу императрицы Анны Иоанновны в 1736 году - как сигнал точного времени для города и порта.
Прототип Кораблика: какой же корабль изображен на шпиле? Точного ответа нет. Одни говорят – первый русский военный корабль западноевропейского типа "Орёл" (1669 г.), но оснастка не совпадает. Другие – любимый корабль Петра, линкор "Полтава", но количество пушек на модели другое. Самая убедительная версия – это флагман Петра I, линкор "Ингерманланд" (1715 г.). Сходство очень велико. А возможно, кораблик – собирательный образ первого русского линейного флота.
Блокадный Подвиг (1941-1944 гг.): Когда грянула Великая Отечественная во.йна, золотой шпиль, демаскирующий здание, зачехлили серой тканью. Но внутри Адмиралтейства, как и во времена Петра, кипела работа! В его цехах, в холод и голод, ленинградские рабочие и моряки ремонтировали боевые корабли Балтийского флота, чинили орудия. Работали по 16 часов в сутки. И когда пришла Победа, 30 апреля 1945 года, чехлы сняли, и золотой кораблик вновь засиял над возрождающимся городом. Его силуэт украсил медаль "За оборону Ленинграда".
Адмиралтейство сегодня
Сегодня Адмиралтейство выглядит так же величественно, как и при Захарове. Его шпиль с корабликом – такой же символ Петербурга, как Медный всадник или ангел Петропавловского собора. Но попасть внутрь простому горожанину или туристу нельзя. С 2012 года здесь размещается Главный штаб Военно-Морского Флота России.
В правом крыле действует старинный храм Спиридона Тримифунтского – (туда пройти можно). Знаменитый Центральный военно-морской музей (прямой наследник петровской "Модель-камеры" 1709 года) переехал на площадь Труда.
У стен Адмиралтейства раскинулся тенистый Александровский сад. Летом здесь шумит фонтан, а зимой мерцают огоньки гирлянд.
А высоко-высоко, на своей 72-метровой игле, парит золотой кораблик. Говорят, если вглядеться в него на закате, можно увидеть, как его золоченые флаги на миг вспыхивают алым светом. Может, это отблеск легендарных дукатов Петра? А может – неугасимый отсвет морской славы России, рожденной здесь, на этой земле, более трех веков назад.
Адмиралтейство стоит. Оно пережило наводнения, во.йны, революции и блокаду. Его стены помнят многое, а кораблик ведёт Петербург сквозь время.