Мы знаем, что вы, наши бесстрашные читатели, достаточно взрослы, чтобы столкнуться с этими пугающими сценами, но мы настаиваем на том, чтобы включить хотя бы ночник у кровати. В этом списке есть несколько моментов, которые могут испугать даже самых непробиваемых зрителей и заставить их в ужасе сжиматься в объятиях друг друга. Будьте внимательны!
1. "Большой Тылль" (1980)
Пожалуй, один из самых трагичных фильмов в нашем списке, полный отрубленных конечностей и голов, загнанных в ловушку и раздавленных жизней, тонущих в потоках нескончаемой крови. Наполненные пугающей эстетикой и наполненные звуками ужаса сцены этого фильма показывают нам уродливую реальность того, как стремление к добру может привести к тому, что жизни людей будут разрушены в одно мгновение. Тылль - великан, или, лучше сказать, герой, который откликается на призывы людей о помощи. К счастью, в диснеевских фильмах у таких историй обычно счастливый конец, но не у этой. С самого начала становится ясно, что жизнь Тилла наполнена бесконечными битвами, в ходе которых он постепенно начинает терять все, чем раньше дорожил, — свою семью, свой народ и, наконец, самого себя. Мораль этой истории такова: иногда героические поступки могут быть мрачными.
2. "Халиф-аист" (1981)
Это мультфильм, относящийся к определенному типу шедевров, которые оставляют у зрителя сильное впечатление, похожее на травму. В мультфильме почти с самого начала царит зловещая атмосфера, что-то неуловимо таинственное и тревожное (а иногда даже неприятно будоражащее), что удивительно оттенено восточной элегантностью. Способность советских аниматоров экранизировать зарубежные сказки таким образом, что показы становятся самостоятельными произведениями, поражает. Прекрасные фигуры, которыми восхищается главный герой — Халиф — мутанты, способные видеть самые ужасные сны. В мультфильме много тонкой, пронзительной, волнующей музыки. Настоящая восточная сказка, полная тайн и нравоучений.
3. "Будет ласковый дождь" (1984)
Вторая половина XX века хорошо известна своей антиутопической литературой как в СССР, так и за рубежом. Это экранизация романа Рэя Брэдбери, в которой рассказывается о пугающей реальности, в которой мир восстанавливается после ядерной катастрофы. Обезлюдевшие города принимают облик меланхолии и уныния, поскольку источники энергии похищаются одним нажатием кнопки. Мертвый замяли дом, где только бессмысленные звуки машин может быть еще слышал …Слуга-робот продолжает делать свою ежедневную работу: готовила завтрак, накрывала на стол, мыла посуду...пока взрослые лежат в пепле.
4. Перевал (1988)
Несмотря на мрачный художественный стиль, созданный мерцающими красками и психоделической графикой в сочетании с музыкой как ультимативной формой контакта, этот мультфильм заставляет вас дрожать, оставляя мурашки на коже. Это не обычная работа с инопланетянами, которая была востребована в шестидесятые годы. Напротив, "Перевал" Владимира Тарасова - это тревожная работа о путешественниках, которые оказываются на враждебной планете, пытаясь выжить и сохранить рассудок. Вечная непроглядная ночь, абстрактно-геометрические локации, невиданные звери и музыкальный монтаж с галереей инопланетных открыток, на которые, сколько ни смотри, не поймешь, что нарисовано.
5. Его жена курица (1989)
Название этого мультфильма говорит само за себя. Он вызовет у вас множество вопросов и тревог, поскольку единственный элемент, который привычен человеческому глазу, - это фон, заполненный бытовой техникой. Персонажи — синекожий мужчина, гусеница с человеческим лицом, бледный незнакомец и женщина, охваченная страхами, - все это плод воспаленного воображения. То же самое касается и всех взаимодействий персонажей друг с другом — игр, наводнения в комнате, неловких диалогов, которые невозможно пропустить. Несмотря на странности и сюрреализм, суровость семейной жизни просачивается сквозь экран.
6. "Слева направо" (1989)
Полное название - "Фру-89. Слева направо", что означает психическое состояние, при котором желания человека не соответствуют его ожиданиям, что травмирует человека. Странные существа движутся слева направо, постоянно трансформируясь и перетекая друг в друга. За этим мультфильмом стоит легенда, и некоторые утверждают, что все изображенные существа были нарисованы пациентами психиатрических больниц. Без сомнения, шансы на это высоки.
7. "Наваждение" (1989)
Анимационный фильм Ольги Розовской и Валерия Пугачки "Наваждение", снятый по мотивам украинской народной сказки "Языката Хвеска". В ней рассказывается история о мудром человеке, который находит сокровище, но, зная неуемную болтливость своей жены, решает манипулировать событиями таким образом, чтобы жители деревни подумали, что она сошла с ума. С самого начала мультфильм довольно жуткий, но в то же время остроумный и атмосферный. Если бы не тревожный антураж в виде страшных перекошенных пластилиновых лиц, беспокойных ритмов, блеклой цветовой гаммы и народных песнопений, мультфильм воспринимался бы как обычная народная сказка. Авторское переосмысление сюжета подчеркивает его и делает запоминающимся.
8. "Медведь липовая нога" (1990)
"Медведь липовая нога" - это архетип народной сказки, которая была экранизирована как мрачный театр теней, наполненный таинственными символами. Среди них кукушка, которая отсчитывает мгновения жизни, и часовой механизм, сопровождающий ее отсчет. По сюжету сказки старик и старуха хитростью завладевают медвежьей лапой и приносят ее домой. Изувеченный дикий зверь, прислонившись к стволу дерева, находит жилище своих обидчиков. Бойня приближается, но медведя останавливает плач младенца в колыбели. Мультфильм страшен тем, что в нем совсем нет музыки, только тревожный бой часов, скрипы, лязг лезвий, пронзительный плач ребенка и убаюкивающие звуки колыбельной.
9. "Потец" (1992)
Этот мультфильм был создан ближе к концу существования СССР и выпущен на экраны после распада страны — в 1992 году. Немногие мультфильмы в мире могут сравниться с ним по гнетущей атмосфере. Трое сыновей по очереди спрашивают своего отца: "Скажи нам, отец, что такое потец?" Несколько раз отец (изможденный персонаж, по внешнему виду которого сразу становится ясно, что он вот-вот умрет) отвечает иносказательно, но его сыновья не понимают. Наконец, он дает им ясный ответ: поэты - это холодный пот мертвеца. Анимационный фильм снят по мотивам стихотворения Александра Введенского — страшной философской притчи. Здесь не только ужас, но и глубокий смысл со множеством подтекстов.
10. "Гипнеротомахия" (1992)
"Гипнеротомахия" - неординарная работа Андрея Свислоцкого, в которой раскрывается гротескный юмор, порой балансирующий на грани приличия и вседозволенности. Честно говоря, то, что он сделал, было просто резким актом новаторства, разорвавшим и оплевавшим все слабо спродюсированные психоделические фильмы, которые были до этого. Слово “гипнеротомахия” переводится как “борьба любви во сне", в то время как в фильме это определение приобретает противоположный смысл, точно иллюстрируя "борьбу любви со сном”. Несмотря на недолговечность, она дает пищу для размышлений, поскольку пронизана фрейдистской символикой. Эту работу нужно пересматривать несколько раз, не только чтобы заметить искаженные детали, но и чтобы понять ее тематику в целом.