Найти в Дзене
Евгений Трифонов

Зороастризм в современном Иране

Зороастризм, традиционная религия Ирана, господствовала в этой стране до VII века, когда она была завоёвана арабами-мусульманами. С этого времени зороастризм превратился в преследуемую религию, а её адепты – в неполноправных подданных исламских государств, возникших на развалинах древнего Ирана. В Х веке, после подавления массовых восстаний, резни и насильственного обращения в ислам, зороастрийцы стали религиозным меньшинством, и к XIV веке остались только общины в провинциях Йезд и Керман. Лишь после Конституционной революции 1905-11 гг. они были избавлены от джизии (исламского налога на немусульман) и получили некоторую свободу и равноправие.

Зороастрийский храм огня Аташкадех в Йезде
Зороастрийский храм огня Аташкадех в Йезде

Положение зороастрийцев изменилось после захвата власти Реза-шахом Пехлеви, объявившим себя потомком гилянской ветви доисламской династии Ахеменидов. Он пытался опереться на зороастрийское культурное наследие.

«Во время правления в Иране Реза-шаха Пехлеви (1925-1941) при осуществлении светских реформ в 20-30-е годы и для подрыва влияния шиитского духовенства шах использовал в качестве союзника зороастрийское религиозное меньшинство.

В иранских газетах и журналах периодически публиковались хвалебные статьи о зороастризме, печатались книги, авторы которых прославляли события древней истории, эпохи Сасанидов и называли зороастризм “гениальной” религиозно-философской системой взглядов.

Во время коронации Реза-шаха, которая была отпразднована с пышностью, в Иране распространялась литография с портретом шаха, фигурками пророка Зороастра, Дария и Куроша (Кира) - шахов Ахеменидской династии. При этом на литографиях не было пророка Мухаммеда или какой-либо другой мусульманской символики.

На литературном факультете Тегеранского университета с 1934 г. было введено преподавание Авесты и изучение зороастрийской философии и этики, текстов на языках пехлеви, и дари. Молодые иранцы начали проявлять интерес к изучению своей древней истории и памятникам материальной культуры, а также к древним иранским языкам.

«Башня молчания» в Йезде – место погребения усопших зороастрийцев
«Башня молчания» в Йезде – место погребения усопших зороастрийцев

Мода на зороастризм захлестнула, как элиту общества, так и иранскую интеллигенцию. Некоторые тегеранские аристократы, известные политические и общественные деятели-мусульмане обучали своих детей в зороастрийских школах “Фируз Бахрам” (для мальчиков) и “Ануширван Дадгар” (для девочек). Как-то одна из дочерей Реза-шаха, выступая перед журналистами, дала положительную оценку обучению в зороастрийских школах. Этого оказалось достаточно для того, чтобы сложилась официальная точка зрения, будто в зороастрийских школах подросткам прививают прочные нравственные основы.

Школа «Фируз Бахрам» в Тегеране
Школа «Фируз Бахрам» в Тегеране

Государственные здания в Иране часто украшались зороастрийской эмблемой - изображением крылатого божества ахеменидского времени. <…>

В годы правления Реза-шаха был официально введен солнечный календарь. Зороастрийцам было разрешено открыто праздновать Новый год согласно древним традициям. Во время этого празднования возрастала активность зороастрийского духовенства; по радио передавались беседы, знакомившие слушателей с древнейшей историей Ирана.

Закон, принятый в конце 20-х годов, уравнивал в правах зороастрийцев и мусульман: преследование зороастрийцев, покушение на их жизнь наказывалось.

Поклонение зороастрийцев огню
Поклонение зороастрийцев огню

В 40-е годы XX в. зороастрийская община в Иране насчитывала примерно 8-10 тыс. человек. Зороастрийцы поддерживали Реза-шаха в его внутренней политике, что также являлось одной из важных причин положительного отношения династии Пехлеви к зороастрийцам» (Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране (Историко-этнографический очерк). - М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. - 133 с.).

Реза-шах, стремившийся превратить Иран в современное государство, сталкивался с сопротивлением шиитского духовенства, имевшим колоссальное влияние на иранцев, и располагавшим огромной собственностью. Он считал ислам тормозом для развития, и даже, по непроверенным данным, называл эту религию «арабским измышлением, исказившим благородную историю Ирана».

В политическом плане возрождение зороастризма привело к самым негативным последствиям для Ирана. В 1937 г. иранский литературовед Давуд Моншизаде переехал в Германию, и начал сотрудничать с нацистами. Он вёл программу на германском радио на персидском языке, и писал статьи для газеты Das Reich. Воевал в составе СС, был ранен при обороне Берлина от штурма Красной армии. Кроме него, в СС сражались и другие иранцы, ставшие апологетами нацизма.

Давуд Моншизаде со своими чернорубашечниками
Давуд Моншизаде со своими чернорубашечниками

Через иранских единомышленников Абвер проник в Иран, и создал там разветвлённую агентурную сеть. Правительство Реза-шаха и сам монарх этому не препятствовали. В результате в августе 1941 г. Иран был занят советскими и британскими войсками, Реза-шах свергнут, и на трон посажен его молодой сын Мохаммед Реза Пехлеви.

После войны Моншизаде и другие уцелевшие иранские эсэсовцы вернулись на родину, и в 1952 г. основали Национал-социалистическую рабочую партию Ирана (СОМКА). Партия считала ислам «корнем проблем Ирана и причиной слабости иранцев». Ислам и иудаизм считался иранскими нацистами главными врагами арийских народов, из-за их «отрицательного семитского влияния». Евреи, арабы и мусульмане в целом считались «низшими существами», которые являются «препятствием на пути процветания и возрождения арийцев».

Партия получила довольно значительную поддержку населения: в её ряды вступило примерно 30 тысяч иранцев. Активисты СОМКА принимали участие в уличных столкновениях с членами марксистско-ленинской Народной партии Ирана «Туде», с исламистами и с левыми националистами - сторонниками премьер-министра Мохаммеда Мосаддыка. СОМКА была лояльна шаху, и выступала на стороне лидера монархистов Фазлоллы Захеди, требуя отставки и изгнания Моссадыка. Однако после свержения Мосаддыка шах решил избавиться от последователей Гитлера, и отправил Моншизаде в изгнание.

Партия фактически исчезла, а её члены стали ориентироваться на отставного генерала Хасана Афру, в 1960-70-е гг. бывшего символом зороастрийского ультраправого антиисламского течения. Хотя влияние Афры и его окружения было невелико, зороастрийцы стали восприниматься как нацисты, что отталкивало от них иранскую интеллигенцию.

Генерал Хасан Арфа
Генерал Хасан Арфа

Сын Реза-шаха, Мохаммед-Реза Пехлеви, как и его отец, проявлял интерес к зороастризму. Он привлекал на свою сторону зороастрийцев - банкиров, бизнесменов и предпринимателей. Представители ещё недавно угнетённого меньшинства становились депутатами меджлиса, госслужащими и старшими офицерами.

«Династия Пехлеви и правящая элита приложили все силы к тому, чтобы превратить зороастрийцев в надежную опору. Во время празднования 2500-летия иранской монархии бывший шах, доказывая “незыблемость” монархии, ссылался на древние легенды и предания, связанные с правлением “великих шахиншахов” времен Ахеменидов и Сасанидов, что, по его мнению, подтверждало “неразрывность и преемственность тесных связей между народами и шахами Ирана” и что это якобы было связано с древнейшей народной традицией “почитания” личности шаха. Свои обращения и послания к народу Мохаммед-Реза Пехлеви постоянно подкреплял примерами из Авесты. Призывая иранцев к “взаимопониманию”, он ссылался на древнее учение, связанное с пророком Зороастром, и зороастрийские каноны: “Мы всегда считали несправедливость, ложь, зависть, эгоизм, исходящие от Ахримана, проявлением темной, нечистой силы и всегда обращались лицом к справедливости и человеколюбию”. Прославляя древний Иран, шах отмечал “значение, какое придавалось в ту эпоху обучению и воспитанию”, и что не случайно Зороастра называли “учителем”» (Дорошенко Е.А., указ. соч.).

Празднование 2500-летия монархии было оформлено в зороастрийском стиле
Празднование 2500-летия монархии было оформлено в зороастрийском стиле

Несмотря на значительные усилия зороастрийских культурных и благотворительных организаций, сколько-нибудь массового возвращения иранцев к доисламским корням не происходило: численность зороастрийцев к 1970-м гг. выросла незначительно - примерно до 35 тыс. чел., в основном за счёт естественного прироста. Присутствие зороастрийцев ощущалось только в двух провинциях – Кермане и Йезде, где сохранялись зороастрийские деревни, кварталы в городах и традиционные храмы огня. Новообращёнными были немногие правонастроенные интеллектуалы, преимущественно из офицерского корпуса.

Исламскую революцию 1979 г. зороастрийцы восприняли со страхом. В новой Конституции Исламской Республики Иран в ст. 13 зороастрийцы, наряду с иудеями и христианами, признаются религиозным меньшинством Ирана. После революции зороастрийцы не принимают никакого участия в общественной и политической жизни страны.

Однако бывшие шахские офицеры-зороастрийцы, и небольшое число зороастрийских интеллектуалов не смирились с революцией. Генерал-зороастриец Бахрам Арьяна, начальник генштаба и командующий сухопутными войсками при шахе, эмигрировал и создал за границей движение «Азадеган» («Освобождённые»). В руководстве организации состояли адмирал шахского флота Камаль Хабиболлахи, офицеры Джамшид Хасани и Хасан Мохтари, и дипломат Асад Хомаюн. Эмблема «Азадеган» - модернизированный Фаравахар в виде силуэта орла, символизирующий непрерывность иранской национальной традиции.

Генерал Бахрам Арьяна
Генерал Бахрам Арьяна

Первоначально она выступала с позиций крайне правого национализма, монархизма, антиисламизма и антикоммунизма, и имела определённый национал-социалистический уклон. После смерти Арьяны в 1985 г. «Азадеган» преобразовался в движение общедемократического толка.

Арьяна вместе с генералами Овейси и Азхари, дипломатом Захеди и принцессой Ашраф создали Армию освобождения Ирана (АОИ), в боевых подразделениях которой, по данным западных разведок, состояло 2 тыс. боевиков, а по заявлениям её лидеров – 12 тыс. Её формирования базировались в Турции и Ираке, оперативный штаб расположился в турецком городе Ван. АОИ совершила ряд террористических актов против Ирана, но развязать партизанское движение и поднять восстание ей не удалось. Деятельность АОИ была гораздо менее масштабной, чем левой группировки «Моджахеддин-э-хальк», или курдских движений 1980-х.

В настоящее время существует Фонд «Азадеган», выступающий за демократический светский Иран, который возглавляет Асад Хомаюн.

Из известных зороастрийцев следует упомянуть Фруда Фоладванда - актёра, кинорежиссёра, драматурга и сценариста, основателя монархистской группы «Ассамблея Королевства Иран». Фауладванд вёл спутниковое телешоу «Ваше телевидение» из Лондона, которое использовал для пропаганды восстановления монархии. Военное крыло Ассамблеи – организация «Тондар» («Гром»), совершившая многочисленные террористические акты в Иране.

Фруд Фоладванд
Фруд Фоладванд

Фаулванд исчез в январе 2007 г. вместе с двумя другими членами Ассамблеи. Считается, они пытались вернуться в Иран, чтобы свергнуть режим, и были похищены иранскими силами в Турции. С тех пор их судьба неизвестна, но Ассамблея и «Тондар» продолжают время от времени напоминать о себе.

***

Во время правления шахов династии Пехлеви (1925-79 гг.) предпринимались попытки возродить почти исчезнувший зороастризм, и сделать его опорой престола. Эти попытки не удались. Зороастризм оставался религией незначительного меньшинства иранцев, и в качестве новых адептов он привлёк лишь небольшое число правонастроенных интеллектуалов. После Исламской революции политическую активность проявляют только эти интеллектуалы, бежавшие от революции, причём их численность постоянно уменьшается. Расчёты части иранских монархистов на то, что зороастризм возродится, и станет знаменем борьбы с шиитской Исламской республикой, оказались несостоятельными. Они только могут ухудшить и без того не блестящее положение небольших зороастрийских общин, сохраняющихся в Иране.

Читайте новости на телеграм-канале "Патагонский казакъ" https://t.me/patagonez