ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ZX SPECTRUM В СНГ c 1986 года по...
#zxspectrum, #demoscene, #oldschoole, #hackers
Включите AY радио, я поплачу: https://zxaaa.ru/AYMUSIC/radio.html
Жизнь А.А.А неразрывно связана со спектрум-совместимыми компьютерами и спектрумистами – людьми совместимыми со спектрум-совместимыми компьютерами. На разных этапах я встречал большое количество спектрумистов, в основном конечно умалишенные, которые постепенно из количества перешли в качество, поэтому со многими качественными сумасшедшими спектрумистами, кто ещё не спился окончательно я общаюсь до сих пор. Грешны... Пьём.
Скудность возможностей предлагаемых нашей платформой привлекают новых поклонников. Хотя моё основное общение происходит с теми, кто был спектрумистом с 1986 года по 2014 годы. Такие люди как ютупер Сухомилин, как бы он не старался влиться в ряды спектрумистов - никогда им не будет. Он всеми спектрумистами презираем и смешон. Выносите его тело оно остыло... Нужно было быть тогда, пережить тяжёлое сейчас: затяжной кризис спектрумизма - "бездемие" и переродится снова в спектрумистов счастливого будущего, хотя оно и является конечно утопией, впрочем не только оно. Вперед Россия! Куда вперед, это ж опять назад... Стать спектрумистом с нуля не впитав 8 битного пота, на простой волне ютупа и пустословия о грешнике Синкляре, переливания из пустого в порожнее - не возможно! Реку "спектрумления" нужно было переплыть самостоятельно, её невозможно излагать не окунувшись в пучину состоящую из восьми цветов, одной градации яркости помноженную на отсутствие возможности поставить две цветные точки рядом. Это бесит! Обманывать спектрумистов втирая им несуществующую дичь про Клайва Синкляра - это всё равно что издеваться над детьми-инвалидами.
Спектрумист - человек, который всё знает, всё умеет, жизнь повидал, научит любого и спорить с ним бесполезно. Голый будет ходить, но новый пентагон с AY купит. Дома всё чинит сам. Усилитель радиотехника, колонки S-30. Паяльник, даже сейчас на кухне, на столе рядом с чесноком потому как он свят! Поломка спектрума не удручает, она обыденна и входит в комплект всеобщего удовольствия от пользования компьютером. Заземление на батарее, краска с батареи в месте соединения сточена напильником, как учили деды при Сталине! MP3 слушает с дисковода 5.25, через NeoGS карту. Звуковая карта которая позволяет прослушать только mod музыку стоит 8000 рублей.
И такая цена у спектрумистов считается нормальной. Поэтому пьёт иногда много или закодирован. Обои жёлтые, ковер красный, словом русский стандарт, розетки костяные - накладные. Зачем что-то менять, если и так работает. Стеклопакеты не ставит, потому что деревянные рамы лучше. Писюшников, амижистов, апплистов, атаристов и комаров на дух не переносят, ибо оно всё SHIT по умолчанию. Слушают как правило только AY музыку, хотя последнее время TS. Презирают попсу, любят Kraftwerk, Westbam, Depeshe Mode, Tехно, Acid Flash vol.1,2 и хардкоре. Программируют только на ассемблере, наиболее продвинутые пишут сразу в машинном коде, чтобы зря не терять время на ерунду. При слове Бейсик улыбаются и отходят в сторону от сказавшего, понимая что он "лошара" жизни не повидавший.
Наше слово "спектрумист" и то что мы в него вкладываем не имеет никакого отношения к Клайву Синкляру и западной культуре западной части Европы. У нас была своя культура спектрумизма и точек соприкосновения с западной почти нет. Хотя с Восточным блоком подконтрольным ШТАЗИ и КГБ: Польша, ГДР, Словакия, Чехия, Эстония, Латвия - мы схожи. Ведь у этих ребят (наших братушек, которым мы перекрыли границы и импорт) не было фирменного спектрума, была своя демосцена и пиратская культура, компьютерная пресса - всё схоже с нашей. Подробнее об этом в моих творческих исследованиях на территории Польши, Чехословакии, Германии:
"Busy" : https://dzen.ru/a/Z65F6k8Fo2azq7A5
Демо сцена Польши: https://dzen.ru/a/Z68yfE6u0FuN3fn4
"MAD GUYS" ГДР: https://zxdemos.ru/viewtopic.php?t=12130
Фирменного ZX Spectrum из Англии в СНГ ни у кого никогда не было. О его существовании, в принципе, узнавали по мере появления Интернета в квартирах Россиян. То есть после 2000 годов. Например, спектрумист Rindex из г. Москвы, приобрёл свой первый IBM примерно в 2000 году, до этого он играл и слушал AY музыку только на своём древнем Профи купленном в 1994 году с обычным модемом Robert. Так что современная тенденция прославлять некого недо-рыцаря Клайва Синкляра настоящему СНГ-шному спектрумисту чужда и непонятна. Хотя спектрумист goodboy, утверждает что у него был фирменный ZX Spectrum+2. Естественно я ему, как спектрумист с древней корневой системой - не верю! Хотя быть может единичные случаи... Почему спектрумисты, а не Ленинградцы, Атээмщики, Профисты, Скорпионщики - мне до сих пор не понятно? Откуда у нас, людей далеких от западной культуры, в обиходе слово "спектрум" - не ясно. Видимо чувствовали пятой точкой, что кроме СНГ есть какие то другие страны и там возможно был некий спектрум. Ведь игры для нас на чём то делали и это явно, в этот раз, были не Японцы и даже не Немцы.
Недавно смотрел интервью с психофизиологом Каплан Александром, который рассказал, как работает наш мозг. Не буду его цитировать дословно, но в общих чертах наша память работает весьма необычно. Мы запоминаем событие, связываем это событие своими воспоминаниями, например где это происходило, какой был цвет, запах, кто был рядом и подобное. У каждого, естественно своя квартира, где он смотрел ту или иную дему, кто-то пил пиво в детском неокрепшем возрасте, а кто-то чай с ретаболилом и метаном. Не суть. Суть в том, что это воспоминание у нас хранится глубоко в мозгу, обрастает новыми "другими" воспоминаниями и событиями. Но как только Вы что-то вспоминаете из былого (ностальгического), это событие вынимается, вернее даже выдирается из потока других событий и связей. Самое интересное, что в том месте где оно лежало, в этот момент становится пусто. Вы снова переживаете с этим событием новые ощущения (спектрумления), смотрите демо, играете в Dizzy 7, вспоминаете и это переплетается новыми событиями и ощущениями. После чего всё кладется на хранение. Так я это к чему? А к тому, что после того, как Вы прочтёте эту книгу, Ваши старые воспоминания будут заменяться новыми. Кто-то просто не согласиться с тем, что я написал, а у кого то к его воспоминаниям, добавятся мои. В момент, когда Вы вспоминаете что-то былое - с тех детских лет, то в моменте естественно получаете ностальгическое удовольствие, ведь большинство событий, которые сопровождают воспоминание будут счастливые моменты детской жизнерадостной и беззаботной жизни, а не как у Сухомилина юупуп синкляры и донаты. Будь то покупка компьютера, первый запуск Lyra 2 Megademo, или же запуск игр с кассет, даже простая поездка на радио рынок в метро - всё это было истинное счастье! Меня много раз просили написать книгу про спектрумистов. Я много раз пытался её начать и даже сейчас, когда пишу эти строки не уверен что закончу, ведь мне надо описать всю свою жизнь и ни разу не соврать при этом.
Начало.
Моё первое знакомство с компьютером началось с того что мой отец работавший в то время в телецентре Останкино звукорежиссером новостных передач, собрал из журнала Юный Техник в 1985 году какой-то калькулятор на куче микросхем.
Затем, уже в следующем 1986 году компьютер РК-86. Это был настоящий компьютер, а не бессмысленный калькулятор ЮТ85.
РК 86 у всех был только ручной сборки, начиная с платы, которую вытравливали дома в ванне (а кто-то собирал на макетке, как на фото ниже) и заканчивая герконовыми кнопками клавиатуры, которые собирались дома вручную. Предварительно по одной в день эти кнопки похищались с оборонных предприятий СНГ. Вообще любой комп тех лет начинался с похищения деталей мелкой логики, поиска проводов, кнопок, кристалла "сваровски", блока питания или хотя бы трансформатора. Почему то именно в кнопке включения была огромная проблема. Помню одна из красивых кнопок у меня была от Японского видео магнитафона формата BetaCam с телецентра Останкино. Блок питания - это тоже была проблема, нужно было его снять с какого ни будь ненужного на работе прибора. В последствии для спектрумов на радио рынках докупали только Z80 и AY, стоили они как крыло самолета. Остальное старались всё таки тащить с работы, чтобы максимально сэкономить на сборке. Наши мамы не должны были чувствовать провала в бюджете семьи. Им же надо было сапоги покупать на что то. Поэтому мы с отцом делали всё максимально бесплатно. Первые люди у кого был самодельный компьютер дома это те - кто имел доступ к рассыпухе (логике) и работал на предприятиях связанных с радиоэлектроникой. Инженеры радио электронщики, механики и прочие специальности.
Корпус пилили из того что было. Он мог быть любым: металл - шкаф "не влезай убьёт!", или пластик из наборов судо-моделирования.
Клеили клеем из наборов по склейке самолетиков, предварительно в нём же растворяли стружку этого же пластика. Чтоб получить густую замазку для швов корпуса. В качестве монитора, в основном был черно-белый телевизор Юность 401.
В качестве магнитофона использовался какой-то навороченный катушечный магнитофон тех лет, который был в каждом доме. Кассетники в 1986 году были редкими и дорогими, да и звук в них был похуже чем у катушек.
Большинство игр на компьютере РК 86 набиралось вручную с листингов программ написанных на листочках и в журналах Радио. Как я понимаю это был набор машинного кода. Чем круче игра тем дольше набираешь. Чего набираешь не понятно, потому что это только безликие столбики циферок.
На РК 86 были игры: Xonix - это наверно лучшее что там было. Затем непонятная для меня игра «Быки и коровы» и еще более непонятная Кинд Дза Дза, бармен, червяк. На этом мои воспоминания про этот компьютер полностью заканчиваются. Есть ссылка там всё это собрано:
Разве что корпус вспоминаю, у меня это был бронебойный гроб, покрашенный чёрной нитро краской, классный хоть и полностью самодельный.
В магазинах, спустя некоторое время можно было приобрести компьютер "Микроша", это в принципе был тот же РК 86, только заводской в очень красивом корпусе с нормальными кнопками и блоком питания меньшего размера, нежели мой похищенный с Чернобыльской АС. Невиноватый я - реактор сам взорвался!
Стоил такой комп как вся моя жизнь и я мог на него лишь посмотреть из прекрасного далёко, чтоб случайно не испортить своей слюной, которая на него текла. Опция «купить в магазине» для меня была не доступна, потому что это было дорого для простой игрушки ребёнку. В то время взрослые не были дураками, как сейчас, и прекрасно понимали что компьютер ни для какой работы и учёбы ребёнку не нужен, а он лишь для того чтоб играть, чинить и накрывать его вязаной салфеткой белого цвета предварительно прокипяченной в крахмале. (раз в месяц кипятили салфетки, стирали пакеты и прочее...)
Понимание того, что если ребёнку купить компьютер он совсем не будет учится всё таки у взрослых было. Сразу после того как у меня появился самодельный компьютер я рассказал об этом одноклассникам. Никто не поверил и мне пришлось каждого, кто не верил и хотел прикоснуться к будущему, привести к себе домой - место где оно уже наступило!
Этим я занимался: приводил, показывал и кайфовал от того что мир у моих ног и я все могучий мальчик Алёша.
В связи с этим я научился самостоятельно включать компьютер, набирать и запускать игру. Навык по тем временам невероятный. А учился я примерно в 5 классе, только на два и реже на три. Мне было 14 лет. Я рано понял что учится не стоит и не прогадал. Спустя время, это примерно 1987-88 годы, отец собрал ZX Spectrum 48k в корпусе БК (с книжку размером).
Обратите внимание на разъем питания. Это явный признак подлинности компа и что он из ранних 90-ых. Только бывалые сборщики компов использовали иной разъем а не стандартный 5-ти штырьковый, потому что дети часто путали одинаковые разъемы и полностью сжигали компы, подав 5 вольт на джойстик, видео или магнитофонный вход/выход.
Комп имел на борту нормальные тяжело нажимаемые пленочные кнопки с рынка Тушино. Можно сказать заводские, хотя скорее уже кооперативные.
Отступление для справки:
INT сигнал на компьютере зависел от многих обстоятельств и никогда не был правильным. Фирменного бордера, мультиколора, естественно мы не знали. К слову сказать и не узнали в те первые годы спектрумления, потому как только после появления Пентагона, аккурат к 1996 году сформировался некий стандарт INT сигнала клона Pentagon. От того какой был int сигнал отталкивались программисты при настройке эффектов мультиколоров и бордерных эффектов. Практически все наши клоны имели разные инт сигналы. Наихудшие модели компьютеров ни с чем кроме себя не совместимые это: ATM Turbo и Scorpion. То есть купив такой клон спека Вы обрекали себя на то что красивых эффектов мультиколора и бордера в демо и играх не увидите никогда. Одним из толкателей идей пентагонизации - единого инт сигнала был Исаев Андрей. Я думаю, спектрумисты на его могиле должны поставить памятник только за это.
Ведь благодаря единому инту мы сейчас имеем нормальные эффекты в демо и возможность участвовать в демопати по единым стандартам. Без стандарта инт сигнала организаторы пати не смогли бы продемонстрировать разные работы на одной машине из за различия инт сигнала и как следствие этому не смогли бы оценивать разные работы по единым стандартам.
Идем дальше в 1986-88 годы... Игры я грузил с кассетного магнитофона подкручивая головку отверткой. Далее 2-3 года играл в разные игры, которые покупал на рынках "Царицино", "Тушино", а в последствии в "Митино" у платформы Трикотажная. Это были самые счастливые годы жизни. Я ничего не помню, потому что только играл.
Дальше жизнь шла только "под откос". Такие игры как Myth, R-Type, Dizzy были полностью пройдены с другом Абдуллином Вовкой. Он водил, я стрелял. Первой игрой на моём спектруме (Ленинград 48к) была Blind Panic, Jack The Nipper2, Robin The Good, Sabouter, R-Type . Blind Panic я не прошёл, но много раз пытался выбраться из уровня №1.
Такие игры как Thunderbirds 1-4 части проходил с огромным удовольствием. Thunderbirds те же Диззи, только сбоку /AAA/. Покупались описания игр, схемы-альбомы прохождения с Микки Маусом на обложке.
Постепенно началось общение со спектрумистами и первым серьёзным, а не игровым на моём долгом пути, по которому я плетусь до сих пор, был Ионов Илья, который жил в соседнем доме и был моим одноклассником. У него был 48 спектрум самодельной сборки с дисководом, что по тем временам примерно, как сейчас друг у которого в детском возрасте есть своя Бугатти Верон припаркованная под окном. "Космос" одним словом. Естественно на время спектрумизации моё место жительство перешло в его квартиру. У него мы учились копировать дискеты, в каком-то несовершенном коммандере, рассматривали «новьё» с дискет купленных на радиорынках, которые мы посещали почти каждую неделю. вместе.
Слово "новьё" в обиход зашло с радио рынков. Говорят что оно пошло от Kano aka Исаева Андрея в народе "гад Исайка" или "Исайчик" который своим знакомым из организованной им преступной группы MKHG запрещал раздавать новые программы. Выражение "новьё не давать!" "Исайка зажал новьё!", - это уже наше, "модемщиков" Москвы... Но это не точно. Поехали за новьём. Сегодня совсем не было новья, Исай жмёт...
Во все времена я встречал "жадных" спектрумистов. Когда то это были рыночные "барыги" и руководители крупных спектрумиских групп. Сейчас это организаторы демо пати, например яркий их представитель в наше время - Nyuk. Видимо - "не давать новьё" или как сейчас говорят - "мариновать", это часть культурного наследия спектрумизма, впрочем как и забирать его без спроса))
Хочу написать слова благодарности Исаеву Андрею ака Исайчику в миру и Softstar-у ака Денису за то что они безвозмездно в двухтысячных годах передали мне все свои дискеты, компьютер Профи, дисководы, и прочее для перевода своих коллекций дискет потомкам. Что я и сделал незамедлительно. Скачать можно тут: https://zxaaa.ru/ftp.html
Это только малая часть коллекции всего мной переведено 10 ГИГАБАЙТ дискет 5.25 по 720 кб.
В результате бурной деятельности в конце 1980-ых, у меня собралась огромная коллекция игр на аудио-кассетах. Вскоре я начал записывать игры со своих кассет на кассеты. Для этой цели брал две кассетных деки - Яуза и Маяк. Яузу 221 мне купил отец или даже я сам в Тушино, вторую брал у соседа по этажу на время так сказать пиратского производства.
Игры продавал через местную ООО «Орбита-Сервис» - это кооператив по ремонту аудио-бытовой техники, где в то время работал мой отец. Бизнес как говорится «попёр». В отличии от тех кассет которые продавались на рынках (фирмы ISLAND и прочее Гов.), и которые с трудом считывались из-за плохого качества кассет (плёнка у них на свет просвечивалась светло коричневым цветом). Ещё звук плыл и приходилось отверткой в реальном времени ловить сигнал.
У меня кассеты были среднего качества, а записи высшего. Ибо медицинский спирт на протирку японской стендастовой головки магнитофона я не жалел. Благо мать работала медсестрой и спирт дома был хороший 96,6%. Протирать одеколоном было моветоном. Каждый спектрумист знал что это неправильно, там эфиры масел. Только чистый спирт! Только Хардкоре!
Качество записи у магнитофона Яуза и Маяк было одно из лучших. Как я понимаю всё это копии моделей каких то Японских магнитофонов которые делали в СССР. Да и потом, я ведь не гнался за количеством проданных кассет. Работал на себя, никому не платил. Ещё к плюсам моих записей относилось то что я сам формировал списки игр на кассете, мог на одну кассету записать только крутые игры не занимаясь подмешиванием плохих игр к крутым для того чтобы, например забить место, чтобы побольше продавать разные варианты кассет. А вскоре я и вовсе начал записывать программы по выбору клиента. Спектрумисты приходили в Орбиту - Сервис, заказывали игры из списка который я сам сделал. В ту же ночь я писал игры, а утром радостные спектрумисты забирали готовые кассеты. Даже этикетки для кассет распечатывал на своём матричном принтере. Деньги тратил на новые кассеты с играми и всё шло по кругу.
Скачать все пиратские копии игр можно тут:
https://spectrum4ever.org/
На накопленные деньги с этого бизнеса, а так же разгрузке фур, в 1992-3 году в фирме Alkiris у метро Сокольники недалеко от магазина "Зенит" я приобрёл свой Профи выполненный на светло зеленой плате с 5.25 дисководом, звуковой платой Covox. (помню цифру 70, тысяч или миллионов - точно не помню). Компьютер очень сильно глючил и починить его не получалось даже моему отцу. По гарантии я его возил раз 500, толку никакого не было. Проблема была в памяти ОЗУ, видеовыходе и прочем. Он был просто сырой, собранный из овна и палок. Но 128 кб из 1024 кое-как работало, быть может поэтому я так и остался спектрумистом, а не ушел на писи поигравшись с SP/M системой. Хотя музыку ADJ всё равно слушал и глючная память (как то писал Профи тест) этому не мешала. Примерно в 1993-4 году один из первых в г. Москве подключил к профи модем Robert. Нас было несколько человек: я, SEY SOFT, KSA SOFT, NOMY SOFT, VALERA, MUSIC SOFT... Это была первая модемная тусовка в Москве. Рыночные барыги тогда ещё не имели модема.
К тому году я «оброс» связями со спектрумистами Москвы, Воронежа, Ярославля и Тулы. С Московскими мы писали музыкальные демонстрации, с остальными менялись играми, демами и музыкой. Новая мелодия на AY была настоящей находкой в то время. Если у тебя был знакомый музыкант который писал на AY, то ты был "король Талсы". У меня было два таких знакомых, это Alex Booster, Jack Kudaev из KDF Soft и KSA Soft. MusicSoft тоже был мой знакомый, но он меня ненавидил т.к. я его новую музыку просто воровал из его программ, которые получал раньше других, а один раз смог выдрать крутилку DNK из демы Virgin. Ты мог нарисовать картинку или украсть её сбросив на маджик, затем переправить, но старую музыку вставлять никто не хотел, потому что это противоречило всем «понятиям» спектрумизма. Музыку писали единицы. Я думаю, в те годы музыка была основой демонстрации. Ведь совсем не важно что там происходит на экране, если играет новая музыка и бежит скролл.
Основными спектрумистами, с кем я общался, был SEY Soft и Ksa Soft, GAM, Stever. Сразу скажу что ник неймы, мы придумывали сами. Слова soft, ltd, corporaited и прочие атрибуты фирменных названий у никнейма - абсолютно пустые слова, они ничего не значили. Мы просто были детьми и хотели быть взрослыми фирмачами. В основном ник нейм - это всего лишь первые буквы ФИО автора. Но бывало что использовались ники компьютерных героев, например как у хакерской группировки MKHG - Mortal Kombat Hacker's Group. Все её участники использовали названия персонажей игры. Isaev A. – предводитель этой жестокой группировки называл себя - Kano.
А один из самых сильных и страшных на то время участников назвал себя Reanimator. Думаю это было связано с тем, что он имел некое отношение к медицине, потому что в настоящее время Реаниматор стал кандидатом медицинских наук. Я неоднократно его видел в ящике телевизора, где он давал полезные советы в области педиатрии в различных передачах.
Почему я сказал что он был сильным и страшным, просто потому что всех спектрумистов пугали реаниматором в скролах. )) Меня он никогда не обижал и мы с ним как то даже пересекались в самые детские годы спектрумления, ещё когда я общался с Ионовым Ильёй.
На фото в красной шапке Wlodek, (похож на В. Цоя) спектрумист, который на спектрумизм положил свою жизнь. Да, он реально сошёл с ума, но с ним всегда было весело! Особенно весело он умер, оставив в Интернете на своём сайте предсмертную записку, что мол я, А.А.А. знаю кто виновен в его смерти из инопланетян и соседей. Естественно я понятия не имею чего там он отчебучил и почему умер. Хотя все реально поверили что я в курсе. Знаю пил он кроме синьки ещё таблетки от головы и язвы. Всего я с ним встречался раза три, он очень сильно помог перевести одну трудную коллекцию дискет. Поговорить с ним было трудно и не о чем, т.к., мы ранее не пересекались. И он всегда был странный. Вроде как работал в политихническом музее экспонатом. В итоге он смог считать не считываемое. Так же он был завсегдатаем сисопников - алко-встреч спектрумистов. Любил фотографировать спектрумистов и у него был сайт фото-архив. Короче, это не суть, вот его интервью, кому интересно:
https://zxpress.ru/article.php?id=1586
Отступление, тут насыплю немного настоящих хакеров с нашей страны:
Одним из самых знаменитых спектрумистов, с кем я знаком лично - это Дупанов Алексей. Да, да тот самый, который писал на заставках ДУПАНОВ АЛЕКСЕЙ СДЕСЬ БЫЛ )) Он мне в захлеб рассказывал с какими трудностями он сталкивался в те годы при развитии пиратства в нашей стране. Через него двигались практически все игры. Именно он адаптировал их с молдавских кассет, снимая защиту.
К сожалению не могу рассказать всех обстоятельств нашей встречи, но он оказался очень классным собеседником. Жалко я у него не взял Интервью. Вот его единственное фото с ВК:
Sergei P. Skorobogatov Russia Hacker's , сейчас работает в Кембйридже, помогает искать потайные места в микросхемах производимых по заказу США в Индии и Китае для того чтобы защититься от отключения военной техники США. Он стал как дядя из фильма железный человек. Возможно уже летает в красном костюме над просторами США.
Куликов Дмитрий интервью для ААА: https://zxdemos.ru/viewtopic.php?t=12305
В Москве основными спектрумистами торговавшими на рынках были: Softstar, Agaev Eldar, LPV (Лузьянов Павел) (рынок Царицыно или просто Царик), Magic Soft, Юрий Матвеев (назовём его Spectrofon, чтоб понятней было). Матвеев на рынке в Митино сидел около печки и грелся в какой то телогрейке. У него была палатка из пакета рядом с SoftStar (Денисом). SoftStar кстати похож на нынешнего Академика))
С Денисом aka SoftStar мы позже познакомились лично, он приезжал ко мне домой. Мы даже вместе писали демку - NOBYO. Потом даже он, можно сказать властелин мира, копировал дискеты с моей коллекции для себя. У меня была огромная коллекция, больше 300 дискет только игр и примерно 50 дискет музыкальных демонстраций. Ещё он хвастался, что когда приседает у него трещит коленка. Он был высокий и очень худой. Я в то время качался и рассказывал ему про стеройды. Спустя 30 лет мы с ним встретились, когда он будучи взрослым безвозмездно передавал мне всю свою коллекцию дискет 5.25, свой Профи в полном фарше, колонки и усилитель к нему. Так вот он стал настоящим бодибилдером и накачался)) Я не ожидал конечно.
Помимо основных торгашей было множество спектрумистов – одиночек, кто тоже пытался торговать либо на рынке, либо на подходах к нему, чтоб не платить за место и сразу снимать сливки со спектрумистов шедших за новьём к матерым торгашам. Вот с одним из таких дядечек "с тропы" я познакомился по дороге на рынок. На "тропе" тоже наше выражение возникло так как продавцы стояли на витиеватой тропе к рынку, средь пальм и лиан Митино)) Наше общение сводилось к привет-пока, возьми мою дискету, там есть новые демо. Почему же я обращался именно к нему, а не к примеру SoftStar или Magic Soft, которые торговали непосредственно на территории рынка? Насколько я помню, первый и единственный раз, кому я предложил свои демы были MagicSoft-ы. Они толи не взяли мою дискету, то ли взяли, но распространять не стали. Мотивация скорее всего какая то была, типа мои программы это "дерьмо", а они их будут продавать и получать за это негатив от клиентов. Возможно распространяя демо и игры от CodeBusters, брать что то от ААА, не комильфо. Мол теряется «элитная» аудитория спектрумистов. Кто-то позже в 2000-ых мне сказал что это как раз так и было. Мол мы продавцы несём перед покупателями некую отвественость и выслушивать что на дискете записана «демо-дичь» не хотелось.
Продавец Валера, это тот кто стоял у рынка и про кого я писал выше, он брал на реализацию всё, и уже на следующей неделе гарантировано распространял и зарабатывал. Я с этих денег никогда ничего не получал. И если у него было «новьё» - я его покупал, хотя возможно он и так давал мне новые программы. Цены у него были демократические и на дискетах он писал максимальное количество программ, а не как Softstar писал 2-3 игры с пустыми блоками по 255 секторов чтобы место на дискете 720 кб кончалось. В общем Валера предложил мне помогать распространять модемы среди спектрумистов.
Первый модем он мне продал очень дешево. Почему то вспоминается 7 рублей, при цене за дискету с «новьём» 1 рубль. Цены называю образно, чиста для понимания соотношения, потому что из за постоянных инфляций, деноминаций и прочего Российского процветания экономики - я их не помню. И в целом весь рассказ, это только мои воспоминания, такие как я помню. В общем именно с Валеры началась в Москве эпоха «модемья». "Модемье" - это слово спектрумистов использовавших в хозяйстве модем. Соответственно его производные "модемиться", "бибиэска" и прочее – "трансмутить", "ресивить" (передавать, принимать). В 1994 или 1995 я сделал рекламную демонстрацию MODEM DEMO, где дал рекламу в скролле и на экране. Количество «модемщиков» росло тогда на глазах.
Скачать: https://zxaaa.ru/view_demo.php?id=3482
Причём были даже ребята из Тулы и Ярославля, которые по меж городу через модем умудрялись скачивать новый софт)) При этом кто платил за меж город – загадка, говорят какая то бабка)) В приборе использовалась какая то микросхема Ла-1, которая постоянно от этого фрикерского безобразия перегорала. Хватало её на 30 минут жизни. Модем для спектрума это просто какое то чудо. Его было не просто подключить обывателю, там надо было соединять проводки с процессором на его ноги, но тем не менее - это не помешало почти всех основных Московских и подмосковных спектрумистов подключить к импровизированной сети. Сети то никакой не было. Был обычный телефон и программа C-Dos:
Скачать: https://vtrd.in/system/CDOS1_32.ZIP
Скачать новую версию: https://vtrd.in/system/CDOS3_33.ZIP
Модемы подрывали доходы торгашей с рынка. Иногда у модемщиков «новьё» появлялось раньше чем на лотках рынков. Естественно это торгашей не могло устраивать. Спектрумисты благодаря модему начали делать демы гораздо быстрее. Стали появляться гифты - поздравления с днюхами и прочим. Готовые части и недоделанные куски кода передавались в течении дня несколько раз. Я с лёгкостью мог передать KSA Soft-у что то сделанное мной, чтобы он полностью переделал и тут же вернул обратно. С 1993 по 1995 год я спал как В.И. Ленин не больше 4 часов, всё остальное время модемился и писал программы - демы. Было написано 2 крупные гигадемо на всю дискету 2544 сектора, а так же множество маленьких демонстраций. Спектрумизм вытеснил из моей жизни абсолютно всё, кроме качалки 1990-ых годов и стеройдов. У меня была собрана огромная коллекция программ. Ко мне домой приезжал SoftStar, кто-то из MKHG наверно Исайка, Sey Soft, Karp, GAM, Nomy, Kasik, PDO, Centronics, LOSW… И многие другие. Я жил тем что спектрумил день и ночь. Посещение радиорынков было уже практически еженедельным. Помимо коллекции дискет у меня была коллекция литературы, принтер струйный, принтер матричный, 3 дисковода 5.25 разных марок, дека Яуза 220, усилитель Radiotechnika, колонки Radiotechnika S30. Всё это играло, паялось, писалось, горело и тут же чинилось паяльником. В общем моя комната превратилась в какую то пещеру хакера ААА. И до сих пор она пещерой остаётся. Телефон был всё время занят, т.к. .модем не выключался. Вжик, вжик, вжик весь день. Модем работал от телефонного провода и когда он работал, то нельзя было дозвонится или самому позвонить. Модем часто срывался, иногда, почти всегда днём или вечером после 18 часов связи не было. Ходили легенды, что связь зависела от качества оборудования телефонного узла района где располагался спектрумист с модемом и расположения проводов в колодцах, мол если они мокрые внутри, то связь плохая. Якобы в каких то районах были новые подстанции, а в каких то как в моём родном Выхино - старые. Так же часто во время состыковки двух спектрумистов в телефон врывался третий неизвестный "левый" номер, это кто то друг с другом говорил. Мы замирали и слушали, а потом смеялись, причём с одним из говорящих мы могли тоже говорить. Обычно чуток послушав разговор мы его пугали, что из КГБ и что все разговоры прослушиваются. После чего смеялись ещё несколько дней. Во время стыковки часто приходилось менять телефонные провода местами с лева направо. И в итоге связь иногда появлялась. Иногда я просто психовал, брал дискету и 5 копеек на метро, ехал с Выхино на Планерную за 40 минут к KSA Soft где с ним встречался прямо в метро на лавке и там обменивался дискетами, а он мне заодно ещё писал в тетрадке правильный код, исправляя мой ужасный. Вскоре после 1995 года ребята сделали BBS сети, это когда ты звонишь, автоматически скачиваешь со вставленной в дисковод 5.25 дискеты новый софт. Таких , «бибиэсок» было много. Кто-то знал все номера и обзванивал их с целью накачать «новья». Вспомнились опять выражение Исаева (Kano of MKHG) - «новьё никому не давать», «новьё не дам». Был какой то непонятный период, когда не было ничего нового из других городов. Ты приезжаешь на рынок, а там нечего купить. И это в Москве… Вот как раз тогда я наладил поставку демонстраций из г. Воронеж. А это извините меня : Golden Disk, KDF Soft, можно сказать одни из лучших в то время. Помимо этого через Валеру с рынка я получил дискеты с Новосибирска, группа Smach с её незабываемой музыкой Kraftwerk, Fancy. Да, то было время когда дискета с "новьём" была необыкновенным счастьем. Везёшь её с рынка, время между станциями считаешь, быстрее бы приехать и вставить в дисковод, послушать на всю громкость новую AY музыку. Но сначала, перед тем как сесть за стол, обязательно надо дискету скопировать, иногда сразу "ресторить" в DCU, ADS т.к, записанная на чужом дисководе, она могла считываться с трудом на моём Teac и только ресcторинг помогал. Ресторинг это чтение дорожки, затем форматирование, запись и проверка. Он помогал дискету записанную на иной скорости превести к читаемому виду на дисководе дома.
Но это всё мелочи, по итогу считывалось всё, даже если для этого надо пролить пот и кровь. Это входило в боль спектрумизма и все мы к этому привыкли так, что даже не замечали. Отдельно надо вспомнить как мы улучшали характеристики своих 5.25 дисководов. Смазка графитовой пастой направляющих головки, или гофра на них для менее шумной работы, кожухи из металла для защиты от наводок импульсных блоков питания. Фишек было много. Я уже точно не помню как, но мы добивались абсолютно бесшумной работы дисководов.
Написание музыкальной демонстрации это вишенка на торте спектрумизма. Все кто наигрался в игры, накопив достаточный опыт от бесконечного копирования программ хотел написать демо. Я бы сказал так, что те кто хотел написать игру на спектруме это скорее были местными сумасшедшими (Медноногов, THD), а вот те кто хотел написать демо это обычные среднестатистические люди. На спектруме при большом желании написать демо мог любой, даже тупой как я. И вовсе не обязательно уметь кодировать, рисовать или писать музыку. Достаточно поймать волну, добыть процедуры и верного помощника спектрумиста с кодом записанным в тетрадке. В общем надо было быть в тусовке, или же одному всё изучать с нуля своим методом "тыка".
Эффекты в демо, как правило, добывали (клянчили, намаливали, воровали). У меня по итогу такого собирательства всеми выше указанными способами, было примерно 3 диска на 720кб забитых разными процедурами. Этого хватило бы для любой демы и ещё бы осталось, чтоб обогнуть землю. Почти все эффекты до 1994 года были так или иначе эффекты Поляков переделанные или "заглюченые". Например атрибутный скролл Хакера Кхриса 1988 года, не сделал в свою дему или cracktro только ленивый.
То же самое касалось любых эффектов. Как правило в 90% случаев брали что-то старое, немного видоизменяли и получали своё)) Поляки в демосцене спектрума сыграли невероятно важную роль. А они в свою очередь, скорее всего брали такие эффекты из игр в которых есть вступление к игре, например это игрушки фирмы Firebird, которые в изобилии имели такие эффекты.
Помимо этого, было выражение "заглючить эффект", то есть взять кусок чужого кода, написать туда свои бредовые команды и получить своё NEW Effect. Ярким примером того, когда я удачно заглючил эффект - это хардкоре демо.
Скачать демо: https://zxaaa.ru/view_demo.php?id=4575
Я позвонил AIG-у, самому сильному кодеру Москвы, попросил новый эффект в демо. (для справки AIG всё это время оплачивает доменное имя ZXAAA.net, сейчас он эмигрировал из страны) Я (ААА) был как цыган, постоянно клянчил код, музыку. Поэтому утомленный мной AIG сказал что эффекта прямо сейчас у него нет, он пишет WORD для спектрума. Я ему сказал давай ворд, потому что дема стынет без эффекта. Он по модему прислал кусок недописанной им системной программы. В этот кусок ворда написанного в ассемблер я вставил скролл, музыку и эквалайзер, зациклил, всунул опрос по SPACE, и запустил. Получился крутой эффект, - когда скролл летает по скроллам из буков как бы их временно затирает и образуется некая чёрная волна. Это вышло случайно, и как это работает совершенно не ясно. Такие эффекты называются "заглюченными". В скролле я написал что эффект 33 полосного скролла, а чтоб всё это работало я использовал специальный плеер музыки, который якобы не жрёт тактов. И что якобы это все сделано в Ocean Player. Спектрумисты в те годы свято верили что музыку в играх пишут сотрудники фирмы Ocean в специальном Ocean music Player. Естественно, после выхода программы многие в написанное поверили и просили прислать этот плеер музыки для своих дем. Кстати говоря спектрумисты очень доверчивые люди и их легко обмануть. Все что написано в скролле они воспринимали как библейские заповеди и не могли поверить что их обманывают. Скроллы, как и газеты врать не будут!
На самом то деле мало кто умел кодить по настоящему и изобретать свои эффекты. В Москве это был прежде всего Титус (но он кодил инкогнито по запросу Исайчика), AIG, немного KSA Soft, мифический Andy 2, которого я не знал и до сих пор не знаю, был ли он в принципе по настоящему или это миф. Возможно ещё кто-то умел, но в демо творчестве это не отражалось никак. В большинстве своём код воровался и в лучшем случае переделывался или заглючивался. Но чтобы написать с нуля, такое могли единицы. На Украине это RST7, в Воронеже группа Golden Disk - Nick. По всей стране кодеров можно пересчитать по пальцам. Но об этом всём подробнее я расскажу позже.
Свои первые демо я пытался написать сам. Вернее не то чтобы написать, скорее слепить. Я делал всё возможное чтоб сначало показало картинку, потом картинку с играющей AY музыкой, затем опрос кнопок позволяющий сделать выбор мелодии. Меня никто не учил, я не читал книг, которые покупал, потому что для меня они были непонятными, а я был тупой. Хотя книги по программированию у меня были и до сих пор есть, лежат в шкафу. Пока не читал ни одной, прошедшее время в 34 года ещё не тот срок для литературного подвига. Наверно попрошу книги Информкома по Ассемблеру и машинному коду со мной положить в могилу и очки тоже, а то там очень мелко написано. Методом "тыка" на бейсике я научился загружать и запускать картинку, делать бордер черным (border 0).
Упаковать картинку в специальной программе упаковщике картинок, и получать адрес для её запуска, это ещё месяц проб и ошибок, наконец то нужная программа и последовательность действий для "тыка" была найдена. Затем несколько месяцев я разбирался как запускать мелодию формата .S редактора Sound Tracker. Хорошо, что был какой то Help с инструкцией к музыкальному редактору Sound Tracker, из которого я узнал что мелодию надо компилировать в компиляторе этого редактора, ещё надо запустить инициализацию (вещь совсем не понятно зачем нужная), затем пуск самого плеера, а по окончании «загасить мелодию». "Загасить", то есть сделать так чтобы она не играла и не гудела после выхода из программы. Всё это узнавалось методом все научного тыка. Моя первая демо, которая увидела яркий свет 5.25 дисковода, всего лишь картинка с двумя мелодиями на выбор:
Ещё я смог добавить эффект в виде трёх полосок на бордере, на бейсике через зацикливание go-to, если не ошибаюсь бросал три команды цвета бордера. Таких демонстраций было много. Картинка воровалась сбросом на "Magic". "Мэйджик" это кнопка на компьютере, которая позволяла скидывать голый код с рабочей программы минуя все защиты. И этот код запускался. Сейчас этот формат называется SNA. Музыка воровалась декомпиляцией сброшенных кодовых блоков "мэйджик", впоследствии подсунутых в декомпилятор, как на картинке это для музыки написанной в Sound Tracker:
Скачать: https://zxaaa.ru/DISKI/system10.zip
Код после того как программа запускалась и работала сбрасывался на "маджик". Чтобы не было видно "грязи" от сработки "маджик" файла на картинке в демо, я сбрасывал в тот момент когда у программы отрабатывала команда бейсика Paper 0, ink 0. (это был мой лайfuck) Затем «маджикнутые» файлы в специальной программе "делались под бейсик», то есть непонятный формат маджика - @ переводился в кодовый .С. Ещё я смог разобраться с упаковщиком ASC LZPack v4.5 by Andrew Strikes Code'91 и самостоятельно свой сброшенный на маджик кодовый файл .С трижды упаковывал в сжатый кодовый файл С. С виду не подкопаешься.
Естественно в кодовом файле надпись компилятора музыки Song By ST Compiler в машинном коду программы MONS исправлял на Xor by AAA. Таким образом будущих взломщиков своих программ заводил в тупиковый тупик. Они ищут ксорку там где её нет, а всё глючит и виснет при декомпиляции только за счёт того что я один и тот же кодовый блок жал в LZPAC (лиз пак) два – три раза. (Ксорка - система математических формул образующая защиту) Криво – косо, но всё же самостоятельно без помощи программиста и самое главное не читая душных книг, не тратя энергию впустую я научился делать программы под бейсик. Под B файл я делал тоже в какой то крутой программе, которая сама присваивала нужный адрес пуска и делала B запускающий файл. До всего дошёл сам. Это был мой путь. Метод "тыка" шёл со мной по жизни и я тыкаю до сих пор везде и всюду! Даже тут в дзене я дошел до всего тыком, старался не читать инструкций этой организации. Тык позволяет мне идти по жизни без всякого напряжения. Я ничего не изучаю и не трачу время на чтение книг и изучения каких-либо инструкций. Отдельно стоит рассказать про письма спектрумистов, их так сказать интернет и одновременно электронную почту – это конечно бегущая строка в демо, своего рода переписка спектрумистов. Скролл - основа демонстрации! Ради него всё и делалось. В нём спектрумист мог написать всё что угодно. Послать кого угодно и поприветствовать. Рассказать о том что у него на душе. Свой первый скролл (бегущую строку с текстом) я смог у кого-то выдрать (Music Soft-a наверно), научившись в программе MONS самостоятельно выдирать куски кода от одного адреса до другого и по аналогии с музыкой запускать их из под определенного стартового адреса тупа стартом того же адреса с которого выдран кусок. Следующим этапом было научится рисовать собственные фонты (шрифты) в ART Studio. И ещё сложный навык, это писать тексты скроллов непосредственно в машинном коде MONS символикой. Прибавьте к этому дисковод 5.25, постоянное копирование, программу для работы с графикой ART Studio. Примерно около года я потратил на собственный путь, что в итоге привело меня к встрече с знаменитыми Московскими спектрумистами GAM, KSA, SEY, Karp, благодаря которым я смог научится немного двигаться в ассемблере и делать всё то же самое что уже умел тыком, но всего за несколько минут. Спектрум всегда позволял по разному делать программы: методом тыка, методом изучения литературы, а так же через общение со спектрумистами. Это действительно привлекало людей к платформе. У тебя компьютер не только для игр, но и для общения, творчества. Можно сказать универсальный помощник в безделье. Необязательно быть математиком, ты можешь быть двоечником и балбесом как я – ААА, и всё равно делать демо. Ты мог не читать абсолютно ничего, и при этом всё равно делать демо. Спектрум это инструмент на котором ты можешь писать музыку будучи не музыкантом, а обычным человеком без слуха как KSA например. Это игра в компьютер, это свобода от всех правил и ограничений. Это и есть настоящее счастье!
МОДЕМ (отступление, чтоб не привирать, от автора девайса)
ROBERT (в миру - Павел) - первый, кто наладил массовое производство и сбыт ZX-модемов. Он же доработал ублюдочную CDOS v2.00 до более-менее приемлемой кондиции. На его совести лежат и протоколы TURBO и TURBO-2. В ZX-мире модемная "лихорадка" началась летом 1995 года. Именно тогда он обошел ВСЕХ своих конкурентов по своей массовости, программной поддержке. Появлялись различные сетевые издания, что сильно удивило и потрясло всех врагов SPECCY. И ни в одном из них так и не додумались узнать побольше о "матери" сети (если ALEX-a принимать как отца), хотя его личность и деятельность обрастали многочисленными слухами и легендами. И вот наша газета решила хоть как-то заполнить этот пробел. К сожалению нас подвела записывающая аппаратура (интервью проводилось по телефону) и большая часть записи представляла собой бессвязные гудящие звуки. Проделав титаническую работу по ее восстановлению, нам удалось "вытащить" почти весь разговор, за исключением пары фраз. Итак:
КОРР.: Год, дата Вашего рождения?
ROBERT 21 февраля <....> года.
КОРР.: Ваш первый SPECTRUM?
ROBERT Сначала у меня был "Ленинград" с магнитофоном. Потом, в 1991, у меня появился Pentagon 48,а год спустя, в 92-ом, Pentagon 128, который сделал я сам.
КОРР.: Вы с самого начала были "железячником" или начинали, как кодер?
ROBERT Я, ну, радиотехникой увлекался с детства, потом перешел на программирование, взламывал программы, набивал тексты в кодах, после перешел на модемы.
КОРР.: Модем - ваша единственная разработка?
ROBERT МОДЕМ - НЕ МОЯ РАЗРАБОТКА, ОН - МОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ. Разрабатывал его не я, я просто сдал его в дело, можно сказать так.
КОРР.: Каким образом?
ROBERT Ну как, наладил производство, сбыт...
КОРР.:...Договорились с SOFTSTAR-om, с рынком...
ROBERT ...да, с рынком, с этими MAGICSOFT-amи. Поставлял им модемы. Всего я их сделал около 600 штук.
КОРР.: Прилично. А в чем изначально писалась CDOS?
ROBERT CDOS изначально писалась не мной, до меня дошла уже версия 2.00. Она писалась, по-моему... тогда еще не было TASM 128... по моему, она писалась в GENS-е.
КОРР.:Были слухи, что некоторые части CDOS писались в "C".
ROBERT Не знаю... Я говорил с этими ребятами (из "АЛЛЕГРО"), они говорили, что CDOS была изначально большая программа, она писалась в два блока, эти два блока сообщались между собой. Я их соединил, скомпрессировал, так что CDOS2.50 - моя собственная разработка.
КОРР.: Ходят слухи среди заинтересованных, что выдранные протоколы без самой CDOS отказываются работать.
ROBERT Не знаю... Я разломал версию 2.00, выдрал из нее протокол, разобрал его, по тактам надо было все просчитать. Там изначально был такой протокол "USUAL", я сделал на его основе "TURBO", выбросив все лишнее, а затем и протокол "TURBO-2".
КОРР.:А что Вы скажете о роли KSA в разработке CDOS?
ROBERT Ну, роль KSA... Он, во-первых, сделал INTRO для рабочей версии, да и вообще, страшно помогал. Давал советы и т.д.
http://www.zxaaa.net/view_demo.php?id=6198
КОРР.: Почему Вы бросили разработку модемов и их производство?
ROBERT Потому что стало невыгодно, упал спрос (???-прим.корр.), да и IBM-oвские модемы подешевели.
КОРР.:То есть, Вы рассчитываете на то, что скоро все перейдут на HAYES-модемы?
ROBERT Ну, естественно... IBM-овские модемы дешевеют, некоторые уже гораздо дешевле тех моих последних, которые продавались. А 286-ая машина стоит чуть ли не в 2 раза дешевле Pentagona 128 (это где так? да и кому 286 нужен?-прим.корр.)
КОРР.: А Вы не знаете, кто-нибудь сейчас ведет разработку CDOS под HAYES?
ROBERT Вы знаете, давно ходили слухи, что кто-то разрабатывает подключение HAYES-модемов, что уже где-то паяются, но так до сих пор ни одной работы я не видел.
КОРР.: А Вы осуществляете ремонт своих модемов?
ROBERT Да, конечно.
КОРР.: То есть гарантию Вы за собой оставляете?
ROBERT Да, сохраняю.
КОРР.: А Вы не знаете есть ли продолжатели Вашей работы?
ROBERT Я не в курсе. Просто все полностью я сам разработал. Конечно, вполне возможно, что кто-то скопировал схему, но вряд ли. Проще новую разработать.
КОРР.: Ну а в принципе, Вы могли бы дать какой-нибудь прогноз SPECTRUM-y и нашей сети?
ROBERT Это ZX-Net которая? Я так особо не в курсе... Да, я слышал, что у вас там есть какие-то определенные успехи и результаты. Прогноз... Это для тех, кто любит держать в руках паяльник и имеет много свободного времени.
КОРР.: А со SPECTRUM-а Вы уже ушли полностью?
ROBERT Да, со SPECTRUM-а я уже ушел давно полностью, SPECTRUM мне нужен был только для проверки, настройки и отладки модемов.
КОРР.:Ну все, спасибо за уделенное время.
ROBERT Всего доброго!
История создания развития ZXNet.
Истоpия ZXNet началась в авгyсте 1995 года, когда в Москве стали массово пpоизводиться и пpодаваться модемы "Аллегpо", имеющие пpогpаммнyю поддеpжкy не только в iS-DOS, но и в TR-DOS. Именно то, что одновpеменно с самим модемом покyпатель пpиобpетал и ПОЛНОЦННЕУЮ пользовательскyю пpогpаммy поддеpжки, не обpемененнyю пpи этом ненyжной в данном слyчае системой, игpало pешающyю pоль пpи пpиобpетении данной "аппаpатной пpимочки".
Немного подpобнее о пpогpаммно-аппаpатной части:
Пpогpамма поддеpжки модема "Аллегpо" обеспечивает полностью автоматическyю pаботy не только сеpвеpа, но и пользователя (автоматический дозвон до станции и пеpедача заpанее отмеченных файлов, автоматический пpием запpашиваемых файлов со станции, а также возможность автоматического восстановления связи пpи ее обpыве и дальнейшей пеpедачей файла с того места, где пpоизошел сбой связи). Последняя фyнкция для pаспознавания абонента использyет его номеp телефона, котоpый вводится в пpогpаммy и является одновpеменно идентификатоpом абонента. Именно он набиpается пpи обpыве связи пеpедающим компьютеpом.
Скоpость пеpедачи данных лежит в пpеделах 2400-2600 BPS. А на телефонных линиях Москвы (самых отвpатительных в миpе!), пpотокол пpогpаммы C-DOS является наиболее помехоyстойчивым. Дело в том, что HAYES-модемы пpи каждом тpеске в линии теpяют несyщyю и начинают снова "договаpиваться", "Аллегpо" же пpосто повтоpяет пеpедачy блока данных (постоянная несyщая y него отсyтствyет). Естественно, также поддеpживаются: автоматическая подстpойка скоpости пpиема-пеpедачи и ведение пpотокола станции (кто звонил и чего пpинимал-пеpедавал).
Пpи всем пpи этом, каких-то сложностей в освоении пpогpаммы y здpавомыслящего человека не возникает, посколькy, несмотpя на довольно солидный возpаст (для SPECTRUM'а), написана она чpезвычайно гpамотно и коppектно. Подключение же модема пpоизводится легко, без всяких доpаботок, за 10 минyт к любомy Спектpyмy.
Тепеpь пpодолжим истоpию создания сети ZXNet.
В авгyсте 1995 года появилась веpсия пpогpаммы для сеpвеpа. В телефонном спpавочнике пpогpаммы (для автонабоpа номеpа) фигypиpовали 3 BBS, на самом деле связаться можно было только с одной - STS BBS (остальные yмеpли, не yспев pодиться;( ). С этого же момента стала выходить еженедельная газета ON-LINE.
По меpе pаспpостpанения пpогpаммы-сеpвеpа, стали откpываться (и закpываться) дpyгие BBS. Распpостpанение газеты ON-LINE, в оpигинальном виде и в pаспечатках, пpоизводимое на pадиоpынке в Митино пpедпpиимчивыми товаpищами, вносила и пpодолжает вносить свой вклад в pост числа пользователей модемной связи на Спектpyме.
Сpеди пользователей Спектpyма в г.Москве, газета ON-LINE стала очень попyляpной, т.к. в ней печатались такие замечательные "железячники" как Киpилл Гpомов (CHUNG-Soft) и Денис Леженко (LDE). И не пpосто печатались, а опеpативно. е даpом с момента выхода в свет газеты ON-LINE, количество москвичей-подписчиков ZX-Ревю pезко снизилось. Дело в том, что небезызвестный ИФОРКОМ печатал матеpиалы с задеpжкой в 1,5-4 месяца. Естественно, что все стали отпpавлять свои письма сpазy в ON-LINE, т.к. с момента полyчения письма до выхода его "в печать" пpоходило не более 4-х сyток! Не yдивительно, что ИФОРКОМ до сих поp игноpиpyет сyществование ZXNet! Дело в том, что все тепеpь пpедпочитают опеpативно (и бесплатно) пyбликовать свои статьи в еженедельной газете сети, а не в ZX-Ревю. Лyчше печататься непpедвзято и опеpативно, чем посылать свои статьи неизвестно комy и неизвестно за что... Именно благодаpя ZXNet и газете ON-LINE пpоблема "железа" в Москве отпала, т.к. на любой вопpос по теме аппаpатной части, пользователи полyчают по сети ответ в течение максимyм 8-ми часов... о веpнемся к истоpии...
В сентябpе 1995 года откpылась ALEX-BBS, СисОп котоpой стал постепенно, чеpез статьи в ON-LINE, готовить пользователей к цивилизованным методам pаботы в сетях и пpопагандиpовать стиль FIDO.
К октябpю 1995 года в гоpоде yже насчитывалось около 150 пользователей. Данный пеpиод знаменателен тем, что почти все пеpезнакомились дpyг с дpyгом (пpавда многие дpyзья до сих поp не видели дpyг дpyга в лицо :) ). Все новости pаспpостpанялись чеpез BBS за однy ночь.
К сеpедине декабpя СисОпы поняли, что пpосто так сyществовать тяжело, т.к. все станции были "забиты" одними и теми же письмами, объявлениями и файлами пользователей. Пользователи, в свою очеpедь, возмyщались тем, что на многих станциях имеются одни и те же сообщения и пpогpаммы (хотя сами до сих поp для поднятия ypовня использyют стаpый тpюк - скачивают с одной BBS пpогpаммы, а потом на дpyгyю их засылают).
Пpоводимыми опpосами выяснилось также, что возpаст Спектpyмистов-модемщиков колеблется от 13 до 58 лет! Пpичем, многие имеют PC, но Спектpyм считают любимой машиной и ни за что от него не отказываются :)
Решили тогда СисОпы - надо как-то боpоться с анаpхией. Заставили стаpичков написать пpоект Устава и собpались на свой пеpвый Совет. Это знаменательное событие пpоизошло 3 февpаля 1996 года в 16:00 по московскомy вpемени.
За основy был взят Устав FIDO (Police), немного адаптиpованный под наши yсловия. Пpоект готовили Dr.Longman и Alex (Research). Также к пеpвомy Советy была pазpаботана схема сети и маpшpyтизация электpонной почты (благо к томy вpемени все yже знали с кем какая связь).
Так pодилась ZXNet - сеть FIDO-подобного типа. С аналогичной стpyктypой и Уставом. Региональным кооpдинатоpом был единогласно избpан Алексей Иванов (31 год, СисОп ALEX-BBS, котоpый к томy вpемени пpочно сидел на платфоpме PowerPC, но свой любимый Спектpyм забыть никак не мог).
Немаловажным ФАКтоpом (а именно, английской его частью :) ) в создании сети явилась вышеyпомянyтая Московская гоpодская телефонная сеть, а точнее, качество связи с ее помощью. Отдельные кабели y нас пpоложены еще в пpошлом веке (1898 г.)! Плюс - поливают доpоги зимой не пpосто солью, а хлоpистым кальцием (знаете микстypy детскyю?). Все это с дождями стекает на телефонные кабели... (да что говоpить - y нас даже тpоллейбyсы из-за этого не ходили - пpобивало изоляцию!) Так вот, два пользователя, живyщие в одном pайоне, а зачастyю и связывающиеся чеpез один телефонный yзел(!) не могyт сконнектиться напpямyю, и тyт на помощь пpиходит именно станция ZXNet, находящаяся в дpyгом конце Москвы...
В мае 1996 года (как и было запланиpовано pегиональным кооpдинатоpом), ZXNet подключилась к INTERNET, с сентябpя pешаются оpганизационные вопpосы по созданию шлюзов с FIDO (пока имеется только один), а также оптимизация и yдешевление pаботы с INTERNET (почты оказалось намного больше, чем можно было пpедположить и тепеpь встал вопpос о скоpейшей смене пpовайдеpа с более доpогой почасовой оплатой, но с бесплатной почтой, а также с большим количеством телефонных входов с pазных АТС). Скоpее всего Интеpнетовских адpесов y нас бyдет два.
29 июня 1996 года, на втоpом Совете СисОпов был пpинят новый Устав ZXNet, откоppектиpованный в соответствии с сyществyющей pеальностью и исходя из опыта почти 9-месячного сyществования сети. Изменена адpесация, оговоpен поpядок пеpеписки чеpез INTERNET и FIDO. Сеть стала более гибкой в yпpавлении, посколькy обязанности по маpшpyтизации почты внyтpи входящих в ZXNet сетей (их y нас 4) были возложены на их кооpдинатоpов (pаньше этим занимался только pегиональный кооpдинатоp).
В отличие от FIDO, почта в ZXNet пеpедается междy yзлами не автоматически :( да и пользовательская кyльтypа не на высоте... А так, в целом, сеть живет, почта ходит довольно быстpо (а что еще надо от сети!?), да и обилие газет на любой вкyс (сегодня в Москве только ленивый газеты не выпyскает, даже для извpащенцев матеpное издание появилось).
Тепеpь мы не чyвствyем себя одинокими. Пользователи, не отходя от своих Спектpyмов, пеpеписываются с Укpаиной, Пpибалтикой, с Санкт-Петеpбypгом... А ведь год назад даже никто дpyг дpyга не знал!
Совет СисОпов пpевpатился в глобальнyю тyсовкy сети, пpиезжают все - от пpогpаммистов до пользователей. Спектpyмисты Москвы знают тепеpь дpyг дpyга! Знаем кто, какое пиво любит (большинство, кстати, пpедпочитают "Балтикy") ;) А в INTER-NET, когда всем известный KSA как-то кинyл клич: "Кто идет на СисОпник ZXNet?", многие недоyменно спpосили: "А что, на Спектpyме сyществyет сеть? Значит можно его снова с антpесоли доставать...?"
Нy вот, мы и написали Вам пpо нашy сеть... Весело? Кpоме того, помимо ZXNet, y нас в Москве сyществyет еще масса BBS - одиночек, pаботающих по своим пpавилам, немного, пpавда, отличающимся от Устава.
Вторую часть я буду писать, если будет отклик на первую)) Ваш хацкер А.А.А. 2025