Добрый день, уважаемая Морена-Морана! Я хотела бы попросить совета, как помочь подруге. Это очень близкий мне человек, во всяком случае, она долго оставалась таковым. Мы вместе учились, Настя (имя изменила) подавала большие надежды, успешно защитила диплом, ее звали в аспирантуру. Она не пошла. А через некоторое время познакомила нашу компанию со своим «молодым человеком». Им оказался пьющий женатый художник лет 50-ти с огромным, безобразным самомнением и неприятной внешностью. Себя он считал величиной, не меньше Пикассо. А Настя смотрела на него такими влюбленными глазами и с таким восторгом говорила и о нем самом, и о его творчестве, что ни у кого из нас не нашлось решимости высказать свое мнение. В конце концов, это было не наше дело.
Не знаю, собирался ли он совмещать две семьи или у него были еще какие-то идеи, но жена, узнав об измене, просто его выставила. «Пикассо» с Настей поселились в мастерской. И когда сыновья приходили повидать отца, подруге приходилось уходить погулять или очень тихо сидеть в спальне, стараясь не выдать своего присутствия, чтобы «не смущать любимого».
Очень скоро Настя оставила свое место в музее. Платили там немного, но это были ее собственные деньги и работа по специальности. Затем родилась их дочь, и больше Настя на работу не вышла. Все научные проекты и творческие идеи были навсегда похоронены. Общение с друзьями тоже сократилось. Прямо скажем, «Пикассо» мало кому нравился, так что общаться «семьями» никто не жаждал.
Настин дом в деревне был продан, купленная на вырученные деньги дача записана на мужчину. Настина квартира в городе стоит запертая, живут по-прежнему в мастерской. «Пикассо» утверждает, что сдавать площадь без ремонта нельзя, а на ремонт нет денег. Потом стали появляться другие дурные симптомы. Настя перестала покупать хорошую одежду и обувь, т.к. своих денег нет, а те, что зарабатывает «Пикассо», он тратит на себя. При этом Настя не просто занимается хозяйством и ребенком. Она была и есть все время на подхвате у «гения», его менеджер, подмастерье и девочка на побегушках. Один раз Настя потеряла сознание от переутомления, но быстро вернулась в строй. Вся ее жизнь превратилась в служение Художнику с большой буквы, каковым она считает своего спутника.
А совсем недавно произошло вот что: Настя перестала подходить к телефону. Абонент вечно был недоступен. Одна из наших общих подруг смогла выяснить, что Настин телефон сломался, и «Пикассо» решил, что покупать новый накладно. Хочет позвонить – есть его телефон, можно им воспользоваться. А то, что Настя оказалась отрезана от мира не только офлайн, но и онлайн, его не интересует.
Самое страшное, на мой взгляд, состоит в том, что Настя по-прежнему считает обслуживание этой одиозной персоны – своей главной жизненной задачей. При общении она напоминает жертву какой-то секты. А теперь и общения-то почти нет, поскольку уже даже в Вотсап не напишешь. Понять, что там происходит, нельзя даже примерно. Я не стремлюсь контролировать Настину жизнь или вмешиваться в ее личные дела. Но чем бы хоть немного облегчить ее ситуацию? Купить и подарить телефон? Обратиться к Настиным родственникам? Но ее родители умерли, а единственная сестра живет в другой стране. Что вообще можно сделать на такой стадии? Мне тоскливо от мысли, что мы все, наша такая дружная со студенческих лет компания, упустили момент, когда надо было что-то предпринять. Опять же, что?
***ответ***
Боюсь, что ситуация может упираться в неприятную вилку: не может Настя убежать от своего художника, или не хочет? Иногда это «не может» прикрывают, как бы припудривают тем, что мне, мол, и так хорошо. А на самом деле человеку просто стыдно. Стыдно попросить помощи и признаться, что он облажался.
Если дело в стыде, тут проще. Купить телефон, пусть самый простой. И ненавязчиво дать понять, что вы всегда на ее стороне, всегда выслушаете, и не будете осуждать. Обычно этого бывает достаточно, чтобы человек, уверенный, что у него никого нет, встрепенулся.
Если же все сложнее, и этот старичок-паучок уже опутал не только Настино тело и кошелек, но и душу, тут сложнее. Тут можно попытаться пробудить спящую красавицу, напоминая о ее идентичности. О той Насте, которой она была раньше. Ведь судя по вашему описанию, у нее было столько планов и амбиций… Может, стоит просто поговорить об этом? Не осуждать ее образ жизни, не призывать бежать, а именно напомнить?
Мы с вами будто на одной волне – я сейчас очень увлечена информацией о различных сектах и их лидерах. Увы, мы не всегда можем спасти тех, кто попал в эти путы – иногда зависимость не преодолевается даже со смертью кумира. Но мы можем хотя бы попытаться что-то изменить, оставляя выбор за самим человеком, это уже много значит…
Начните с нескольких маленьких шагов. Самый простой телефон. Маленький побег из дома, хотя бы на полдня. Обстановка очень сильно меняет человека. Попробуйте хотя бы ненадолго вывести подругу из заколдованного пространства, и физически, и ментально. А там будет видно…