Петушки - это место, где не умолкают птицы, ни днем, ни ночью, где ни зимой, ни летом не отцветает жасмин. Первородный грех - может, он и был - там никого не тяготит. Там даже у тех, кто не просыхает по неделям, взгляд бездонен и ясен...
Венедикт Ерофеев
Путешествие начинается для меня с выхода из дома, а погружение в атмосферу спектакля со входа в театр. Как переступая порог квартиры, сжимая в руках ручку чемодана, начинаешь явственно ощущать запах моря, так и входя в здание театра напитываешься духом предстоящей постановки. Это хорошо понимают создатели необыкновенного театра «Кашемир». Его уникальность состоит с в том, что приходить рекомендуется за час до начала спектакля. Все потому, что в данном случае, театр начинается не только с вешалки, но и с приветственного фуршета.
Очутившись в красивом здании Дворца на Яузе, уже испытываешь трепет от исторических интерьеров, а когда воздух вокруг начинает наполняться густыми звуками музыки, напоминающие игру уличных музыкантов на привокзальной пощади, кровь потихоньку закипает, глаза озаряют искорки предвкушения интересного зрелища, как раз наступает самое время выпить шампанского, закусить изящным бутербродом и отправиться в зрительный зал. Такую возможность, насладиться атмосферой светского приема, не раскрывая кошелька дает только театр «Кашемир». Приобретая билет на спектакль, зритель автоматически получает право участия в pre-party перед началом.
В спектакле театра «Кашемир» по книге Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки» главный герой Венечка, словно Гулливер, совершает путешествие в свою идеальную мифическую страну – утопию под названием «Петушки», где нет человеческих пороков, страданий, никогда не умолкают птицы, круглый год цветет жасмин и живет любимая женщина с сыном. Однако, это только игры его больного алкоголизмом, воспалённого сознания. На самом деле все очень прозаично, местами даже мерзко, пошло, но в высшей степени реалистично. Такова жизнь в самом ее неприглядном виде.
Роль Венечки 17 июня исполнял режиссер-постановщик спектакля Федор Малышев (в другом составе Иван Добронравов). Кому, как не режиссеру, может быть под силу наиболее глубоко и проникновенно донести до зрителя, выразить всю глубину и боль томления русской мятежной души. Невозможно не поверить и не посочувствовать его персонажу. Женское зрительское сердце надрывно сопереживает и стремится спасти заблудшего рыцаря, изменить, преобразить, позаботиться, возродить к жизни, излечить от пьянства.
Венечка – это «герой нашего времени» советского периода. Начитанный, интеллектуально развитый, умеющий думать, рассуждать, делать логические выводы молодой 30-летний мужчина, утопающий в пьяных галлюцинациях, не в состоянии найти свое место в мире. Все мысли крутятся вокруг поиска очередной дозы горячительного, чтоб забыться, уйти в мир фантазий, где его окружают ангелы и демоны, революционеры, дамы высшего общества и самого низшего сословия. В кругу вымышленных и реальных попутчиков он едет в электричке по маршруту Москва-Петушки, как делал это в течении последних трех лет каждые выходные.
Уже второй раз за короткое время я сталкиваюсь с этим произведением. Совсем недавно была в баре на аудио спектакле. Там акцент стоял именно на напитках, которые употребляет герой. Рецепты их крайне разнообразны и оригинальны, стоят отдельного внимания, даже названия неординарны: «Слеза комсомолки», "Сучий потрох", "Поцелуй тети Клавы". Воспринималась поэма в прозе в таком формате с трудом, казалась бредом сумасшедшего, которого ждал очевидный конец. В театре «Кашемир» мое мнение кардинально изменилось. Мало того, что отношение к Венечке стало скорее сочувственным, чем пренебрежительным, так еще и стал понятен сюжет, мотивы поступков персонажей, их взаимосвязь. Для меня появилась логика в спектакле, проступили философские и психологические мысли. Мне захотелось прочесть первоисточник, прежде чем написать отзыв, что и сделала. Что же обнаружила? Произведение легко можно разобрать на цитаты о жизни, о женщинах, об алкоголе – обо всем том, что так любит и так близко нашему русскому человеку, которые нашли отражение и в постановке. Вот, например:
Старость и верность накладывают на рожу морщины, а я не хочу, например, чтобы у нее на роже были морщины. Пусть и не верна, не совсем, конечно, "пусть", но все-таки пусть. Зато она вся соткана из неги и ароматов. Ее не лапать и не бить - ее вдыхать надо. Я как-то попробовал сосчитать все ее сокровенные изгибы, и не мог сосчитать- дошел до двадцати семи и так забалдел от истомы, что выпил зубровки и бросил счет, не окончив.
А «поддал» — то почему? Потому что, допустим, человек грустит и едет к бабе. Нельзя же ехать к бабе и не пить! — плохая, значит, баба! Да если даже и плохая — все равно надо выпить. Наоборот, чем хуже баба, тем лучше надо поддать!..
Я все могу понять, если захочу простить… У меня душа, как у троянского коня пузо, многое вместит. Я все прощу, если захочу понять.
Трагедия Венечки – Федора Малышева в том, что он не готов принимать существующую действительность. Ему проще заменить реальность вымышленным миром в алкогольном тумане – так проще мечтать, верить, надеяться, ставить цели, оградив свою тонко чувствующую душу. Для меня Веня стал героем романтическим, влюбленным, несмотря на алкогольную зависимость и ненормативную лексику, которой щедро приправляет свои высказывания. Впрочем, не только он один, поэтому ограничение 18+ стоит на афише оправдано.
Путь героя в электричке от Москвы до Петушков это вечное движение к цели, самоанализ, самопознание, борьба со своими внутренними монстрами, страхами, слабостями. Путешествие Вени олицетворяет вечную борьбу добра со злом внутри себя. Очень эффектно подчеркивают эту мысль декорации – бесконечный туннель, в конце которого свет, а по бокам периодически возникают тени-попутчики, подсвечивая и высмеивая людские пороки. Туннель, кажется, завлекает внутрь, всасывает все, что попадает в временную воронку между станциями Москва и Петушки, как улетающий в глубь него занавес – стремительно и зрелищно. Спектакль наполнен аллегориями, метафорами, отсылками, деталями, помогающими понять глубину мысли произведения. Одной из таких запоминающихся деталей стал виолончелист, появляющийся в начале и в финале. Даже каждый из экстравагантных попутчиков героя, их образы и продуманные костюмы работают на общий мощный эффект. Мне кажется, что каждый из встречных персонажей, являются одним, вернее, еще одним из воплощений самого Венечки – одной из его множества личностей, раздирающих пытливый мозг героя.
Актуальность поэмы Венедикта Ерофеева, скорее всего, не утратится никогда, потому что тема русского интеллигента, вечно пьющего и вечно думающего, вечно живущего в борьбе с собой и миром, будет жива всегда. Спектакль театра «Кашемир» по сути и есть олицетворение поэмы – коктейль из острых шуток, тонкого юмора, философских размышлений, балансирования на грани помешательства и гениальности, приправленный щепоткой обреченности, который испил до дна главный герой. Все мы так или иначе, рано или поздно ищем свой Рай и стремимся выбраться из Ада, а самое сложное противостояние, - это противостояние с самим собой.