Найти в Дзене
КультурноНЕкоротко

Цветаева: мать-кукушка или жертва случая ?

Марину Цветаеву часто называют плохой матерью, говоря о том, что она бросила своих детей в трудные времена и обрекла на голодную смерть. Но так ли это на самом деле? Марина Ивановна Цветаева - русская поэтесса Серебряного века, переводчица. Родилась в Москве 8 октября в 1892 году. С 6 лет увлекалась поэзией, писала не только на русском, но и на немецком, французском языках. Большое влияние на нее оказала мать, Мария Александровна, по ее инициативе девочка обучилась игре на фортепиано.  Летом 1906 года в семье Цветаевых траур - умерла мать семейства. 14-летняя Марина убита горем, ушла из жизни ее ближайшая подруга и советник. После смерти матери характер девочки резко меняется, она становится несносной. Отец определяет ее пансионеркой в 4 класс женской гимназии им. В. П. фон Дервиз, через полгода Марину исключают за дерзость и свободомыслие, девушка не готова мириться с правилами заведения. Вероятно, девочке не хватало поддержки и мудрости матери, а отцу было не до воспитания, тот б

Марину Цветаеву часто называют плохой матерью, говоря о том, что она бросила своих детей в трудные времена и обрекла на голодную смерть. Но так ли это на самом деле?

Марина Ивановна Цветаева
Марина Ивановна Цветаева

Марина Ивановна Цветаева - русская поэтесса Серебряного века, переводчица. Родилась в Москве 8 октября в 1892 году. С 6 лет увлекалась поэзией, писала не только на русском, но и на немецком, французском языках. Большое влияние на нее оказала мать, Мария Александровна, по ее инициативе девочка обучилась игре на фортепиано. 

Летом 1906 года в семье Цветаевых траур - умерла мать семейства. 14-летняя Марина убита горем, ушла из жизни ее ближайшая подруга и советник.

После смерти матери характер девочки резко меняется, она становится несносной. Отец определяет ее пансионеркой в 4 класс женской гимназии им. В. П. фон Дервиз, через полгода Марину исключают за дерзость и свободомыслие, девушка не готова мириться с правилами заведения. Вероятно, девочке не хватало поддержки и мудрости матери, а отцу было не до воспитания, тот был вечно занят работой, часто оставляя детей на экономок. 

Сергей Эфрон и Марина Цветаева, ранние годы
Сергей Эфрон и Марина Цветаева, ранние годы

В мае 1911 года Цветаева знакомится с Сергеем Эфроном, публицистом, литератором, офицером Белой армии, а через год молодые люди венчаются.

Сергей Эфрон
Сергей Эфрон

А дальше начинается самое интересное. 5 сентября 1912 года в семье Цветаевой пополнение, их первенец - девочка Ариадна появилась рано утром под звон колоколов. Марине хотелось дать девочке необычное имя, но муж и отец выступали против, отдавая предпочтение русским именам. Поэтесса идет наперекор всем:  «Назвала ее Ариадной, вопреки Сереже, который любит русские имена, папе, который любит имена простые („Ну, Катя, ну, Маша, — это я понимаю! А зачем Ариадна?“) друзьям, которые находят, что это „салонно“. Назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят моей жизнью. Ариадна — ведь это ответственно!» - писала Марина Цветаева в одном из своих дневников.

Ариадна Сергеевна Эфрон
Ариадна Сергеевна Эфрон

Поэтесса с любопытством наблюдает за взрослением дочери, за изменениями в ее внешности, она посвящает ей отдельную часть очерков под названием «Аля». Но про свои чувства Марина не пишет, наоборот, она выступает против всеобщего восторга по поводу детских шалостей, не понимая любви других родителей к проказам. Ее раздражает, когда Аля играет с другими детьми во дворе, мать считает, что те плохо влияют на дочь, делая ее слишком беззаботной. 

Такое поведение самой Марины обусловлено характером ее собственной матери, Марии Александровны. Та всегда была непреклонной и строгой, что доказывает эссе Марины «Мать и музыка». Вероятно Цветаева ревновала свою дочь к забавам, прелесть которых так и не смогла испытать она сама. 

Ариадна воспринимала мать скорее как подругу, нежели как наставницу. Она была очарована талантом Марины, могла часами слушать ее стихи. Цветаева в свою очередь учила дочь вести дневники, записывать и анализировать свои чувства.

Сама Ариадна писала о матери так: «Моя мать очень странная. Моя мать совсем не похожа на мать. Матери всегда любуются на своего ребенка и вообще на детей, а Марина маленьких детей не любит. […] Она грустна, быстра, любит Стихи и Музыку. Она пишет стихи. Она терпелива, терпит всегда до крайности. Она сердится и любит. Она всегда куда-то торопится. У нее большая душа. Нежный голос. Быстрая походка. У Марины руки все в кольцах. Марина по ночам читает. У нее глаза почти всегда насмешливые. Она не любит, чтобы к ней приставали с какими-нибудь глупыми вопросами, она тогда очень сердится». 

Ирина и Ариадна Эфрон
Ирина и Ариадна Эфрон

В 1917 году у Цветаевой появляется вторая дочь - Ирина Эфрон. И если в случае с Алей Марина испытывала хотя бы долю положительных материнских эмоций, то Ирина стала для поэтессы неприятной неожиданностью. Она редко пишет о ней в дневниках, часто сравнивает её с Алей и не понимает, как себя вести с ребенком: «В Алю я верила с первой минуты, даже до ее рождения, об Але я (по сумасбродному!) мечтала. Ирина — Zufallskind („случайный ребенок“). Я с ней не чувствую никакой связи. Прости меня, Господи! Как это будет дальше?»

В стране период Временного правительства, Первая мировая в разгаре - хаос. Марина мечтает вернуться из Москвы в Феодосию и поселиться там с мужем и детьми. Но происходит следующее: белогвардейца Эфрона получается вывезти из столицы, а жену и детей нет. 25-летняя Марина с 2 дочками остается оторванной от любимого в бедности и голоде. 

Детей нечем было кормить и Цветаева решается на крайность - отдать Ариадну и Ирину в Кунцевский приют «Лиги спасения детей», врачи обещают лечение, так необходимое и без того слабым девочкам, и «рис с шоколадом», который казался чем-то невообразимым после холодной картошки. Марина Цветаева редко навещает дочек, ведь приют находится не близко. А зря, приехав спустя месяц, поэтесса ужаснулась: «Постепенно понимаю ужас приюта: воды нет, дети — за неимени­ем теплых вещей — не гуляют, ни врача, ни лекарств — безумная грязь — полы, как сажа — лютый холод (отопление испорчено). Хлеба нет. И всё. Дети, чтобы продлить удовольствие, едят чечевицу по зернышку. Холодея, понимаю: да ведь это же — голод! Вот так рис и шоколад, которыми меня соблазнил Павлушков! (Врач, устроивший детей в приют)».

Женщина понимает - нужно спасать заболевшую Алю, а Ирину можно забрать и потом, вот так подумала Цветаева. Незамедлительно Марина устраивает дочь в больницу, состояние критическое - температура 40 с лишним.  

И вот, спустя еще один долгий месяц Марина случайно узнает о смерти младшей дочери. Она умерла не от болезни, а от слабости и голода в феврале 1920 года. Но Цветаева даже не приходит на похороны, объясняя это тем, что Аля все еще больна. Вероятно в этот момент до женщины еще не дошла суровая правда, она морально истощена и не в состоянии осознать потерю.

Когда Ариадна выздоровела, мать откормила ее на деньги, полученные после смерти Иры. Позже поэтесса узнала, что ее муж все еще жив, он сбежал за границу. Марина начинает подготовку к эмиграции. 11 мая 1922 года Марина с Алей едут в Берлин, затем в Прагу. 

Для Ариадны началось настоящее светлое детство: полная семья, путешествия, игрушки, а самое главное достаточное количество еды. В 11 лет она пошла в русскую гимназию-интернат, девочке там нравилось, а вот общение со сверстниками никак не налаживалось, она была, что называется, «не такой как все».

В 1925 году Марина Цветаева родила долгожданного сына. Георгий Эфрон появился на свет 1 февраля. Поэтесса отдает всю себя воспитанию мальчика, он - проблеск счастья после смерти Ирины. В ее записных книжках снова наблюдения за новым человеком, она ведет «словарик малыша», теперь в семье Георгия называют Муром, так захотела мать. С рождением сына Аля отходит на второй план, вся любовь женщины сконцентрирована на мальчике.

Семья Эфрон в эмиграции
Семья Эфрон в эмиграции

Воспитывая Георгия подобно Але, Цветаева прививала ему чувство любви к искусству и далекой родине — России. Сын получил прекрасное образование, свободно владел русским и французским языками, умело читая и писав на обоих. Однако поведение мальчика порой было непростым, временами даже невозможным для окружающих, поскольку мать относилась к нему чрезмерно трепетно, воспринимала как центр своей вселенной и буквально боготворила. Несмотря на сложности характера сына, Марина Цветаева объясняла это особенностями его необычной натуры поэта и души в нём не чаяла.

В СССР Ариадна вернулась первой в 1937 году, сначала жила у Лили Эфрон, сестры отца, сотрудничала с журналом Revue de Moscou.

Георгий Сергеевич Эфрон, Мур
Георгий Сергеевич Эфрон, Мур

Эфрон вместе с Цветаевой и Мурой вернулись в СССР в 1939 году. Семья поселилась на государственной даче недалеко от Москвы, куда периодически приезжала Аля, работавшая и жившая непосредственно в столице. Тем не менее спокойная и беззаботная жизнь на Родине оказалась весьма кратковременной.

27 августа 1939 года Аля была обвинена в шпионаже и арестована, а 10 октября последовал арест её отца, Сергея Эфрона. После этих трагических событий Цветаева больше никогда не увидела ни дочь, ни мужа. Алю приговорили к восьми годам заключения в лагерях, но фактически она провела там шестнадцать лет. Сергей же был расстрелян в 1941 году решением военного трибунала.

Имущество семьи конфисковали, оставив Цветаеву одну с ребёнком, без средств к существованию и постоянной работы. Единственным местом, где они смогли укрыться, стала маленькая комната, которую Марина Ивановна называла «норой - без окон и без стола». Её предоставила Лиля Эфрон.

Желая защитить Георгия, особенно с началом Великой Отечественной войны, Марина испытывала сильнейшее беспокойство и постоянно думала лишь о спасении ребенка. Из-за переживаний за сына она не могла сосредоточиться на творчестве, часто посещая собрания Союза писателей в состоянии тревоги.

Наконец, в августе 1941 года Цветаева получила разрешение на эвакуацию из Москвы, но Георгий категорически отказался покинуть город. Только недавно освоившись и обретя друзей, юноша воспринял необходимость переезда как очередное испытание. Более того, он намеренно саботировал сборы вещей, стремясь насладиться жизнью в Москве перед отъездом.

В эвакуации тоже пришлось не просто. Елабуга встретила мать и сына отказом в прописке в Чистополе и работой посудомойкой. Столь низкая работа морально убивала поэтессу, она - человек великой миссии, стояла в маленькой комнатушке и драила тарелки.

26 августа 1941 года Марина Цветаева обратилась в Литфонд с просьбой трудоустроить её судомойкой. Пять дней спустя, находясь в Елабуге, она покончила с собой, повесившись в квартире. В предсмертной записке, адресованной Георгию, Цветаева написала: «Мурлыга! Прости меня. Но дальше было бы хуже. Я тяжело-больна, это — уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик».

В кармане фартука Цветаевой гробовщик нашел блокнотик, на единственной странице там было написано одно слово «Мордовия». Там находился лагерь, в который определили Алю. 

Вот так трагично оборвалась жизнь великой поэтессы. Оценивая её материнские качества, можно сказать, что она была далеко не идеальной матерью: любящая женщина вряд ли оставит ребёнка в интернате или проявит неравенство в отношении собственных детей. Вместе с тем, Цветаева не единственная, кто решился на подобный тяжелейший шаг. Многие матери были вынуждены сделать это из-за голода и стремления обеспечить детям лучшую судьбу.

Если вам была полезна и интересна статья, поставьте лайк и переходите в канал, у нас много увлекательных историй для вас🩷

Если у вас есть идеи для новых историй или темы, которые давно вызывают интерес, пожалуйста, свяжитесь с нами через Telegram: @eliiz_ly и поделитесь своими мыслями.