Сокращение бюджета НАСА, предложенное администрацией Трампа, будет иметь последствия далеко за пределами Соединенных Штатов. Теперь Европейское космическое агентство предупредило, что эти сокращения могут привести к неудачам или даже отмене 19 совместных проектов. Это не только уничтожит континентальные цепочки поставок, которые производят критически важные космические технологии, но и может стоить Европе её места на Луне. Однако самое главное, что недавние действия Трампа могут проложить путь к тому, что Си Цзиньпин назвал «вечной мечтой» Китая: завоеванию космоса.
Пекин планирует высадиться на Луне в течение пяти лет и намеревается построить там базу в следующем десятилетии. Как объясняет бывший инженер НАСА Кейси Хэндмер: «Они будут претендовать на элитную недвижимость вокруг полярных кратеров, защищать её как суверенную территорию государства, обладающего ядерным оружием, и наложат постоянный удушающий захват на будущее человечества».
Два года назад китайские ученые представили планы своего реактора на Луне. Проект был разработан Мэй Хунъюанем, преданным членом партии и инженером, который проектировал объекты для зимних Олимпийских игр 2022 года в Пекине. Летние Олимпийские игры 2008 года в том же городе были лишь первым небольшим шагом к тому, что китайские коммунисты называют «национальным возрождением». Последний шаг — это не возвращение Тайваня, хотя это, безусловно, часть плана, а господство в космосе. Космические амбиции Китая указывают на добычу полезных ископаемых на астероидах, колонизацию Марса и строительство космических станций.
НАСА была создана в 1958 году в ответ на наш спутник с целью победить Советский Союз в космической гонке и якобы защитить космос на благо свободных стран. Это остается последним все еще действующим универсалистским обещанием Америки. Но эта миссия рискует провалиться, если нынешняя администрация позволит НАСА продолжить свой путь упадка.
Запад, возможно, уже не стоит на месте в мире тарифов и жесткого неомеркантилизма, но его цель становится гораздо яснее, когда речь заходит о космосе. Россия, Венесуэла, Пакистан и Беларусь уже сделали свой выбор — они намерены колонизировать Луну вместе с Си.
Тем временем администрация Трампа предложила сократить финансирование NASA на 50% и отменить 40 научных проектов и миссий. Агентство явно является тенью себя былого. Когда-то высокопроизводительная организация и образец технического совершенства, она превратилась в раздутую бюрократию — цепляющуюся за устаревшие проекты и слепую к смене парадигмы, которую представляет SpaceX.
Компания Илона Маска резко сократила стоимость запуска, открыв новую эру освоения космоса. Однако NASA предпочло проигнорировать этот прогресс, продолжая полагаться на 60-летнее оборудование — Space Launch System, которая по сути является перепрофилированной технологией Space Shuttle — тратя на это миллиарды долларов.
Как утверждает Роберт Зубрин в книге «The Case for Space», революция, спровоцированная SpaceX, «открывает всю Солнечную систему для человеческого поселения и использования ресурсов, фундаментально меняя отношения человечества с космосом от случайных визитов к постоянному расширению». Несмотря на наличие технологических возможностей для полетов на Луну до того, как появятся космонавты КНР, НАСА отказывается воспользоваться этим преимуществом. Институциональный склероз остается препятствием, и только структурная революция может принести реальные изменения.
Предприниматель и астронавт Джаред Айзекман был тем человеком, у которого был план реформирования NASA. Он был союзником Маска, и его двумя ключевыми приоритетами были дебюрократизация и ускорение сроков миссий на Луну. Чтобы гарантировать, что Луна останется областью, открытой для свободного мира, в начале этого года он предложил развернуть первоклассные команды инженеров, работающих в духе «агрессивной, голодной, ориентированной на миссию культуры», которую агентство в последний раз воплощало в 60-е годы.
Однако кандидатура Айзекмана на пост администратора НАСА была отклонена. Он стал сопутствующим ущербом в ссоре между Маском и Трампом. Будущим китайским историкам не понадобится пропаганда, чтобы описать этот переломный момент в борьбе за космос: западные страны проиграли из-за размолвки по поводу X.