С чего начинается индивидуальный проект и о чем нужно рассказать
Представь: ты открываешь чей-то проект и читаешь первые абзацы. Скучно, шаблонно, ни о чём, заезженно... Хочется пролистнуть, выкинуть, забыть. А теперь — другой вариант: с первых строк ты понимаешь, что тема важная и тебе её реально хочется читать дальше. Вот в этом и есть сила введения.
Введение — это первая часть твоей работы, своеобразное знакомство читателя с проектом; это лицо проекта, его визитка.
Многие советуют писать введение в самом конце, когда уже понятна вся структура. И в этом есть логика. Но знать, из чего состоит введение, нужно с самого начала, потому что именно здесь ты чётко формулируешь цель, задачи и показываешь: «Я не просто выбрал тему — я в неё погрузился».
Разберём, как сделать введение таким, чтобы:
— комиссия не зевала;
— научрук сказал «отлично»;
— ты почувствовал, что «реально крут».
Что должно содержаться во введении? Разберём по полочкам.
📌 1. Актуальность
Начни с простого, но важного вопроса: почему твоя тема важна здесь и сейчас? Что в ней живого, интересного, тревожного или нужного? Контекст может быть социальный, научный, личный — всё, что показывает, что тема не высосана из пальца.
Ошибка — писать шаблонно, скучно и бессмысленно:
«Тема актуальна, потому что это очень важно и интересно в наше время... бла-бла-бла...телефоны есть у всех... бла-бла-бла...».
Лучше приведи 1-2 факта, статистику или маленькое наблюдение из жизни, иллюстрирующее актуальность. Живо, интересно и конкретно:
«Большинство учеников в моём классе засыпают с телефоном в руках. Это влияет не только на качество сна, но и на самочувствие на следующий день. Из сложившейся ситуации у меня вытекает логичный вопрос: а насколько сильно смартфон влияет на подростковый сон?»
Актуальность — это не «всеобщее благо», а причина, по которой ТЫ занялся этой темой. Вспомни наблюдение, факт, цифру, историю — и читатель сразу почувствует: эта работа имеет смысл и построена на опыте/интересе автора.
📌 2. Проблема
Всё, что ты пишешь во введении — актуальность, цель, задачи, гипотезу — будет вращаться вокруг одной оси: проблемы. Это та боль или противоречие, из-за которого ты вообще решил взяться за эту тему.
Внимание: проблема — это не вопрос!!
Фраза типа «как влияет ли смартфон на сон подростков?» — это не проблема. Это вопрос, который будет уместен в гипотезе.
Как распознать хорошую проблему?
1) В ней зашито реальное противоречие, не очевидное с первого взгляда.
2) Она не звучит как вопрос.
3) Её можно изучить или разрешить в рамках проекта.
4) Она соединяет личное наблюдение и общественную значимость.
Пример проблемы:
«В современной кинематографии активно используется музыкальное сопровождение, однако влияние музыки на эмоциональное восприятие сцен у разных групп зрителей изучено недостаточно...»
«Несмотря на активное использование музыки в кинофильмах, не всегда ясно, как она влияет на восприятие сюжета и эмоции зрителя...»
«Несмотря на то, что мои одноклассники засыпают с гаджетами в руках, до сих пор нет точной информации о качестве их сна...»
Проблема — это формулировка противоречия, недостатка, пробела в чём-либо, которое ты хочешь прояснить, исследовать или частично решить. Именно она рождает цель проекта (логичный ответ на ситуацию).
📌 3. Цель проекта
Далее четко формулируется цель (о том, как это сделать, мы говорили в предыдущих статьях). Цель должна логично вытекать из проблемы, описанной выше. Если по-простому: сначала мы сказали «есть проблема», а цель — «хотим найти решение». Например: «определить, как использование смартфона перед сном влияет на качество сна подростков». Тут все конкретно.
Запомни правило: цель — это то, что ты хочешь выяснить, понять или создать. Это должно быть измеримо, выполнимо и логично вытекать из проблемы.
📌 4. Задачи проекта
После цели принято перечислять задачи. Задачи — это шаги, которые ты предпримешь, чтобы к цели прийти. Их можно оформить нумерованным списком или слитным текстом, но список нагляднее. Как оформить?
«Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:» и дальше пункты: 1) ..., 2) ..., 3) ... и т. д.
Формулировки задач всегда начинаются с глагола в начальной форме: изучить, выявить, провести, проанализировать и т.п., как мы обсуждали это в одной из предыдущих статей. Убедись, что задачи соответствуют цели и покрывают все этапы, и что их немного (3–5, очень редко больше). Во введении не расписывай задачи слишком детально, достаточно одного предложения на задачу.
📌 5. Объект и предмет исследования
Объект — это более широкое понятие, область, в которой лежит твоя тема.
Предмет — конкретный аспект, узкий фокус, который ты изучаешь в объекте.
Пример:
объект исследования — гигиена сна подростков,
предмет — влияние использования смартфона перед сном на качество сна
Обычно объект/предмет пишут, если проект исследовательский. В иных типах проектов можно не выделять объект/предмет. Если не уверен, спроси руководителя, нужно ли это, он точно ответит на твой вопрос.
Но знать разницу просто полезно: объект — «что рассматриваем вообще», предмет — «что именно и в каком контексте рассматриваем».
📌 6. Гипотеза
Гипотеза — предположение, которое проверяется в процессе работы. Если у тебя исследование, обязательно озвучь гипотезу во введении.
А гипотеза всегда нужна? Спойлер: не всегда.
Вот тут часто начинается путаница — причём не только у учеников, но и... у учителей. Бывает, что ребятам говорят:
«У тебя нет гипотезы, без неё проект не приму!»
И ты сидишь, придумываешь что-то про «предполагается, что…», хотя проект у тебя про поиск информации в книгах, создание сайта, проведение выставки, организацию экологической акции и т. д.
ВАЖНО ПОНЯТЬ: по всем нормам и ФГОС гипотеза нужна ТОЛЬКО в исследовательском проекте, так как это научное предположение.
Пример:
Гипотеза: предполагается, что учащиеся, сидящие в телефоне менее чем за час до сна, будут иметь более плохое самочувствие утром, чем те, кто не использует телефон перед сном
А вот если у тебя:
— информационный проект (ты собираешь и систематизируешь знания),
— социальный проект (организация акции, волонтёрства и т.д.),
— прикладной (вся суть в разработке продукта),
— творческий (выставка, спектакль, видеоролик и т. д.),
то гипотеза НЕ обязательна.
📌 7. Методы исследования
Когда дело доходит до методов, у многих возникает ступор. Мол, что писать? Где взять эти «методы»? Это что, нужно срочно учить названия всех научных подходов? Успокойся. Всё не так страшно. Методы — это просто инструменты, с помощью которых ты будешь достигать своей цели.
Если проект исследовательский:
Здесь всё строго и по-научному. Методы исследования — это:
— анализ и синтез литературы,
— поиск информации в сети Интернет,
— наблюдение,
— эксперимент,
— опрос/анкетирование,
— сравнение,
— статистическая обработка данных,
— моделирование и т. д.
Пример:
Методы исследования: теоретический анализ литературы, синтез полученной информации, анкетирование среди учащихся 8–10 классов, статистический анализ полученных данных, сопоставление данных, выводы на основе статистики, обобщение информации
А если проект не исследовательский (у меня другой тип)?
Если у тебя информационный, социальный, прикладной или творческий проект — ты не обязан использовать научные методы в классическом смысле. Но ты всё равно должен описать, как ты будешь работать. Это и будут методы работы над проектом.
Примеры по типам проектов:
Информационный проект
Изучение научных и популярных источников, отбор и систематизация информации, оформление в виде инфографики и презентации
Социальный проект
Разработка сценария акции, интервью с участниками, организация мероприятия, анализ обратной связи\
Прикладной проект
Изучение аналогов, сбор требований у пользователей (опрос), разработка макета, тестирование продукта в реальных условиях
Творческий проект
Изучение приёмов мокрой акварели, подбор тематики серии картин, создание работ, опрос зрителей на выставке
Можешь назвать это:
— методы реализации проекта,
— методы работы над проектом,
— подобное.
Не бойся называть вещи своими словами. Главное — честно и понятно объяснить, как именно ты будешь достигать цели. Это и есть твои методы.
📌 8. Практическая значимость (при необходимости)
В некоторых работах (особенно в практико-ориентированных, информационных и социальных) вводят пункт о значимости: кому и как могут пригодиться результаты проекта. Этот пункт добавляет веса.
«Результаты исследования могут быть использованы школьным психологом или учителем биологии для проведения лекций о сне»
«Созданный веб-сайт может использоваться школьной администрацией для информирования родителей об учпеваемости учеников»
«Результаты могут быть использованы для проведения уроков и бесед по предмету <...> и для дальнейших исследований в направлении <...>»
Если твой проект сделан не «просто так» ради галочки и оценки, а реально может пригодиться кому-то — обязательно напиши об этом.
📌 9. Структура работы (при необходимости)
Этот пункт далеко не всегда требуется писать во введении, но некоторые учебные заведения хотят видеть его обязательно.
Можно одним предложением указать, как устроен текст проекта:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из <...> источников и <...> приложений.
Либо:
«В первой главе проведен обзор литературы, во второй — описан ход эксперимента и результаты, в заключении приведены выводы»
Эта фраза помогает понимать логику текста. Не забудь обновить ее, если в процессе количество глав поменяется. К счастью, это один из самых простых пунктов, который часто даже не является обязательным.
Как написать введение интересно?
Несмотря на формальный характер введения, постарайся писать ясно и по делу. Можно начать с какого-то короткого факта или вопроса, который сразу погружает в тему. Например:
Каждый из нас хотя бы раз засыпал с телефоном в руках. Но задумывались ли вы, как это сказывается на вашем здоровье на следующий день?
— и дальше по тексту, мол, поэтому тема актуальна.
Такой прием цепляет читателя. Главное — не переусердствуй: введение все-таки официальная часть, здесь недопустимы шутки или слишком личные истории. Стиль должен быть деловым, но понятным. Избегай перегруженных канцеляризмов и длинных фраз. Лучше короче и конкретнее.
Объём введения: 1-3 страницы
Обычно введение занимает примерно 1–3 страницы (в среднем около 2 страниц печатного текста). Этого достаточно, чтобы раскрыть все пункты без лишней воды. Если введение выходит очень большим — вероятно, часть текста лишняя (например, слишком много теории, которую лучше перенести в теоретическую главу). Если совсем короткое (пара абзацев) — вероятно, чего-то не хватает (может, не раскрыта актуальность должным образом).
Вывод
Введение — это план проекта. Постарайся сделать его чётким и информативным. Проверь себя: прочитай введение и спроси, понятно ли из него:
Что изучается и в каком контексте?
Зачем это изучается (почему важно)?
В чём суть проблемы выбранной темы?
Что предполагаешь получить (цель, гипотеза)?
Как будешь действовать (задачи, методы)?
Если на все вопросы дан ответ — введение выполнено правильно. Со временем, возможно, ты будешь редактировать введение (например, после получения результатов можно подкрутить формулировки цели). Но каркас должен быть с самого начала.
Хорошо написанное введение — это 50% успеха на защите, ведь нередко члены жюри внимательно читают только введение и заключение (да, теорию и практику редко читают, хе-хе). Сделай так, чтобы у них сразу сложилось впечатление о твоей серьезности и чётком подходе к работе.