Найти в Дзене
Денис Пашковский

Камеральная проверка или произвол? Как налоговые инспекции нарушают закон при запросах документов.

Камеральная проверка или произвол? Как налоговые инспекции нарушают закон при запросах документов.
Камеральная проверка или произвол? Как налоговые инспекции нарушают закон при запросах документов.

Ситуация повторяется: налоговая инспекция направляет компании требование предоставить большой объём документов в рамках камеральной проверки. Компания, обнаружив грубые нарушения Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), отказывается исполнять незаконное требование и подаёт жалобу. Анализ недавнего обращения в УФНС по Москве вскрывает системные проблемы и демонстрирует алгоритм защиты бизнеса от неправомерных действий налоговых органов.

Суть конфликта

Московская инспекция направила компании требование о представлении обширного перечня документов и информации в рамках камеральной проверки декларации по НДС за I квартал 2025 года. Требование было направлено в соответствии со статьёй 93 НК РФ. Компания сочла его незаконным по нескольким ключевым причинам и направила жалобу на незаконное требование в вышестоящий налоговый орган.

Причина 1. Отсутствие законного основания — фундаментальное нарушение

Главный аргумент компании: статья 88 НК РФ строго ограничивает право налоговых органов запрашивать документы при камеральных проверках. Общее правило — запрашивать документы нельзя (п. 7 ст. 88 НК РФ). Исключения составляют несколько конкретных случаев, прямо указанных в этой статье. Перечень таких оснований является исчерпывающим.

В требовании налоговый орган сослался только на статью 93 НК РФ. Эта статья регулирует порядок истребования документов, но не устанавливает оснований для истребования именно в рамках камеральной проверки. Основания должны быть указаны в соответствии со статьей 88 НК РФ.

Компания подчёркивает: в требовании отсутствует ссылка на конкретный пункт статьи 88 НК РФ. Это не формальность, а ключевой момент — инспекция не указала, по какому законному основанию требует документы.

Существенно, что декларация по НДС за I квартал 2025 года не содержала заявления на возмещение налога. Следовательно, инспекция не вправе ссылаться на пункт 8 статьи 88 НК РФ, который является достаточно частым основанием для запросов документов при камеральной проверке по НДС.

Другие возможные основания (например, п. 8.3 ст. 88 НК РФ — об уточнённых декларациях) также неприменимы: с момента подачи уточнённой декларации не прошло двух лет.

Вывод компании:

«Истребование документов без законных оснований является прямым нарушением положений Налогового кодекса РФ. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ, налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах. Это исключает возможность произвольных действий.»

Компания приводит примеры судебной практики (6 постановлений арбитражных судов), подтверждающей: налоговый орган не вправе истребовать документы, если:

  • не выявлены конкретные ошибки, противоречия или несоответствия в декларации;
  • документы не относятся к выявленным ошибкам;
  • в требовании отсутствует указание на конкретные нарушения.

Причина 2. Запрос «всего подряд» — нарушение принципов определённости и относимости

Компания отмечает, что требование поражает своим объёмом и характером запрашиваемых сведений.

1. Нарушение принципа определённости

Согласно письму ФНС России № СД-4-2/8096@ от 26.06.2023, требование должно содержать чёткий перечень конкретных документов. Вместо этого инспекция перечисляет группы документов (например: ТТН, путевые листы, договоры перевозки, заявки, заказы, CMR, договоры с экспедиторами, расписки, доверенности), не уточняя, что именно нужно. «Из требования неясно, какой конкретный документ интересует инспекцию… И так практически во всех пунктах», — справедливо указывает компания.

2. Нарушение принципа относимости

Согласно статье 31 НК РФ, налоговые органы вправе запрашивать только документы:

  • служащие основанием для исчисления и уплаты налогов;
  • подтверждающие правильность исчисления и своевременность их уплаты.

Однако в требовании запрашиваются:

  • карточки счетов по налогу на прибыль (при том, что проверяется НДС);
  • расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности по всем контрагентам;
  • объяснительные записки о целях использования товаров, способах получения информации о контрагентах, деловая переписка;
  • справки о личных контактах руководства компании и контрагентов;
  • списки сотрудников для пропусков;
  • отчёты о расходовании авансов и сырья контрагентами и др.

Вывод компании (подкреплённый письмами ФНС, Минфина и Постановлением ВС РФ от 09.07.2014 № 46-АД14-15):

«Налоговые органы не вправе истребовать отчёты, аналитические справки или пояснительные записки, не являющиеся первичными бухгалтерскими документами. Запрашиваемые документы не относятся к исчислению НДС и не подтверждают налоговые вычеты, для которых достаточно счетов-фактур и первичных документов (ст. 172 НК РФ).»

Причина 3. Игнорирование разъяснений ФНС и прав налогоплательщиков

Компания подчёркивает, что инспекция систематически игнорирует:

  • разъяснения ФНС (включая письмо № СД-4-2/8096@ от 26.06.2023);
  • право налогоплательщика на информацию (ст. 21 и ст. 32 НК РФ): компания неоднократно просила инспекцию обосновать свои требования, указав соответствующие нормы закона, но получала игнор;
  • судебную практику, прямо запрещающую подобные действия (приведены ссылки на постановления ФАС, ВАС РФ и ВС РФ).

Компания подозревает, что инспекция:

  1. создаёт заведомо невыполнимые условия (подготовка объёмных документов за короткий срок);
  2. стремится создать формальный повод для штрафа по ст. 126 НК РФ («непредставление документов»), даже если требование незаконно;
  3. подрывает доверие к объективности и законности действий налоговых органов.

Требования компании по жалобе:

  1. отменить незаконное требование;
  2. пресечь практику игнорирования НК РФ и разъяснений ФНС при проведении камеральных проверок.

Результат: требование было отменено.

Вывод

Этот случай — не единичный, а показатель системной проблемы. Он демонстрирует, как налоговые органы, используя административный ресурс, нередко выходят за пределы, чётко установленные Налоговым кодексом РФ. Юридически грамотная позиция компании может стать примером для бизнеса: важно знать свои права, ссылаться на нормы закона, фиксировать нарушения и последовательно добиваться их устранения.

-2

🔹 Акция 2 недели! Бесплатный разбор любого требования ФНС за 12 часов

Как это работает:

1️.Вы отправляете нам требование налогового органа любым удобным для вас способом.

2️.Мы проверяем законность документа и связываемся с вами.

3️.Если нужно подготовить ответ — вы можете заказать его:

– 1 требование — 4 500 ₽

– 2 требования — 8 000 ₽

– 3 требования — 11 000 ₽

⏱️Успейте отправить документ до конца акции.

📞 +7 985 488-38-89

✉️ info@fns.expert

🤖 Telegram-бот: @FNS_Expert_bot

🌐www.fns.expert

О нас говорят