Найти в Дзене

Ангел и Колодец. Фильм "Ты есть..."

Жила-была благополучная интеллигентная семья: муж работал в НИИ, жена - переводчик с французского и сын - будущий хирург. Муж неожиданно умер. И мама с сыном остались вдвоем. Спустя пять лет начинается повествование фильма.
Фильм "Ты есть..." снят в 1993 году по сценарию Виктории Токаревой, которая сначала написала повесть "Я есть. Ты есть. Он есть". Я читала книгу, но сегодня речь именно о фильме. А точнее, о трех главных героях - маме, сыне и невестке. Маму сыграла прекрасная актриса, которую абсолютно все знают по ее голосу, Анна Каменкова. На счету Анны Семеновны много ролей в кино, в том числе главных. И еще больше персонажей фильмов, как зарубежных, так и отечественных, озвучила актриса своим неподражаемым мягким и нежным голосом. Например, Анастасию Ягужинскую в "Гардемаринах", Ларису Огудалову в "Жестоком романсе"...
В фильме "Ты есть..." героиню Анны Каменковой так же зовут Анна. Анне 47 лет, она переводчик с французского языка, есть любимая работа, поездки в Париж, приемы в

Жила-была благополучная интеллигентная семья: муж работал в НИИ, жена - переводчик с французского и сын - будущий хирург. Муж неожиданно умер. И мама с сыном остались вдвоем. Спустя пять лет начинается повествование фильма.
Фильм "Ты есть..." снят в 1993 году по сценарию Виктории Токаревой, которая сначала написала повесть "Я есть. Ты есть. Он есть". Я читала книгу, но сегодня речь именно о фильме. А точнее, о трех главных героях - маме, сыне и невестке.

Маму сыграла прекрасная актриса, которую абсолютно все знают по ее голосу, Анна Каменкова. На счету Анны Семеновны много ролей в кино, в том числе главных. И еще больше персонажей фильмов, как зарубежных, так и отечественных, озвучила актриса своим неподражаемым мягким и нежным голосом. Например, Анастасию Ягужинскую в "Гардемаринах", Ларису Огудалову в "Жестоком романсе"...

В фильме "Ты есть..." героиню Анны Каменковой так же зовут Анна. Анне 47 лет, она переводчик с французского языка, есть любимая работа, поездки в Париж, приемы в посольстве, выставки и фуршеты. 5 лет назад (по книге, в фильме эта информация опущена) она потеряла мужа. И смыслом жизни Анны стал единственный сын Олег (Вадим Любшин). Олегу отдавалась вся любовь, вся забота. У Анны был маленький уютный семейный мирок со своими традициями и правилами. Только они вдвоем - она и сын, ведь больше им никто не нужен.
И вот в один, далеко не прекрасный, для Анны, вечер сын появился на пороге квартиры с незнакомой девушкой. Как потом оказалось - эта новоиспеченная жена Олега, которая ураганом ворвалась в их тихий мир и нагло разрушила его до основания. Началась совершенно другая жизнь - жизнь с невесткой.

Мужа Анна потеряла в 42 года. Олегу было 22. Уже не ребенок, которого нужно воспитывать. Скорее всего, он тогда был студентом старшего курса медицинского вуза, потому что к 27 годам Олег уже практикующий и подающий большие надежды хирург. Просто маме после смерти папы нужна была опора, она привыкла ухаживать за двумя своими самыми близкими мужчинами, а теперь все внимание вылилось на одного Олега.

Но ведь Олег воспитывался в полной семье, с обоими родителями. Получал не только мамину ласку, но и воспитание отца, мужчины. И судя по тому, что Анна не затюканная жизнью и бытом баба, а красивая ухоженная женщина, которая замечательно выглядит, имеет великолепный вкус и благополучную жизнь, муж был любимым и любящим. С которым как за каменной стеной. Вряд ли муж Анны был тюфяком и недотепой. Повторюсь - Анна не обабилась, значит не тащила быт семьи на себе. Получается, у Олега перед глазами был пример прекрасного отца и мужа. От него он должен был научиться быть мужчиной. Видимо, не научился, а, наоборот, из единственного сына, которого лелеяли оба родителя, превратился в инфантильного эгоиста. Да, он любит маму, но хочет жить свою жизнь. Это естественно. Но почему, когда он стал встречаться с девушкой, не познакомил с ней мать? Женился на этой девушке, была свадьба в ресторане, а мать он даже не поставил в известность об этом! Но зато, вместо того, чтобы снять квартиру, он привел жену домой к маме и позволил этой жене вести себя, как ей хочется.

Ирочка (Инга Ильм), новоиспеченная жена Олега и невестка Анны, приехала из другого города и училась в университете на биофаке. Ей 19 лет, она сирота и бывшая детдомовка. Но, судя по ее поведению, мне казалось, что она капризная мажорка и дочка богатых родителей, которые позволяли ей все без ограничений. Заявилась ночью в незнакомый дом к незнакомой женщине, не познакомилась нормально, а сразу помчалась в комнату с диким гоготом и поволокла за собой Олега.

На следующий день, проспав до полудня, не заправив постель, вышла полуголая (в одной рубашке Олега) к завтраку, без спроса закурила на кухне при свекрови (ни Анна, ни Олег не курили), схватила трубку запищавшего домашнего телефона и глазами "попросила" свекровь выйти из кухни, потому что звонил Олег.
Даже если девочка воспитывалась в детском доме, она ведь не на Луне жила. Она читала книги, смотрела фильмы, общалась со взрослыми, а не только с ровесниками. Ее окружали люди, неужели все вокруг вели себя именно так?

Такое ее поведение поощрял Олег. И Ирочка воспринимала это, как само собой разумеющееся. Можно приглашать толпу приятелей домой на ночь глядя, орать, громко слушать музыку, беситься, съедать все запасы из холодильника свекрови. При этом не ходить в магазин, не готовить, не мыть посуду и не убирать квартиру. В общем, одно сплошное хамство и неуважение к матери мужа.
Когда Анна спросила Ирочку, почему та позволила Олегу не поставить ее, мать, в известность о свадьбе, невестка равнодушно ответила, что это дело Олега, Олег боится, что мать все испортит и что свекровь любит сына для себя. Да, матери часто ведут себя эгоистично по отношению к своим детям, считая, что это и есть любовь. Но я думаю, не малолетней девочке, которая только-только вошла в семью, говорить подобные слова.
Олег поощрял хамское поведение Ирочки не только тем, что закрывал на него глаза. Его поведение по отношению к матери было не лучше. Как можно приносить цветы жене и не принести матери? Два букета не утянут.
После нескольких ссор с мамой молодые ушли из дома, сын даже не звонил матери, которой было очень одиноко. Через некоторое время Олег и Ира попали в автомобильную аварию.

После автомобильной аварии Ирочка стала "овощем". Кадр из фильма
После автомобильной аварии Ирочка стала "овощем". Кадр из фильма

После аварии Ирочка стала "овощем", Олег привез ее домой к маме. Анне пришлось оставить работу и ухаживать за невесткой. Потому что Олег снова показал свой эгоизм. Анна не позволила бы ему бросить работу, а он и не собирался. "Учти, если она умрет, я тоже умру" - слова Олега, манипуляция чистой воды. Почему бы не нанять сиделку? Олег работает в больнице, а в каждой больнице найдется хорошая добрая санитарка, которая будет ухаживать за больной, как за родной. Но вместо этого Олег манипулирует матерью и взращивает в себе вину за случившееся несчастье.
Еще Олег привел собаку, которую завели молодожены, уйдя от матери. Теперь, помимо невестки, Анне нужно ухаживать и за животным.

Олег заводит любовницу в лице своей начальницы. Точнее, начальница заводит любовника в лице Олега. Поскольку он
слегка сопротивляется. И тут окончательно становится понятно, что Олег ко всей своей инфантильности и эгоизму еще и ведомый. Как теленок. Сначала он был ведом мамой. Потом жена крутила им, а он смотрел влюбленно и позволял ей всё. А теперь любовница тянет, а он идет. Даже на даче во время празднования 20-летия жены, когда Ирочка еще ничего не говорила и не ходила, но уже сидела в инвалидном кресле, всё понимала, видела, слышала, Олег спокойно уходит с праздника по причине "утром рано вставать". А недалеко в лесу его ждет любовница в машине, с которой он и уезжает.

Сосед по даче, проходя мимо Ирочки, говорит тихо: "Ангела убили". Сначала я не поняла, к чему эти слова, ведь Ирочка "ангелом" вовсе не была, скорее, наоборот. Но в повести Олег понимает: Ирочка - его ангел-хранитель и взяла удар на себя. Потому что на ее месте во время аварии должен был сидеть он, Олег. Жена попросила его пересесть. В фильме этих мыслей Олега нет, и приходится либо самому зрителю додуматься, либо прочесть книгу.
А вот саму Анну ее друг Вершинин называет колодцем. Так же, как в колодце нет дна и можно черпать сколько угодно воды, в Анне неисчерпаемый источник милосердия и человечности.

В финале фильма есть трогательный момент. Он в точности такой же, как и в книге. Только в книге собаку зовут Дик, а в фильме просто Собака.

Однажды, в один прекрасный день, именно прекрасный, сухой и солнечный, Анна решила вывести Ирочку на улицу. С собакой.
Она одела Ирочку, застегнула все пуговицы. Вывела на улицу. Дала в руки поводок. А сама вернулась в дом.
Смотрела в окно.
Собака была большая, Ирочка слабая. И неясно, кто у кого на поводке. Собака заметила что-то чрезвычайно её заинтересовавшее, резко рванулась, отчего Ирочка вынуждена была пробежать несколько шагов.
— Дик! — испуганно крикнула Анна, распахнула окно и сильно высунулась.
Собака подняла морду, выискивая среди окон нужное окно.
Анна погрозила ей пальцем. Собака внимательно вглядывалась в угрожающий жест.
Ирочка тоже подняла лицо. Значит, услышала.
Анна видела два обращённых к ней, приподнятых лица — человеческое и собачье. И вдруг поняла: вот её семья. И больше у неё нет никого и ничего. Олега заглотнули вместе с каблуками. Остались эти двое. Они без неё пропадут. И она тоже без них пропадёт. Невозможно ведь быть никому не нужной.
Скриншот
Скриншот
Скриншот
Скриншот
Скриншот
Скриншот

Благодарю вас за внимание!
Ставьте лайки. Подписывайтесь на канал, впереди вас ждут другие интересные статьи!
Комментируйте, высказывайте свои мнения. На критику я могу ответить, но троллей блокирую. Спасибо за понимание.