Найти в Дзене
Шпиц Боня

Все смеялись над “глупым” барсуком, что рыл подвал у школы — пока не начался пожар

Оглавление

Все были уверены: полосатый барсук у школы только пакостит и мешает порядку. Но когда стемнело и запахло пожаром, как раз его «глупая» нора оказалась для нас единственным выходом.

1.«Глупый барсук» — новый сосед у школы

Весной, когда грязь окончательно объявляет победу над снегом, а асфальт у школы начинает походить на тесто для пирога — проминается и пахнет чем‑то одновременно прелым и свежим — в нашем городке случилась по‑настоящему удивительная история. Но, признайтесь, кто всерьёз смотрит на маленьких чудесных зверюшек, если не дети? Мы все — и я в том числе! — часто тоже смеёмся. Так проще. Не обижает, не касается и вроде бы всё вокруг идёт своим чередом.

барсук
барсук

Вот только однажды обычный день выворачивается наизнанку так, что потом и глаз не сомкнёшь, и всё привычное кажется уже не тем.

Первый раз я увидела этого барсука в марте, сразу после того, как рыхлый снег пошёл полосами вода, у самого школьного крыльца.

Бродил он там одиноко — то морду уткнёт в песок, то когтями в землю упрётся и начнёт копать, будто срочно зарыть надо мало ли что.

Дети столпились в кружок, держат дистанцию, но очень уж наблюдают — всё же зверь не пёс дворовый, не кошка. Барсук! Настоящий, как из иллюстраций в учебнике.

Я стояла чуть поодаль, держала Наташу за руку — дочку, третьеклассницу, упрямую, как и я когда‑то. В классе у них эта история даже особым шумом не прошла, учителя только цыкнули раздражённо: не соваться, не трогать, «всё равно глупый зверь свой тоннель до Голландии не прокопает».

— Мам, а он кого-то ищет? — шептала Наташа, дергая меня за пальто.

Я серьёзно задумалась. Мало ли что барсуку надо — весна, проснулся, почувствовал себя хозяином. Или дом свой решил устроить?

На следующий день в расходящихся пятнах солнечного света тот же барсук — сомкнув уши, отважно рыскал у самого фундамента школы. И копал. День за днём, упрямо и — казалось многим — совершенно бессмысленно.

2.Кто смеётся — тот не понимает

Конечно, не обошлось без насмешек.

— Глупый барсук, смешно копает, — хихикала Лизка из 6‑го класса, подглядывая за зверем из окна столовой.

— Да у него мозгов — с напёрсток, разве барсуки в городе живут? — шептал другому парень из спортивной секции.

— Надо прогонять. Нагадит под фундамент — полы провалятся! — обсудили между собой на педсовете учителя, и кто‑то даже предложил вызвать службу отлова.

А зверь днем уходил, а как стемнеет — опять появлялся. Такая вот упрямость.

Одна только Наташа не вслушивалась в смех, а старательно подкладывала у норы листочки салата, собирала острые палочки и щёлкала собой за щёку, будто она тоже «немного барсук».

И всё же иногда мне, самой обижающейся на равнодушие взрослых, тоже казалось: опасно! А вдруг фундамент? А вдруг дети пострадают?

Да и соседка наша, Галина Васильевна, была категорична:

— Чудно, слушайте, ну вот честно. Прижился… Сгребёт грязи — потом никто разгребать не станет. Здесь же школа, а не лес!

Я между делом, в редкие свободные вечера, стала читать: что за нрав у этих барсуков? Оказывается, под землёй они целые города роют, тоннели, запасные выходы. Семьи у них крепкие, дети послушные — но такие звери иногда уходят искать новое место, если опасно или тесно.

А для Наташи барсук стал почти защитником — придёт домой, щёку в ладонь уткнёт:

— Мам, а если его обидят? Я больше в школу не пойду.

Так шли дни. Барсук упрямо копал, взрослые обсуждали и злились, Наташа хитрила и слизывала с губы след сосредоточенности. Каждый вроде бы в своём праве, но ни один — не за сердце ли зацепился «глупый» зверёк в каждом?

Прошло две недели, как будто всё стихло. Приезжала какая‑то машина, скрежетала чем‑то железным, потом уехала. И барсук остался. То ли не нашлось в городе ловцов, то ли его попросту пожалели.

А потом была ночь, когда сухой мусор вспыхнул за школой — плюхнувшийся в бак окурок, щёлкнуло.

Но тогда эту проблему быстро решили: рано утром, холодный воды шланг, сбитое страхом дыхание дежурного — и всё, кажется, под контролем.

Только вечером, когда солнце, как толстое апельсиновое облако, заползло за горизонт, школа в тёмном полумраке вдруг хрипло пискнула сигнализация.

3.Тоннель к спасению

Как потом объяснили, где‑то в старых проводах коротнуло.

Запахло горелым, да так резко, что даже на улице — кинулись бегать, кричать, а в коридоре едко заклубился черный дым. Пламя оказалось у выхода — все туда и ринулись.

Но не все успели.

Я помню то тревожное мелькание света за окном — Наташа замешкалась, книжку искала, а я ругалась, потому что «уже пора домой». Как она оказалась у подвала, даже не помню — только шум, запах дыма, чужие крики.

— Мама! — у меня перебирает дыхание Наташа — дрожит, схватила меня за руку у самой двери в подвал. Туда с ней забежали ещё два мальчишки из её класса, а дверь же — хлоп! — и языки огня трескаются сбоку у полуразвалившейся лестницы.

— «Я боюсь», — говорит, будто взрослых вокруг нет.

— Сиди! — кричу я, чувствуя, что голос дрожит, но надо держать себя — дети ведь.

Вдруг стало страшно!

Все мы стали такими маленькими, как в далёком детстве, когда взрослый мир кажется огромным, а мы — потерянными в нём.

И вдруг — сквозь кашель, сквозь этот дым и рёв тревожной сирены — Наташа вдруг вцепляется мне в рукав и, кажется, перестаёт даже бояться:

— Мам, здесь дует! — на полу, где земля подмыта и плитка сбоку держится еле‑еле, осталась небольшая дырка. Дышит оттуда настоящей прохладой — не дымом, не гарью, а чистым весенним ветром.

Я припала, ладонью провела по бетону — дуло заметно сильнее.

— Сюда! — бросаю мальчишкам, которые замерли, не зная, что и думать.

Лопату, сперва увиденную в темноте, схватила Наташа, а потом мы все вместе руками начали раскидывать землю, вспоминали — как барсук рыл своим носом, когтями, с упрямой надеждой…

Нора, которую дни и ночи выкапывал тот «глупый» зверёк, уходила далеко, под школу и дальше — тоннель оказался широким, но низким, идти приходилось пригибаясь, почти ползком, но ветер звал — значит, где‑то есть выход.

Сначала мальчики, потом я, после Наташа. Позади слышались крики, кто‑то помогал, кто‑то, напротив, боялся — но мы всех вытащили.

На другом конце, у самой опушки леса, — свет. Чистый, резкий, как новая жизнь после долгой зимы…

На минуту я оглянулась — и мне показалось, будто из зелёной тени мелькнула знакомая, полосатая морда.

4.Урок барсука: в сердце каждой норы — надежда

Знаете, редко бывает так ясно: кто вам друг, а кто — просто сосед. Но в тот вечер я, а вместе со мной — все взрослые и дети, поняла: если бы не барсук, если бы не его терпеливая, упрямая нора — не вышли бы мы на волю.

И никто уже не называл его глупым. Сердце оттаяло: вот ведь как бывает — смех застревает где‑то в горле, когда на его месте появляется тихое, настоящее уважение и немного стыда.

Пригласили спустя месяц Наташу в школу — теперь она у них за старшую в кружке «Друзей природы».

Барсук давно ушёл — тоненькая тропа в лесу только и напоминала, что бывает в жизни настоящая удача. Даже Галина Васильевна, вечно недовольная, теперь к зверям с почтением. Время какое‑то враз изменилось: взрослые стали улыбаются чаще, на переменах дети подкармливают воробьёв, старое окно в подвале укрепили.

А я иногда задерживаюсь на этих старых школьных ступенях, щурюсь на солнце и думаю: сколько же ещё чудес прячется за нашими привычками, обидами, суетой…

Только бы не пройти мимо, не рассмеяться — зря.

С тех пор прошло да кто бы считал! Весна, казалось, окончательно победила — клумбы у школы наполнились зелёными стрелками лука, на асфальте круги от велосипедных шин и прилипшая жвачка, пахнущая мятой и надеждой. Каждый день теперь начинался будто немного по-новому — звонче, легче, как дыхание после долгой болезни.

Наташа стала каким-то настоящим мотором для нашего двора — и, надо признать, подтянуться ко всему пришлось даже мне. Дети теперь чуть ли не в очередь становились записаться в «Друзья природы», пусть и в шутку иногда, но с тем заговорщицким огоньком в глазах, который появляется только у тех, кого по-настоящему что-то встряхнуло, удивило, согрело изнутри.

— Пап, а почему взрослые не верят зверям? — однажды вечером спросила меня Наташа, когда мы возвращались домой мимо школы.

Я чуть приостановился, повернулся к ней.

— Не знаю, Наташ. Может, из-за усталости. Или потому что трудно быть глупым, то есть — доверять без доказательств.

Наташа думала, причмокивая губами, и потом выдала:

— Но ведь барсук нам поверил. Значит, и мы должны.

В голове моей путались обрывки мыслей: куда теперь податься бывшему спасителю, не напугал ли его тревожный гул пожарных машин да человеческое беспокойство. Нет, думаю я, барсуки ведь мудрые: если почувствуют — уйдут тихо и незаметно, но, стоит лишь возникнуть уважению или доброму чувству, обязательно вернутся к своим знакомым тропинкам и норе.

В деревне новости расходятся быстро, особенно если кто-то однажды был несправедливо высмеян: баба Валя из второго подъезда теперь рассказывала историю о Барсуке каждому собеседнику — и с такой серьезностью, будто речь шла уже не о зверьке, а чуть ли не о сказочном лесном мудреце.

— Вы бы, ребятки, не смеялись, — ворчит она мальчишкам весной на скамейке, — глядишь, сам барсук потом за вами в беде придёт.

Я же стала замечать: некоторые из родителей не так уж спешат огораживать свои теплицы от ежей и ежат, а учитель физкультуры, раньше гонявший детвору со школьного газона, теперь сам выкладывал кусочки яблок у обочины («Вдруг кто заглянет»). Даже Галина Васильевна, приветливая-то как лужа после дождя, пару раз поймана была за тем, что что-то складывает возле старой норы.

— Да ну, мелочь какая, — отмахивается она, застигнутая врасплох. — Мужик у меня тоже иногда добрее, чем кажется! Стареем, видимо.

Я смотрела, как Наташа возится в школьном садике — она теперь собирала с ребятами какие-то камешки, устраивала на газоне «укромные уголки» для зверьков, сажала подсолнухи. Перемена отразилась даже в самой школе: в коридоре на стене появилась доска благодарности с аккуратно нарисованной мордой барсука, а на ней — короткая надпись:

"Спасибо за спасённые жизни. Такая глупость — рвать тоннели к друг другу."

Я часто останавливалась около этого рисунка. Смотрела — и каждый раз в сердце будто бы перевернётся что-то старое, давнее, тяжёлое. А вместо него — тёплая, лёгкая радость.

Однажды, когда апрельские дожди заливали всё вокруг, я краем глаза заметила: на тропе у школы мелькнула чёрно-белая тень. Мелькнула — и исчезла в зелёном мареве одуванчиков.

Наверное, нам только показалось. Но кто его знает.

И вот теперь, когда приближалась школьная линейка, Наташа торопливо складывала копеечные конфеты и кирпичики сушёного хлеба в коробочку.

— Это вдруг если кто заглянет, мам.

Я улыбнулась:

— Ты думаешь, барсуки умеют возвращаться туда, где их ждут?

— Да! И ещё лучше, чем люди. Потому что не болтают зря.

Всё чаще по вечерам мы сидели втроём: я, Наташа и папа, — у окна, слушали шум дождя и рассказывали друг другу о чудесах недели наравне с бытовыми заботами — кто посуду помыл, кто потерял ключ, кто кого простил.

Прошло немало времени — весна уступила место лету, а там и осень замаячила на пороге. Настроение у всех менялось, да только что-то одно осталось вдруг неизменным: глубокое уважение ко всему живому вокруг.

Теперь, если даже голуби садились неподалёку и чудаковато топтались по школьному двору — никто их не гнал, не размахивал руками. Даже дворник Антипин, которому вечно мешал мусор, теперь ухмылялся в усы и ворчал:

— Ай, живность пусть любит нас, а мы в ответ того!

Я подумала, что, может быть, самой главной переменой было не спасение во время пожара. А как раз — настойчивое, тихое, упёртое копание одного полосатого зверя. Для школы это стало не только уроком, а — чем‑то гораздо большим, что даже не напишешь в школьном расписании.

Мы все меняемся. Только настоящие чудеса случаются тогда, когда перестаём смеяться над глупостью — и начинаем замечать за ней чьё-то старание, заботу, доброе отчаяние.

Возможно, и нам стоит порыть каждый свою маленькую норку до чуда.

Только бы не забыть, что такое дружба — пусть даже с самым, на первый взгляд, нелепым барсуком на свете.

Долгие недели все только смеялись над “глупым” барсуком, что упорно рыл нору под школьным подвалом. Но однажды пожар отрезал детям и учителям путь к спасению — и как раз барсучья нора, пробитая в землю, позволила всем выбраться на свежий воздух. С того дня к зверю и другим обитателям рядом со школой стали относиться с уважением и благодарностью.

А у вас были случаи, когда животные спасали людей?

Подписывайтесь, если вдохновился историей – впереди ещё больше настоящего добра!🐾

Рекомендуем ознакомиться с интересными материалами на канале:

Благодарю вас за ваше внимание. До новых встреч, друзья!