Делится инсайтами и приоткрывает завесу над внутренней кухней популярных франшиз Екатерина Сойак — основатель международных выставок BuyBrand и первопроходец на поле популяризации франчайзинга в России.
Главное о франчайзинге
«Когда мы начали делать выставку BuyBrand в 2003 году, мы поняли, что никто до нас этого не делал в России и, что ещё хуже, никто у нас не знает, что это такое. А это самый удобный инструмент для быстрого развития малого и среднего предпринимательства и это всё же «западный метод ведения бизнеса», — говорит Екатерина.
Поэтому организаторы очень трепетно относятся к проекту BuyBrand, который вырос из «очень забавного» — куда пришла куча народу, но без понимания зачем — до центральной на пространстве СНГ и Европы площадки для продвижения франшиз.
Про западный франчайзинг
Западные компании в рекламе своих франшиз и в отчётах для потенциальных франчайзи максимально пытаются уйти от конкретных цифр (по окупаемости, прибыли и т. п.), чтобы не брать на себя какие-либо обязательства.
«Они юлить будут как угодно, не потому что они нечестные, а потому, что франчайзи должен понимать, что покупка франшизы — это не 100-процентная гарантия успеха. Российские предприниматели уже тоже это понимают. Если ты не будешь сам работать на свой бизнес и не будешь соблюдать стандарты, и условный макдональдс можно “завалить”».
Про российский франчайзинг
По наблюдениям Екатерины, рынок франшиз в РФ делится на три части
Первая состоит из тех, кто максимально честно и прозрачно показывает свои цифры — как положительные, так и отрицательные. Чтобы дать понять потенциальному франчайзи, что успех бизнеса всё же во многом зависит от него самого, а также от внешних факторов, которые приводят к определённым колебаниям.
«В нашей стране жить не скучно: у нас то одно, то другое, и когда это одно и другое случается, цифры могут поползти».
Есть другая категория франчайзеров — те, кто цифры не показывает принципиально. Большинство из них — выходцы из западных компаний. Их стратегия не говорит о желании обмануть, они просто испытывают оправданные опасения на тот счёт, что партнёр может не выйти на те или иные показатели, а потом обвинить франчайзера в обмане.
Третья группа франчайзеров выдаёт удивительно высокие цифры.
«Настолько удивительно, что просто смешно иногда смотреть эти финансовые модели. Откуда берутся эти цифры, как они их показывают… я просто диву даюсь», — говорит Екатерина после 25-летнего опыта работы и экспертизы в сфере франчайзинга.
Что самое обидное, признаёт эксперт, потенциальные франчайзи этим цифрам верят, покупают франшизу, а потом «начинается “упс”».
Про фильтр для скамов и избежание «упсов»
Мошеннические франшизы и франшизы-пустышки активно пытаются пробраться на международные площадки для продвижения, в том числе на выставки BuyBrand. Компания-организатор (EMTG) в качестве самого большого и главного фильтра выставила цену на участие.
«Это важный фактор, не потому что мы жадные, а потому что, во-первых, мы делаем качественное мероприятие, а во-вторых, что ещё более важно, если у франчайзера нет маркетингового бюджета, от слова совсем, то это беда. Им в принципе нельзя категорически продавать франшизу», — уверена Екатерина Сойак.
Иными словами, организатор качественных выставок всегда отсеивает недобросовестных или безнадёжных франчайзеров на входе. А из тех, кто прошёл отбор, должен уже осознанно выбирать подходящего ему партнёра сам посетитель. В помощь ему на BuyBrand параллельно с экспозицией проходят обучающие семинары, мастер-классы и сессии, кроме того, презентуется ежегодный рейтинг франшиз, формирующийся на основе особого авторского алгоритма.
Заключение
На предстоящей выставке, которая пройдёт в Москве с 1 по 3 октября, для начинающих франчайзи будет работать консультационный центр с экспертами в финансовых, юридических, налоговых и арендных вопросах.
Посмотреть программу BuyBrand и забронировать билет можно здесь.
Актуальные новости индустрии публикуются в телеграм-канале первого и единственного в России специализированного СМИ о франчайзинге Buybrand.ru
BuyBrand в VK