Как снять жильё в Сербии?
Элементарно!
Нужно только запомнить четыре основные правила (хотя их может быть и больше):
Не доверять поиск вариантов русским «риелторам» и всяческим «помогаторам» (ничего хорошего они вам не предложат, потому что сами «подъедают крошки» оставшиеся после местных риэлтерских агентств. Уж хорошие варианты сербские риелторы приберегут для себя, не прибегая к помощи «понаехов»);
Не доверять поиск вариантов знакомым/малознакомым сербам (оно им нафиг не нужно, хотя быстро найти массу подходящих вариантов они могут обещать);
Не снимать жильё рядом с работающими кафанами и мелкими забегаловками, готовящими сербский роштиль (гарь от печей отравит вам жизнь в прямом и переносном смысле);
И даже не обращать внимания на объявления о сдаче вторичного жилья времён развитой Югославии (подробнее об этом ниже).
Приведу пример из личного опыта.
Вариант аренды мы рассматривали, ещё будучи в России. Новая трёхкомнатная квартира в неплохом районе города. Владелец обещал к нашему приезду полностью обставить и подключить интернет.
Во многом это и определило наш выбор в пользу этого города.
По приезде связались с хозяином и договорились о встрече.
Но с порога оказалось, что не так всё просто.
Встретил нас не владелец, а его приятель, который ещё до осмотра заявил, что предварительные договорённости по поводу помесячной оплаты аннулируются, так как хозяин успел передумать, поэтому если мы хотим арендовать эту квартиру, то нужно оплатить за полгода вперёд.
Из обстановки в квартире была только двуспальная кровать, холодильник и кухонный стол, а также обещания скорой покупки стиральной машины. Остальное предлагалось покупать самим, причём в стоимость квартплаты это не входило.
Интернет, разумеется, тоже нужно было подключать самим.
Всё это нас не устроило, поэтому мы вежливо попрощались и отбыли восвояси.
Впоследствии мы узнали, что эту квартиру всё-таки сдали русской семье, которые ожидали вызова от родственников их Германии с помесячной оплатой.
Нужно было предпринять что-то другое. Не век же сидеть в апартаментах. Нашли сайт по операциям с недвижимостью, накупили кипу местных газет, сим-карту и начали искать варианты, обзванивая потенциальных арендодателей. И сразу столкнулись с двумя проблемами: во-первых, языковой барьер (находясь первую неделю в стране, сербского мы не знали, а английским наши собеседники владели на очень примитивном уровне), а во-вторых, узнав, что с нами будут жить ещё две кошки, собеседники просто сразу отказывали. Стало как-то грустновато.
Но грустили мы недолго. Буквально на следующий день с нами связалась наша соотечественница, которая представилась риелтором. С её слов, она жила в городе уже больше десяти лет, знала его как свои пять пальцев, и пообещала помочь с поисками жилья. Разумеется, не из любви к ближнему своему, и не желании поддержать земляков, а за какие-то жалкие 50% от суммы будущей сделки. Делать было нечего, и мы согласились.
«Помогатор» оказалась на редкость ушлой бабёнкой и резво взялась за дело, с ходу вывалив не менее десяти различных вариантов. Правда, при ближайшем рассмотрении все они оказались «пустышкой». То жильё уже было сдано, то не пускали с животными, то цокольный этаж старого дома, а то и откровенный сарай.
Всё это нам не подходило, но Зина руки не опускала, клятвенно пообещав решить наш вопрос. Но время шло, а ничего подходящего не находилось.
Каждый день Зина звонила и торжествующе объявляла, что нашла подходящий вариант и приглашала «на смотрины», но опять было мимо. Примечательно, но наша соотечественница, с её слов прожившая в небольшом городе более десяти лет, даже по центру, состоящим из пары параллельных улиц, передвигалась с помощью навигатора.
Эти бесполезные телодвижения начали утомлять.
Видя наше настроение, запал у Зины угас, но терять потенциальные деньги не хотелось, и однажды она позвонила сказав, что нашла, то что нужно. Главное – не упустить.
Не особо-то уже ей и веря, мы пошли на очередной обзор.
Посмотрели. Большая двухкомнатная квартира с кухонной техникой, телевизором, подключенным интернетом, стиральной машиной и холодильником на втором этаже пятиэтажного жилого дома в районе клинического центра. Из мебели пара шкафов, доверху заваленных хозяйскими вещами, стол со стульями и два вылинявших, в грязных подтёках дивана.
Санджа, так преставилась хозяйка, была только рада дорогим гостям и совсем не возражала против наших кошек.
- Только за кошек надо «накинуть» 50 Евро, - застенчиво сказала она, - Мало-ли, вдруг испортят здесь чего-нибудь.
Посмотрев вокруг, я резонно заметил, что портить здесь особенно нечего. Старую мебель что ли?
- К тому же у неё трое детей! – видя наши сомнения, горячо зашептала мне в ухо Зина, - И платить «коммунальные» вы будете с хорошей скидкой.
Оставались ещё два вопроса. Первый – а на чём спать? Старые диваны были в таком состоянии, что на них даже присаживаться не хотелось. И второй – где хранить свои вещи. Шкафы были завалены старым хозяйским хламом под завязку.
Но хозяйка быстро успокоила. Кровать, да и любую на наше усмотрение мебель, мы могли купить в мебельном магазине в счёт квартплаты, а вещи пообещала вывезти в ближайшее время.
На том и порешили.
Смущал договор, составленный сроком на полгода, один из пунктов которого гласил, что нам не возвращалась залоговая сумма, если мы съедем раньше. Но хозяйка казалась такой славной женщиной, а все условия оговорены, что в конечном итоге мы его подписали, договорившись на завтра встретиться в полиции для получения «белого картона»
На следующий день стоя перед закрытой дверью в ожидании инспектора Санджа преданно глядя мне в глаза, что-то радостно пролопотала.
- Она говорит, что вы ей так понравились, что она освобождает вас от уплаты коммунальных услуг за первый месяц проживания, - услужливо перевела Зина, присутствующая здесь же в качестве толмача.
И несмотря на мои возражения, хозяйка всё-таки настояла на своём.
Приятно, чёрт возьми!
(Конечно, в начале следующего месяца Санджа торжественно вручила нам квитанции. Мы не возражали, всё-таки светом, газом и водой пользовались, но я напомнил хозяйке о данном ею обещании. Округлив глаза, Санджа сразу заявила, что даже не понимает о чём идёт речь, и вообще не понимает мой ломаный сербский, на тот момент состоящий из мешанины сербских, английских и русских слов.)
…На следующий день после заезда в квартиру мы на такси поехали в мебельный магазин выбирать кровать. Обычную двуспальную, средней ценовой категории. Выбрали, но прежде чем оплачивать, написали хозяйке сообщение, дабы уточнить наши договорённости.
После некоторого наряженного молчания, та ответила, что пока не готова возмещать нам её стоимость, советовала купить, а уж потом, когда-нибудь...
Это нам совершенно не понравилось, но не съезжать же. Деньги за месяц вперёд, как и залог уплачены, ещё вещи даже не разобрали.
Пришлось реанимировать один из диванов. Так как в химчистке нам отказали, сказав, что клиентов на дому не обслуживают, контактов клининговых агентств не было, чистить диван пришлось приобретённой химией самим. Второй пока просто накрыли купленным пледом, оставив чистку на потом.
А неудобства только начинались.
Осматривали-то мы прохладную, нетопленную квартиру, в которой запахи не ощущались, а при включённом отоплении залежи старых хозяйских тряпок из шкафов так завоняли квартиру, что срочно пришлось покупать освежители воздуха, а щели в шкафах заклеивать скотчем. Прошёл месяц, а Санджа не торопилась их вывозить, ссылаясь на занятость и отсутствие свободного места.
Поэтому хранилищем наших вещей пока так и оставались чемоданы.
В совмещённой с туалетом душевой, стены и потолок немедленно покрыла невесть откуда взявшаяся чёрная плесень, из отвратительно установленных пластиковых окон нещадно сквозило, холодильник работал, пожирая электричество и не давая холода. Вдобавок ещё живущая этажом выше «тихонькая старушка – божий одуванчик», как охарактеризовала её Санджа, топала целыми днями так, словно вместо тапочек носила на ногах кирпичи.
Конечно, сейчас можно резонно спросить: «Как вы смотрели, когда заселялись?»
Отвечу вопросом на вопрос: «Как это всё можно было сразу увидеть?»
Последней каплей, переполнившей чашу нашего терпения стало весьма оригинальное сообщение от хозяйки перед Новым годом: «Поздравляю вас с праздником, - по-сербски написала она, - Когда прийти за деньгами за следующий месяц?»
На моё замечание, что заселились-то мы двенадцатого декабря, она непонимающе ответствовала, мол, следующий месяц с первого числа начинается, и на этом считала вопрос закрытым.
Твёрдо решив сменить место жительства, мы вновь позвонили Зине (одного раза, похоже, было недостаточно), но она, сославшись на занятость, ничем помочь не пожелала. Тогда мы обратились к местным сербам, с которыми успели познакомиться. Несколько человек охотно пообещали помочь решить нашу проблему в кратчайшие сроки, но кажется, никто из них даже пальцем не пошевелил.
В конце концов, через две недели мы самостоятельно нашли хорошую квартиру и отправили Сандже сообщение, что съезжаем.
Вместо хозяйки через несколько минут нам позвонила Зина и срывающимся голосом устроила форменную бабью истерику.
- Вы меня подставили! – чуть не визжала она в трубку, - Вы обязаны там прожить не меньше полгода!
(Это вкратце. Просто передаю смысл достаточно длинной тирады)
- Нет! – умудрился я вклиниться в её вопль в тот момент, когда он переводила дыхание, - Мы не обязаны! Мы можем выехать, когда угодно, только нам не возвращают залог! И жить в этом хлеву мы больше не собираемся!
- Как хотите разбирайтесь, только не впутывайте меня! – взвизгнула Зина.
- Да никто тебя и не впутывает! Это наши с хозяйкой дела! – не выдержав, рявкнул я, - Ты-то чего лезешь!
Но этой фразы Зина уже не слышала, нажав клавишу отбоя.
Ещё раз написав сообщение Сандже о том, что нам необходимо встретиться и урегулировать недоразумения, я его отправил и стал ждать ответа, который пришел очень скоро.
В нём хозяйка написала, что собирается обратиться с заявлением в полицию.
Стало даже интересно.
Как бы не хотелось мне продолжения развлечения, всё же по настоянию супруги я отправил горе-хозяйке сообщение, в котором посоветовал хорошенько подумать о своих последующих решениях. В нём я написал, что она пытается связаться с двумя квалифицированными юристами, один из которых по роду деятельности имеет опыт многочисленных выходов в суды различных инстанций с хозяйственными и имущественными спорами, без единого проигрыша (что было чистой правдой).
И в последний раз предложил разрешить конфликт миром.
Ответное сообщение пришло ещё быстрее.
В нём Санджа согласилась на мировую и уточняла время, когда можно приехать за ключами.
Вечером мы встретились
Санджа в качестве тяжёлой артиллерии зачем-то привела с собой пьяного старого отца, который всенепременнейше захотел «добавить» с русскими, принеся с собой бутылку «Столичной» и был немало удивлён, услышав категорический отказ.
Сдав квартиру и ключи, мы расстались может и не добрыми приятелями, но весьма в хороших отношениях. Правда, впоследствии наши пути никогда не пересекались.