Найти в Дзене

Журналистика в машине времени: 1980—90-е

У журналистов-второкурсников Мурманского арктического университета есть машина времени... в какие годы они отправятся, чтобы стать профессионалами? Спросим у них! Если бы я могла выбрать время для обучения журналистике, я бы остановилась на второй половине 1980-х годов. Эпоха Перестройки и Гласности представляется исключительным периодом для профессионального становления. Его уникальность определялась резким контрастом: мгновенный переход от цензуры к свободе слова поставил задачу фундаментального пересмотра основ профессии. Главной особенностью стало стремительное устаревание прежних концепций. Учебные программы требовали немедленного пересмотра: курсы по истории партийной печати уступали место анализу рассекреченных архивов и обсуждению запретных тем – сталинских репрессий, системного кризиса, экономического дефицита. Эта трансформация происходила при активном участии самих преподавателей, которые десятилетиями работали в условиях жесткой цензуры, и вдруг сами адаптировались к новой
Оглавление

У журналистов-второкурсников Мурманского арктического университета есть машина времени... в какие годы они отправятся, чтобы стать профессионалами? Спросим у них!

Дарина Гайнулина

Если бы я могла выбрать время для обучения журналистике, я бы остановилась на второй половине 1980-х годов. Эпоха Перестройки и Гласности представляется исключительным периодом для профессионального становления. Его уникальность определялась резким контрастом: мгновенный переход от цензуры к свободе слова поставил задачу фундаментального пересмотра основ профессии.

Главной особенностью стало стремительное устаревание прежних концепций. Учебные программы требовали немедленного пересмотра: курсы по истории партийной печати уступали место анализу рассекреченных архивов и обсуждению запретных тем – сталинских репрессий, системного кризиса, экономического дефицита. Эта трансформация происходила при активном участии самих преподавателей, которые десятилетиями работали в условиях жесткой цензуры, и вдруг сами адаптировались к новой свободе.

В эпоху Перестройки стало уделяться больше внимания практической подготовке студентов. Увеличилось количество часов, отводимых на практику в редакциях, а также стали проводиться мастер-классы с участием практикующих журналистов. Учебный процесс включал в себя и сложные вопросы профессиональной этики, возникшие в условиях внезапной свободы: границы дозволенного, ответственность за слово.

Техническая оснащённость оставалась скромной (пишущие машинки, ротапринты), но эта простота концентрировала внимание на фундаментальных навыках: глубоком сборе и проверке фактов, искусстве интервью, ясном изложении.

Обучение журналистике в тот период было уникальным опытом непосредственного участия в историческом переломе. Именно глубокая вовлечённость в трансформацию медиа и общества, требующая быстрого осмысления этических и профессиональных вызовов, привлекает меня в том времени.

Дарья Гущина

Изучив все временные периоды развития журналистики, я обратила своё внимание на 90-е годы — время трансформации системы СМИ. Я долго думала, почему именно этот период меня так привлекает для обучения...

-2

Возможно, меня заинтересовала отмена цензуры и свобода прессы, создавшие новые возможности для обучения журналистов, которые начали осваивать принципы независимой журналистики. Может быть, меня зацепило развитие профессии, например, оживление расследовательской журналистики или внедрение обучения компьютерной грамотности, основы работы с Интернетом и новыми медиаформатами? Каково это было — перейти на новый уровень технологий? Разве это не интересно?

Образовательные учреждения начали разрабатывать новые программы, которые включали современные подходы к журналистике. Появлялось всё больше профессий, которые когда-то казались чем-то нереальным: медиасоциолог, медиапсихолог, интернет-журналист.

Но что мне понравилось больше всего, так это появление специалиста по рекламе и PR. Любопытно переместиться во времена, когда только начинали обучать этой специальности. Что-то новое и неизведанное.

Так вот, возвращаясь к вопросу, почему бы всё-таки я хотела учиться в этот период, я ответила себе: «Кажется, абсолютно каждый там получал уникальный опыт, изучая журналистику в эпоху перемен».

Полина Мурашова

Если бы мне выпала возможность выбирать эпоху и место для обучения журналистике, я выбрала бы Россию 90-х годов. Это было уникальное время, когда наша профессия переживала настоящую революцию. После десятилетий жесткого контроля над словом наступила эпоха свободы, и пресса впервые за долгие годы могла говорить правду без страха. Отмена цензуры открыла двери для смелых репортажей о реальных проблемах страны, будь то экономический кризис, преступность или политические перемены.

-3

Информационное пространство стремительно менялось — появлялись десятки новых газет, журналов и телеканалов, предлагающих свежий взгляд на события. Спрос на журналистские кадры был огромным, и даже начинающий автор или студент мог найти работу в развивающейся редакции. В отличие от прежних времен, когда путь в профессию был строго регламентирован, теперь ценились оперативность, смелость и талант.

В этот период ярко проявилась репортажная и расследовательская журналистика. Журналисты не просто освещали события — они влияли на них, вскрывая коррупционные схемы, рассказывая о криминальных войнах. Рискованные расследования, острые публикации — всё это требовало не только высококлассных профессиональных навыков, но и личного мужества. Молодые репортёры учились в полевых условиях, перенимая опыт у старших коллег и осваивая методы работы с информацией в условиях, когда правду приходилось добывать с трудом.

Конечно, это было время нестабильности и хаоса. Но именно такие условия становились лучшей школой для журналиста, закаляя характер молодых специалистов и развивая их профессиональные качества. Журналистика в 90-х — это не просто профессия, а призвание, требующее готовности идти на риск ради правды. Именно поэтому, если бы у меня был выбор, я бы хотела учиться и начинать свой путь в этой профессии тогда — в сложной, но невероятно свободной России 90-х.

Арина Пышкина

Если бы мне представилась возможность изучать журналистику в любой исторический период, мой выбор пал бы на 1990-е годы — время, когда рухнули старые правила и родился новый информационный мир. Это была эпоха свободы, риска и невероятных возможностей.

-4

Свобода слова как революция – после советской цензуры журналистика стала взрывной, дерзкой и экспериментальной. Хотелось бы участвовать в начале нового пути: искать новые форматы, поэтому возникали новые газеты, журналы, радиостанции и первые телеканалы. Было множество возможностей для старта — студенты могли попасть в перспективные проекты, пройдя практику в редакциях и работая в студиях.

90-е предлагали бесконечные материалы для репортажей: бандитские разборки, первые демократические выборы, новые субкультуры. Только представьте: вы берете интервью у панков, эмо, байкеров. А уже через пару лет ваши программы на ТВ будут вызывать интерес у аудитории: вы ездите на байке, держите кресты с готами или сидите в палатке с новыми хиппи. Журналисты смело брали интервью у политиков, вели расследования и влияли на общественное мнение.

Технологический прорыв — компьютеры, цифровые технологии. Учиться в этот момент означало стать частью переходного поколения, которое понимает и старую, и новую школу.

Идеальным местом для обучения был бы любой вуз, где опыт старой школы сочетался с новым временем. В этих стенах учились будущие звезды российской журналистики. Появляются новые профессии 90-х: интернет-журналист, медиадизайнер, медиасоциолог, медиапсихолог, специалист по рекламе и PR.

1990-е — это время, когда журналистика не боялась влияния денег, а значит, была по-настоящему живой.

_____

Студенты-авторы являются членами Арктического медиаклуба >>