В свое время мной было прочитано много книг о Сталине, Хрущеве, Брежневе, Горбачеве.
Но почему-то до настоящего времени не доводилось читать о Николае Викторовиче Подгорном.
Из материалов в сети интернет можно узнать, что на Пленуме КЦ КПСС в 1964-ом году он стал одним из ведущих организаторов смещения Хрущева.
Годом раньше Никита Сергеевич произнес такие слова: «Вот товарищ Подгорный. Мы его вытащили в Москву на большую должность, а он, как был сахарным инженером, так им и остался».
Еще один значимый штрих к портрету Подгорного был сделан Николаем Михайловичем Долгополовым – историком -документалистом, работавшим с внешней разведкой СССР: «Подгорный возил вместе с собой на визиты, конечно, в отдельном самолете, персональную корову, одаривавшую его любимым молочком».
Однако, не это – главное.
В контексте этой статьи Н. В. Подгорный примечателен тем, что в 1968-ом году 15 августа по Указу Президиума Верховного Совета СССР (председателем президиума Верховного Совета в то время и был Н. В. Подгорный) немецкому осведомителю Вере Воронцовой ВМН заменили на 15-летний срок.
Что известно о Вере Воронцовой
Когда фашисты оккупировали Гатчину, многие местные всячески пытались содействовать, помогать избавить родную землю от врага.
Среди героев были и комсомольцы-подпольщики, о которых позднее собирали информацию журналисты и корреспонденты газеты «Гатчинская правда» в 1961-ом году.
Работать подпольщикам было невероятно тяжело, тем более что немцы на Гатчинской земле обосновали школу абвера (орган военной разведки и контрразведки Германии).
Возможно, нашим комсомольцам удалось бы выжить, если бы не сдала их немцам продажная душонка, неприметная мелкая воровка в поношенном платочке.
События 1942-ого года
Комсомольцы помогали военнопленным, организовывали скрытно передачу продуктов, пытались доводить до пленных красноармейцев информацию о положении дел на фронте, а также, когда это было возможно, организовывали побег из концлагеря.
Журналисты установили их имена: Екатерина Шилова, Евдокия Потапова, Борис Мавринский, Александров, и еще много других геройских имен, навеки вписанных в летопись борьбы с фашизмом.
Однажды ребята готовили побег целой группе военнопленных. Оружие решили захватить у охранников (лагерных часовых), а далее всей группой вместе уйти в лес к партизанам в Вырицы (поселок в Ленинградской области).
Операция не удалась.
Из-за доноса предателя фашисты арестовали 25 человек.
Чтобы получить важные для них сведения, пойманных два дня изощренно пытали.
Никто из 25 подпольщиков не выдал партизан, связных и контактных людей из концлагеря. Местный парк с красивым названием «Сильвия» стал место приговора и его исполнения – живых не оставили.
Выйти на след предателя удалось после того, как после освобождения Гатчинской земли от фашистов было обнаружен текст доклада штурмбанфюрера СС Зигфрида Зейделя вышестоящему руководству.
В документе, в частности, говорилось, что «группа гатчинских подпольщиков арестована, благодаря женщине по имени Вера».
Оказалось, что местная жительница была задержана за мелкую ую кражу, и по предложению жандармов изъявила согласие на сотрудничество с немцами.
Кроме того, в материалах дела под названием «Тейлькоммандо», которое полицаи завели 19 июня 1942-ого года, сохранились материалы допроса одного из следователей по фамилии Мюллер.
Там указано, что «Фрау Вера Воронцова рассказала все, что ей известно о молодежном подполье».
Согласно материалам дела, женщину задержали за кражу белья и одежды, после чего она согласилась войти в доверие к жителям Гатчины, выведывать у них все, что касается борьбы с фашистами, и работать информатором.
В результате своей деятельности Вере удалось собрать много материалов, касающихся советской молодежи города.
В частности, она сообщила фашистам о деятельности Максимкова Ивана, а также месте его пребывания, указав, что именно он занимается подбором, агитацией людей и созданием партизанских групп.
Кроме того, Вера указала на место, где находится предполагаемый партизанский лагерь. Следующим в ее списке значился Сергей Степанов из Мариенбурга, а за ним – остальные комсомольцы.
Предательницу разыскивает КГБ
Поиск Веры Воронцовой возобновили сотрудники ленинградского комитета госбезопасности, спустя 19 лет.
Следователи предположили, что преступница наверняка не оставит свой промысел в мирное время (была поймана за кражу – судя по материалам фашистов), и может снова отбывать наказание в тюрьме.
По запросу МВД выяснили, что Вера Воронцова, проживающая во время оккупации в Гатчине, можно сказать потомственная воровка, отбывает наказание в зоне, и на момент запроса содержалась в колонии Лиепаи (юго-западная часть Латвии).
Это была ее шестая по счету «ходка».
По ходатайству МВД осужденная была переведена в Ленинград. Отовсюду, где отбывала наказание, на нее были получены отрицательные характеристики.
Сотрудникам КГБ она сразу сообщила, что работала тайным осведомителям гестапо. В ее задачу входило выявление имен и мест нахождения партизан и сочувствующих им жителей, и передача информации в местную комендатуру.
Немцам рассказывала не только о том, что ей известно доподлинно, но даже и о подозрениях.
Прямой свидетель по делу Иван Кузьмин тоже был найден чекистами после войны.
Он рассказал, что в 42-ом году, когда он, будучи 12-летним ребенком, содержался в немецких застенках, был свидетелем того, что Воронцова приходила к Максимкову в тюрьму.
Однако, он не пожелал разговаривать с ней, называя воровку предательницей.
Судили виновную открытым судом, в ноябре 1967-ого года.
- Слушателей было настолько много, что местный Дом культуры не вместил их всех, а потому многие следили за происходящим в зале суда, находясь на улице.
В местной газете журналисты публиковали информацию о данном процессе.
Чекисты разрешили корреспонденту встретиться с подсудимой и задать несколько вопросов.
Шустрая старушка
Перед ним предстала разговорчивая, шустрая старушка, повязанная деревенским платком. Ее мало волновали сломанные судьбы по ее доносу людей, но она в подробностях рассказал, как поймалась тогда на том, что украла пальто.
Пришлось в краже признаться и дать согласие на сотрудничество с немцами. Когда фашисты отступали из Гатчины под натиском Красной Армии, она ушла вместе с гитлеровцами.
И это ещё не всё.
Свою предательскую работу Воронцова продолжила в Вильнюсе, помогала ловить партизан.
По окончании войны так и осталась в Вильнюсе – благо, никто не знал там о ее прежней работе.
На свободе находилась за все прошедшее время около восьми месяцев, остальное – в колониях, где она отбывала наказание по всё тем же статьям за кражи.
Более того, Воронцова делилась с корреспондентом своими переживаниями и «интересными событиями» из блатной жизни.
По мере продолжения следствия свидетелей ее преступлений находилось все больше и больше.
Судья получал много писем с мест Гатчины, от бывших партизан, от местных жителей, на чьих глазах происходили те самые события, когда гестапо отлавливало подпольщиков.
Люди, пытавшиеся дать какие-то подробности о тех событиях просили суд приговорить Воронцову к ВМН.
И суд назначил старушке Воронцовой высшую меру наказания. Зал облегченно вздохнул.
Но преступница не привыкла сдаваться рано.
Она отправила просьбу о помиловании в Москву, и ее ходатайство удовлетворил своим Указом Президиум Верховного совета СССР (тот самый Указ, о котором шла речь в начале статьи).
Приговор был заменен 15-ю годами тюрьмы, хотя по ее наводке гестапо смогло арестовать несколько десятков идейных, самых настоящих патриотов своей страны.
Памятную стеллу с именами Героев, установили в Гатчине, спустя 2 месяца после завершения процесса.
Там покоятся комсомольцы, преданные помилованной Верой Воронцовой.
Поддержите канал - нажмите "подписаться"👍
Это очень поможет выходу новых публикаций и продвижению канала✔
Использованы фото из открытых источников