Я как-то уже писал об этом - у меня есть два знакомых кадровика на крупных промышленных предприятиях. В своё время они принимали меня на работу и мы с ними в дальнейшем трудились в одних компаниях. Теперь же они, переломав в себе изначальные стереотипы, перешли на производство, где чувствуют себя очень неплохо. Правда, с одной оговоркой - очень трудно найти даже простых рабочих, не говоря уже о специалистах.
При том, что Балтийские верфи, Кировский завод и другие предприятия предлагают полный набор соцобеспечения, вплоть до общежития. Неквалифицированному рабочему сразу готовы дать 60 000 руб, спецу - 200 000. Но нет. Специалистов нет - это понятно, никто из молодёжи не хочет идти учиться на токаря, ибо сразу потеряет уважение и вес среди сверстников. Нонче ж модно быть менеджером или юристом.
Что же касается рабочих, то юноши предпочитают стать "баристами" и разливать лавандовый раф, нежели пачкать руки у станка за те же деньги.
Впрочем, проблема не нова и в Америке также актуальна. Об этом пишет NYT:
"Обещание президента Трампа возродить американское производство наталкивается на непреодолимое препятствие — реальность, в которой миолодёжь не идёт работать на заводы.
Число рабочих, которые могут и хотят выполнять задачи на фабриках в Соединенных Штатах, сокращается. Поскольку бэби-бумеры выходят на пенсию, мало кто из молодежи выстраивается в очередь, чтобы занять их место. По данным Бюро статистики труда, в настоящее время около 400 000 рабочих мест на производстве остаются незанятыми — дефицит, который, несомненно, будет расти, если компании будут вынуждены меньше полагаться на производство за рубежом и строить больше заводов в Соединенных Штатах, говорят эксперты.
Трудности с привлечением и удержанием качественной рабочей силы неизменно упоминаются американскими производителями как «главная основная проблема» с 2017 года, сказала Виктория Блум, главный экономист Национальной ассоциации производителей, которая выпускает ежеквартальный обзор. Только недавно эта проблема скатилась вниз в списке проблем , уступив место неопределенности, связанной с торговлей, и росту стоимости сырья из-за тарифов, сказала г-жа Блум.
Однако нехватка квалифицированных рабочих остается долгосрочной проблемой, считает Рон Хетрик, экономист из Lightcast, компании, которая предоставляет данные о рабочей силе университетам и промышленности.
«Мы потратили три поколения, говоря всем, что если они не пошли в колледж, то они неудачники», — сказал он. «Теперь мы за это расплачиваемся. Нам все еще нужно, чтобы люди использовали свои руки».
Проблемы с наймом персонала, с которыми сталкиваются американские фабрики, многогранны.
Репрессии президента в отношении иммиграции, в том числе попытки отменить меры защиты от депортации для мигрантов из неблагополучных стран, могут привести к потере работников, которые могли бы занять эти рабочие места.
Многие американцы не заинтересованы в работе на фабриках, поскольку она считается непрестижной.
Для некоторых компаний сохранение глобальной конкурентоспособности подразумевает использование сложного оборудования, требующего от сотрудников обширной подготовки и знакомства с программным обеспечением. И работодатели не могут просто нанимать людей сразу после окончания средней школы, не предоставляя им специализированных программ обучения, чтобы они могли быстро освоиться. В расцвет американского производства это было не так.
Привлечение мотивированной молодежи к карьере в сфере производства также является сложной задачей, поскольку школьные консультанты по профориентации все еще оцениваются по тому, сколько учеников поступают в колледж.
С другой стороны, выпускники колледжей часто не обладают необходимыми навыками для успешной работы на заводе.
По словам г-на Хетрика, страна переполнена выпускниками колледжей, которые не могут найти работу, соответствующую их образованию, и не хватает квалифицированных рабочих для заполнения существующих вакансий, не говоря уже о рабочих местах, которые будут созданы, если в Соединенных Штатах будет построено больше заводов.
«На каждые 20 вакансий, которые у нас есть, сейчас приходится один квалифицированный кандидат», — сказал Дэвид Гитлин, председатель и главный исполнительный директор Carrier Global, которая производит кондиционеры и печи, а также обслуживает отопительное и охлаждающее оборудование.
В апреле министр финансов Скотт Бессент вызвал гнев многих федеральных служащих, когда предположил, что американские фабрики могли бы получить необходимую им рабочую силу из рядов уволенных государственных служащих. «Мы избавляемся от избыточной рабочей силы в федеральном правительстве», — сказал он Такеру Карлсону, бывшему ведущему Fox News. «Это даст нам рабочую силу, необходимую для нового производства».
Но тема набора уволенных федеральных служащих так и не была поднята на мероприятии «Круглый стол». Вместо этого участники говорили об усилиях по обучению старшеклассников и ветеранов.
Блейк Морет, председатель и главный исполнительный директор Rockwell Automation, компании из Милуоки, специализирующейся на автоматизации технологических процессов, сообщил, что его компания создала академию передового производства, которая в течение 12 недель обучала возвращающихся военнослужащих.
Сара Армбрустер, генеральный директор компании Steelcase из Гранд-Рапидс, штат Мичиган, которая занимается проектированием мебели, заявила, что предприятиям следует начать набор сотрудников еще в старших классах, чтобы информировать учащихся и их родителей о том, насколько перспективной может быть карьера в сфере производства.
Она добавила, что студенты часто меняют свое мнение о карьере в сфере производства, когда посещают цеха компании и видят, что современный завод чистый, высокотехнологичный и «крутой».
«Когда у них наступает такой момент, это действительно меняет все с точки зрения открытия новых возможностей в их карьере», — сказала она.