Если бы у студентов-журналистов 2-го курса Мурманского арктического университета сегодня оказалась машина времени, в какую эпоху они бы отправились, чтобы обучаться своей профессии?
Иван Чернышёв
В какой период ХХ века я бы хотел учиться на журналиста? Если так подумать, вопрос весьма интересный и одновременно очень сложный. С начала по середину ХХ века наша родина вместе с Европой умылась кровью в период, когда мировые лидеры посчитали, что им недостаточно денег и средств на развитие своих стран и кошельков. Зная подробности, через что прошла немалая часть наших предков 20 лет спустя, когда началась Великая Отечественная, я хочу сказать, что предпочёл бы учиться на журналиста в эпоху Хрущёвской оттепели 1950–60-х.
А почему именно при Хрущёве? Ответом будет факт отсутствия следующих больших войн, в которых Советский Союз примет прямое участие. Банально безопаснее. Однако это если мне сейчас никто не скажет про Афганистан.
Зная историю с 1950 по 1980 годы, подумаем, о чём мы могли бы писать в советской прессе?
Война бывших колоний за независимость. Я, будучи журналистом, мог бы рассказывать о гражданской войне во Вьетнаме (первая война, после которой человечеству открыли такое явление, как ПТСР), освободительных войнах за независимость бывших британских и французских колоний в Африке.
Космическая гонка СССР и США. Конец 50-х – начало 60-х. Мы помним, как минимум, о легендарных собаках-космонавтах Белке и Стрелке. И, конечно, о первом человеке, оказавшемся в космическом пространстве – Юрии Гагарине.
Эпопея рок-н-ролла. Куда же без рок-н-ролла? Рассвет и закат The Beatles, Led Zeppelin, The Cure, Элвиса Пресли, Чака Берри, Sex Pistols! 60-е, 70-е и 80-е оказались тремя колоссальными десятилетиями, которые подарили нам панков, хиппи, готов и всю прочую нечисть…
Карибский кризис. События на острове Куба в начале 60-х чуть было не привели к началу самой настоящей ядерной войны. Нам даже повезло, что тогда и у США, и у СССР, несмотря на очень обострённую ситуацию, инстинкт самосохранения возобладал над желанием показать Кузькину мать друг другу.
В целом я бы предпочёл учиться на журналиста в период второй половины ХХ века, потому что именно в этот период происходит сильнейшая культурная революция, наследием которой мы пользуемся. Начало и обострение холодной войны, рассвет советского кинематографа одновременно с рок-н-ролловой эпопеей на западе, прорыв человечества в области достижения преодоления атмосферы Земли и нахождения в космическом пространстве и даже хождение по поверхности Луны!
Журналистика этого периода была, конечно, подконтрольной государству. Но и одновременно с этим невероятно качественной и профессиональной.
Екатерина Козырева
Я бы хотела учиться на журналиста примерно в конце 50-х — начале 60-х годов. Это был период «оттепели», и журналистика стала более живой, свободной, появилась возможность писать о культуре, а не только о политике партии, как было прежде.
В это время появилось много новых отделений и факультетов журналистики в самых разных университетах – в Воронежском, Дальневосточном, Ростовском, Иркутском, Казанском, Кишинёвском и во многих других. Раньше, например, в 20–30-е годы, я могла бы только лишь ходить на специальные курсы, поступить в КИЖ, местные комвузы или вообще в «газетучи» – но не в тех городах, которые мне нравятся, а для меня важно место, где мне предстоит учиться. Я выбираю Ростов-на-Дону, это один из моих любимых городов.
Теперь более основательно изучаются технология производства газет, полиграфическое дело, фотодело и другие не менее важные для журналиста дисциплины. В типографических лабораториях можно выпускать учебную газету, а потом проходить практику в редакции.
И наконец-то я могу выучиться не только на работника газеты. Теперь я могу стать теле- или радиожурналистом – как раз появились первые учебники по этим новым дисциплинам.
И пока длится «оттепель», я могу действительно заниматься журналистским творчеством, а не сухим и бессмысленным протоколированием партийных съездов. Теперь я могу критиковать – если не государственную власть, то хотя бы местных управленцев и их ошибки. А ещё у меня есть возможность работать в агентстве печати «Новости», которое выпускает советские издания за границей, например, журнал «Советская жизнь» в США.
Наконец-то можно писать о внутреннем мире человека и его переживаниях. Наконец-то можно говорить о том, что происходит в душе у героев наших материалов. И люди – наши читатели, слушатели и зрители – охотно делятся с нами своими историями, пишут письма. И это такая радость, когда твоё письмо опубликуют или зачитают вслух!
Теперь журналисты могут помогать людям решать проблемы и проводить собственные расследования каких-то нарушений на местах. Журналисты занимаются полезными и интересными делами (особенно если сравнивать с прошлыми десятилетиями советской власти).
Получив журналистское образование в 60-х годах, я ещё успею застать 90-е годы – вот это действительно прекрасное время для журналистики, время настоящей свободы.
Анна Мешканова
Если бы у меня была возможность выбрать время, когда учиться на журналиста, я бы выбрала 1960-е годы. Этот период оказался важной вехой в развитии отечественной журналистики — как с точки зрения общественной атмосферы, так и с точки зрения профессионального становления медиасферы.
1960-е годы — это время относительной либерализации в советском обществе. После периода жесткой цензуры, а также идеологического давления появилась возможность говорить о сложных темах — пусть и в рамках дозволенного. Журналистика стала более живой, внимательной к человеку, и начала играть важную роль в осмыслении происходящего. В это время профессия журналиста приобрела не только идеологическое, но и гуманистическое измерение.
Особенно важно, что именно в 1960-е годы началось активное развитие телерадиожурналистики. Телевидение, еще недавно бывшее экспериментальной площадкой, стало массовым источником информации и формой влияния на общественное мнение. В этих условиях потребовались новые профессиональные стандарты, и журналистское образование начало меняться. Появились учебники и курсы по телерадиожурналистике, стали готовить не только газетчиков, но и специалистов для эфира. Это дало профессии новое измерение — аудиовизуальное, оперативное, синтетическое.
Учиться журналистике в 1960-х годах — значит находиться на пересечении старого и нового. С одной стороны, продолжается традиция печатной публицистики и анализа, с другой — открываются новые формы подачи информации: радиоэфиры, телепередачи, репортажи. Именно тогда начали формироваться подходы, которые сегодня мы воспринимаем как базовые: этика в эфире, работа с голосом, кадром, монтажом, прямым включением.
Мне интересен этот период как момент перехода от монотонной идеологической журналистики к более многогранной, живой, ориентированной на зрителя и слушателя. Я хотела бы учиться именно тогда, когда профессия журналиста выходила за пределы печатной страницы и начинала звучать и показывать.
Светлана Романова
В 1960-е годы журналистика переживала свой бурный расцвет, по-моему, именно это время являлось золотым периодом для развития этой профессии. Я бы хотела учиться на журналиста в тот период, так как творческий подъем и новые возможности, которые открывались перед журналистами, были по-настоящему захватывающими и мотивирующими. Журналистика тех времен была своеобразным окном в мир больших новостей, важных решений и исторических свершений. Каждый новый номер газеты становился событием: первый полет Юрия Гагарина в космос, достижения науки и техники, активное развитие в области генетики.
Одной из дисциплин, которая меня особенно интересует и которую я бы хотела изучать, — это полиграфическое дело. Именно в 60-е годы появилось это направление, как и процесс производства газет, техника газетного дела, стенография. В области полиграфии студенты учатся основам печатного дела, изучают процесс создания газет и журналов, технологии печати и визуального оформления изданий.
Кроме того, в 1960-е годы студенты начали проходить производственную практику в редакциях, что стало важным шагом к применению полученных знаний. Возможность работать на реальных проектах и учиться у опытных профессионалов позволяла студентам погрузиться в реальную атмосферу журналистики и освоить все тонкости профессии. Этот опыт был бесценным для будущей карьеры журналистов и сыграл большую роль в развитии журналистики в целом.
1960-е годы стали периодом интенсивного развития журналистики и новых возможностей для студентов этой профессии. Шестидесятые стали эпохой надежд, оптимизма и веры в светлое будущее. Журналисты имели уникальную возможность передавать этот заряд энергии обществу, вдохновлять молодежь на новые свершения и открытия.
Виктория Бабаян
Давайте представим, что машина времени стала реальностью и теперь отправиться в какой-либо исторический отрезок времени не вызывает трудностей. В таком случае какое огромное количество возможностей открывается перед человечеством: это и знакомство с мировыми знаменитостями, и возможность увидеть своими глазами разные эпохи изнутри, и просто познакомиться с людьми, которые стали свидетелями больших исторических событий. Но меня как студента интересует немного другая возможность. Каково это получать высшее образование в условиях старого времени?
Если бы я выбирала исторический период, в котором можно получить высшее журналистское образование, то это были бы 70-е годы СССР. Почему же именно тогда? Сейчас расскажу. При отборе студентов на факультет журналистики в те годы был введен творческий конкурс. Я считаю это важным аспектом перед поступлением, ведь такая практика позволяет отбирать действительно талантливых ребят, преданных делу и готовых посвятить себя будущей профессии полностью. Именно в этот период появился курс «Журналистское мастерство», в рамках которого студенты осваивали основы написания статей, интервьюирования, ведения репортажей и работы с источниками информации. Важным событием стало появление курса «Технология журналистского творчества». Здесь изучались современные методы журналистской работы, такие как техника сбора материала, создание сценариев передач, проведение расследований и написание аналитических материалов.
Помимо традиционных лекций и семинаров стали широко применяться инновационные подходы к обучению: деловые игры, моделирование профессиональных ситуаций, практические упражнения. В то время в учебный план активно стала внедряться производственная практика в СМИ, что является особенно важным при подготовке специалистов.
Однако больше всего мне нравится то, что особое значение придавалось развитию индивидуальных качеств каждого студента. Преподаватели старались учитывать интересы и способности каждого обучающегося, предлагая персональные задания и проекты. С помощью такого подхода любой студент может нащупать ту стезю журналистики, которая ему больше всего по душе.
Журналистское образование в СССР 70-х годов представляло собой гармоничное сочетание теории и практики, творческого подхода и строгого профессионализма. Получив такое образование, уверена, я смогла бы стать настоящим мастером своего дела!
_____
Студенты-авторы являются членами Арктического медиаклуба >>