Взято в Киеве у Лядских ворот, что напротив Козиного болота, в 989 году от Р.Х.
В первую очередь меня привлекло красивое имя героя, и, вообще, всегда было интересно разобраться с происхождением персонажа. С одной стороны, явственно слышно славянское звучание, по типу Вятко или Садко, с другой, Варяжко - это же от варяг. А кто у нас варяги? А вот, Повесть Временных Лет отвечает.
Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы
Не есть ли это намёк на то, что дружинник из варягов, в отличии от остальных? Приехал какой-нибудь готландец или англ в торгово-туристическую поездку, да осел в Киеве. Про шведов с норвежцами умолчу. Подружился каким-то макаром с князем Ярополком. Потом, персонаж, по утверждению Повести Временных Лет, долго жил среди печенегов, а тема эта интересна не менее...
Но подождите, а вот и он сам.
В воротах появился крепкий мужчина лет сорока с небольшим в немного странном наряде. Если шерстяная рубаха без ворота и с длинными рукавами не вызывала вопросов, то шаровары и сапоги на высоком каблуке, казалось, были сняты с зазевавшегося степняка. Заметив мой недоумённый взгляд, Варяжко криво усмехнулся.
- А вот покукуй с моё среди кочевого семени. С печенегами жить, по печенежски выть - спотыкаясь на высоких каблуках, проговорил он - я ж всё больше на мохнатой монгольск...тьфу ты, печенежской лошадке привык. Сколько годков полевым командиром трудился супротив князь Владимира Святославича. А с каблуками такими на стременах-от сподручнее! Ты что ли вопросы задавать будешь?
Подтвердив, что это так, я тут же задал первый.
- А вот правда, говорят, печенеги вшей едят? - я посмотрел в свои записи - Абу-Дулаф утверждает. Варяжко брезгливо сплюнул.
- Говорят, что кур доят. Там у твоего Абу про песьеголовых людей нет чего?
- Такого нет. А расскажите про то, как вы с печенегами познакомились.
- Да лет двадцать, с лишком, тому. Князь Святослав, папа нонешнего, уехал в Болгарию, как там они говорят...
- В вик - подсказал я.
- Ага, в него. В поход значить, мы в Киеве куковали, а тут эти самые печенеги набежали под город. Ни пройти, ни проехать. Ну, княгиня тогда клич бросила, говорит, кто до Претича, это воевода северский, добежит с вестью о беде нашей, тому награда выйдет. Я и пошёл. А что, говор я печенежский уже тогда понимал, увлекался. Я ж филологический заканчивал... Что-то я не о том - Варяжко задумался, вспоминая давнишние подробности.
- В общем, прошёл я мимо стойбищ печенежских. Один раз только окликнули меня. Беспечные эти кочевники, скажу я тебе. Он мне
- Halt. Wer kommt?
А я
- Ich suche ein Pferd, ich habe es verloren.
Так и прошёл.
Претич сначала не хотел через реку переправляться, больно, говорит, много печенегов, боязно. Так я ему обещал, что Святослав вернётся, его мехом внутрь вывернет, если случится что. А печенеги, что печенеги, тоже люди... со вшами.
- А как вы с Ярополком сдружились?
- Это княгиня. Когда кончилось всё, она и говорит. Проси, говорит, что хочешь. Пряников хочешь? А кто ж от княжьих пряников откажется? Привели меня в горницу, где пряники лежали. А там уж и Ярополк сидел, так и познакомились.
- А вот имя ваше...
- С именем замучили меня. Так-то с рождения я Ва́режка, жену Понёвой кличут. Детки, Лапотка, да Шилко. Обычные имена... И никакой я не варяг. Это летописцы всё путают.
- Кстати, о варягах, о Владимире и смерти Ярополка, можете поподробнее?
- Могу, от чего ж... Свенгельд Гейтирссон воду замутил, старый пират - Варяжко вдруг вздрогнул и обернулся - вернее сынок его, Льёт. Древляне, говорит, моя одаль. Олег не по праву там сидит. Схлестнулись они где-то в лесу, да случись Льёту с коня свалиться. Расшибся он насмерть.
Тут-то Свенгельд и взвился. Стал Ярополку наговаривать, де, ты великий князь, а у тебя под боком смертоубийства происходят. Накрутил его, говорит, брат твой смерти твоей хочет. Братеника вон, убил, и тебя, гляди того. В общем, столкнул я Олега с моста у Овруча через пару лет, за князя свово, Ярополка. Мы ж с им, почитай кажный день вместях пряники ели... Я думал, столкну его в воду, пущщай охолониться, а он на бревно острёно...
- А что ж два года ждали?
- Не знаю, у летописцев надо спросить. А Ярополк переживал. К Владимиру меня послал. Да только он про мост узнал и за море, к свеям, подался. Оченно у него много друзей посередь варягов-то свейских, да урманских было. И женился он за морем. А я в Новегороде остался, советником при посаднике. Вот где пряников-то... Но скучал. Потом Владимир вернулся, меня обратно в Киев к Ярополку отослал со словами
Владимир идет на тебя, готовься с ним биться
А сам пошёл Полоцк зорить, да Рогнеду у Ярополка отжал.
- А что вы на выручку полоцким не пошли?
- И-и... Кому там. Свенгельд-то помер тогда. Буйных не осталось. Заперлись мы в Киеве, думали отсидимся. Да Блуд воевода - тут Варяжко сплюнул - будь он неладен песья снедь, с Владимиром списался в аське. А тот ему наобещал с три короба. Вот Блуд этот князя с панталыку и сбил. Побежали мы в Родню, Блуд наплёл, будто киевляне Ярополка хотят Владимиру головой отдать, за ради живота своего.
Так и в Родне не усидели. Блуд говорил, иди князь, мирись с братом. Видишь у него варягов сколько. А сам Владимиру строчит, де, как хотелося, так и сбудется. Бери его с головой.
- А как вы узнали-то про то, что Блуд князя продаёт?
- Так нешто мы неграмотные? Я тогда Ярополку говорю. Побежали дале, к печенегам. А он, нет, говорит, боюсь. Они папеньку до смерти убили, а из головы кружку сделали. Не хочу себе судьбы такой. Авось обойдётся. Ну, ладно, наутро пошли к Владимиру, а там эти, с мечами. Знаю я их по Новегороду. Сигурд, да Олаф из Хорфагеров. Ушлые ребята.
Я их как увидел, сразу понял, добром это не кончится, да и прыг через забор и поскакал, и поскакал. Я быстро скачу, ни в жисть не догнать.
Варяжко покачался на каблуках.
- Вот, лет так с десяток и скакал с печенегами вместях.
Он умолк и поник головой.
- Только очень уж по пряникам тосковал. Нету у печенегов этих пряников толковых, так, баловство одно. Ну и князь Владимиру спускать такое дело не хотелось. Насилу помирились с ним. Клятву он мне дал и пряников. Так и ушёл от печенегов. Не хотели пускать меня поначалу, привыкли. Ты с нами, говорят, живи, мы тебя с охотой уважать будем и хороших Наташек тебе дадим. Тут, чую, кто-то у них Лескова начитался и сейчас они мне пятки резать будут, да рублёную конскую гриву тудой пихать. Уже и подступать начали. Насилу ушёл. Теперь вот секретарём вечевым работаю.
Проговорив это, Варяжко впал в тихую сосредоточенность, которую я не позволил себе прервать более ни одним новым вопросом.
На сегодня всё.
Ссылка на другие статьи в том же духе )))
можно в телеграмм
Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться
Желающие могут посодействовать автору материально 😉
альфа банк 2200 1523 3511 6904 Алексей С