Найти в Дзене

А вы помните об этом, часть 2? Бродилка по ул Черкасской продолжение

В прошлой статье мы побродили по небольшому квадрату от моста «Дружбы» до ул 1-я Посадская, вспомнили об Единоверческой церкви. Теперь дойдем по ул. Черкасской до следующего перекрестка, до переулка Воскресенский. Давайте представим 18 век, мы идем среди бревенчатых домов, дымят трубы, кричат петухи, из окон пахнет хлебом. А в этом дворе запах по суровее, подхрюкивает свинка, коняшка ржет, возможно пеньку вымачивают, отбивают, а кто-то своими руками мастерит игрушку или посудину, дорога- песня, это вам не современный асфальт с ямками, могли помои вылить, али животина погулять. Кстати, заборы тоже не у всех добротные, покосившиеся, гдето головешки погоревшие торчат.  Но это начало 18 века и к этому немного позже вернемся, в следующей статье. 19-20 века это вполне приличные, улицы, с торговым колоритом. 21 век магазинчики, многоэтажки, стройки новых ЖК, магазины, ничего интересного, если пойдем по прямой скучно дойдем до перекрестка известного многим орловцам - к началу Центрального ры

В прошлой статье мы побродили по небольшому квадрату от моста «Дружбы» до ул 1-я Посадская, вспомнили об Единоверческой церкви. Теперь дойдем по ул. Черкасской до следующего перекрестка, до переулка Воскресенский.

Давайте представим 18 век, мы идем среди бревенчатых домов, дымят трубы, кричат петухи, из окон пахнет хлебом. А в этом дворе запах по суровее, подхрюкивает свинка, коняшка ржет, возможно пеньку вымачивают, отбивают, а кто-то своими руками мастерит игрушку или посудину, дорога- песня, это вам не современный асфальт с ямками, могли помои вылить, али животина погулять. Кстати, заборы тоже не у всех добротные, покосившиеся, гдето головешки погоревшие торчат.  Но это начало 18 века и к этому немного позже вернемся, в следующей статье.

19-20 века это вполне приличные, улицы, с торговым колоритом.

21 век магазинчики, многоэтажки, стройки новых ЖК, магазины, ничего интересного, если пойдем по прямой скучно дойдем до перекрестка известного многим орловцам - к началу Центрального рынка.

Но, предлагаю на улице 1-я Посадская свернуть на Гагарина, здесь еще можно на деле представить как оно было в начале 20века и начать рассказ.

Остатки 19 века на перекрестке Гагарина и Воскресенского.
Остатки 19 века на перекрестке Гагарина и Воскресенского.

На Гагарина сохранились дома 19 века, скорее всего купеческие, уже каменного строения. Да, и дорога в некоторых местах почти соответствует тому времени, ухабы и лужи. Заходим на пер.Воскресенский с другой стороны рынка.

Тоже 19-нач.20, страшненькие уже, но стоят и верно служат купцам. В зелененьком чай продавали Высоцкие.
Тоже 19-нач.20, страшненькие уже, но стоят и верно служат купцам. В зелененьком чай продавали Высоцкие.

И отсюда начнем рассматривать старые фото и вспоминать историю места.

Балкон красивый, третий этаж надстроен.
Балкон красивый, третий этаж надстроен.

Название переулку Воскресенский дал храм, которого давно нет.

Дом, балкон еще есть
Дом, балкон еще есть

А ул. Гагарина также называлась Воскресенской. Она переходила в пешеходный мостик через реку Орлик. В советский период это были Володарский переулок и ул Безбожников (Гагарина). О обо всем с начала!

До литовского разорения точное количество храмов историки назвать не могут, но точно уже существовала в Стрелецкой слободе церковь свв. Ильи Пророка с приделом Воскресения Христова. Она же была деревянной и сгорела от рук литовцев. При возрождении города Борисом Колтовским в середине 17 века было велено устраивать дворы стрельцов ближе к крепости на территории Большого острога, а не в отдалении в поле ( это район ж/д моста в Черкасской слободе). Новое поселение стрельцов именовалось Новоприборной стрелецкой слободой. Когда расселились на новом месте, стрельцы подали челобитную на строительство храма. Так близь крепости появляется новый Воскресенский храм, деревянный (по книге В.Неделина).

Подле него проходил ров, 3-я линия обороны, но он существовал не долго. Образовавшееся улица от храма до ворот Малого острога станет именоваться Воскресенской. А также в приходе Воскресенского имелись кузни. Кузнецы размещались на окраинах города, т.к были пожароопасны.

Дорогие читатели мы с вами в Стрелецкой слободе середины 17века и на окраине Орловской крепости.

За пределами крепости, откуда мы идем уже третью статью, на месте бывшей Воскресенской церкви в Студеной слободе, в 1638 году появляется Черкасская слобода - из выходцев с Украины, записанных в Орле на казачью службу - 34 двора. Начальствовал над ними атаман Михаил Олфимов. В память о храме воздвигнут часовню, а после и Ильинский (Николо-Песковский) храм 1776г, с которого мы начинали историю ул. Черкасской.

Деревянная Воскресенская церковь в Стрелецкой слободе просуществовала до пожара 1687-1688 года, после был еще пожар в городе и после очередного пожара, а выгорала половина слободы, священник Фома Гаврилов взялся за постройку двухэтажного каменного храма!

Хочу заметить у нас только один храм в 2 этажа Троице-Васильевский (1743г-1751г), а это был , по всей вероятности, первый двухэтажный храм конец 17-нач 18в.

Где магазин Щит продовали чай в лавке Высоцких. На месте пиццерии какй-то амбар. Фото из интернета
Где магазин Щит продовали чай в лавке Высоцких. На месте пиццерии какй-то амбар. Фото из интернета

Причем название храма фигурирует не в честь праздника Воскресения (Пасхи), а праздника Воскресения Словущего. Это праздник празднуется 26 сентября и несет в себе историю, когда Равноапостольная Елена решила найти Крест Господень. Тогда нашлось место распятия и погребения Христа, Елена приказала построить храм над этим местом, но она этого храма не увидела, умерла. А освящение храма Воскресения Христова в Иерусалиме случилось через 10 лет в сентябре 335г., тогда же был освящен весь город Иерусалим, особым торжественным образом. Такое историческое событие подразумевается в названии храмов «Воскресение Словущее».

В конце 18-нач.19 века здесь служил известный в то время в городе и почитаемый священник Иоанн Коренев. У него окормлялись некоторые сестры женской обители, которая располагалась неподалеку за Орлицким мостом.

Батюшка в 1767 году, из Кромского уезда, был рукоположён священником в Воскресенскую церковь в город Орел. Обратив внимание на ужасающее положение бесприютных и престарелых, он задался целью устроить для них приют. Семейного счастья не случилось, супруга умерла и священник посвятил всю свою жизнь служению ближним. Имея дар проповеди и духовного окормления, с помощью местных купцов и прихожан храма, устроил кирпичный и кафельный заводы, на которых работали бедные и убогие люди, получая от о. Иоанна самую щедрую плату. Свои доходы, которые он получал от церковной службы, он раздавал нищим.

К 1780г у церкви Воскресенской, и у Крестительского кладбища, священник Коренев построил дома-приюты, где могли разместиться бедные и пожилые люди и младенцы-сироты, дети бедняков. За всю свою деятельность о. Иоанн смог помочь полутора тысячам человек, и тысяче детей. За это местечко у храма, где мы стоим называли "Воскресенской лаврой".

Это была не просто помощь, как часто бывает только здесь и сейчас, а доведение человека до логического конца, назовем это так. Детей он не просто взращивал, но помогал устроиться на обучение, что бы они получили профессию, показывая во всем пример.

Козьма Иванович Троепольский будущий Подольский архиепископ Ксенофонт. Он закончил Севскую (Орловской она станет в 19 веке) семинарию. Был человеком образованным, пользовался уважением, неусыпный «радетель духовного просвещения». На ноги его поставил в своей "лавре" орловский священник о. Иоанн Коренев. Многие дети стали священниками, дворянами, мещанами, военными и государственными деятелями.

Отец Иоанн Коренев был не только помощником бедных и монахинь, но у него духовно окормлялись и пресвитеры (владыки). Когда организовывался совет о попечительстве арестантов, должность увещателя подсудимых при орловских присутственных местах предоставили о. Иоанну. Любовь и уважение он завоевал даже среди тюремных.

В строительных вопросах также обращались к этому батюшке. Например, возводят Борисоглебский собор работа заходит в тупик, идут к о.Иоанну. Поручают ему завершить дела строительства и он достраивает.

В 1782 г. орловский приказ общественного призрения (собрание местных чиновников, которые управляли школами, тюрьмами, госпиталями) наградил отца Иоанна благодарственным актом.

В 1823 г. о. Иоанн был представлен Александру I, проезжавшему через Орел. На вопрос Государя: какой желает он награды, старец отвечал: «Самая лучшая для меня награда, Государь, будет, чтобы Ваше Императорское Величество позволили мне самому прокормить сирот моих».

Здесь присутствует другая версия описанная в журнале Архивной комиссии в 1894г: Император посетил дом священника, взял благословение и там состоялся разговор.

Государь пожаловал ему орден и здесь вновь найденные данные разошлись или Св. Владимира 4 степени или Св. Анны 3 степени, но в обоих наградах полагалась пенсия 100р! На эти деньги бедной семье можно было прожить год, или 18 сапог купить, Государь священика услышал.

Об о. Иоанне написали в "Журнале Императорского человеколюбивого общества" в Санкт -Петербурге, в Питерском журнале «Отечественные записки». И везде о батюшке говорятся только теплые и добрые слова. Даже в свои 88 лет он не оставлял приют и подопечных. Не выставлял своих заслуг, не считая это великим делом.

Это пример орловца, о котором можно рассказывать во все времена. Как написал в журнале автор: «Не удивительно ли слышать, как часто многие, имеющие возможность и состояние, ссылающиеся на недостаточность способов к благодеяниям, как будто бы нужны миллионы, чтобы делать добро…довольно одного искреннего желания, одной готовности помогать ближним, чем только можно, пособием, попечением, ходатайством или советом.» (Отеческие записки 1822г Б.Федоров).

Об этом священнике в начале 19 века знали и за пределами города. Известный Киевский проповедник, священник, второй человек духовного звания в государстве, которому Екатерина 2 пожаловала золотой крест с бриллиантами Иван Васильевич Леванда вел переписку с орловским батюшкой.

Вот такие дела творились на перекрестке улицы Черкасская и Воскресенский переулок в конце 18 начале 19 века.

Единственный домик остался на Воскресенском, может он помнит храм?
Единственный домик остался на Воскресенском, может он помнит храм?

На всех фото храм представляется монументальным. После смерти уважаемого и почитаемого батюшки, на на похоронах собралось очень много людей и сам владыка плакал у гроба, храм из-за ветхости перестроили. Завхоз купец Николай Иосифович Подшивалов в 1840 г начал строительные работы над храмом. Через два года освятили первую (трапезную) часть, в честь Пантелеимона и Всех скорбящих радостей, а 1865г освятили главный алтарь. На фото мы видим пвседорусский стиль, четырехстолпную, однокупольную церковь. Престолы главного храма-Всех Святых, Пророка Илии и Воскресения Словущего-всего 5 престолов. В 1890г отстроили колокольню. В 1900г открылась церковно-приходская школа. Приют из-за аварийного состояния разобрали и масштабных благотворительных дел уже не велось.

Это фото подтверждает, то, что район был в частных домах. Это уже територия рынка.. фото из интернета
Это фото подтверждает, то, что район был в частных домах. Это уже територия рынка.. фото из интернета

Храма больше нет, полностью исчез, а история о священнике жива, только восстановлено историческое название переулка Воскресенский.

Память об отце Иоанне Кореневе осталась благодаря неизвестному человеку. Он записал воспоминания и рукопись попала к Трубчевскому священнику Николаю Зверьеву. Последний передал данные епископу Тамбовскому и Шацкому Александру, который преподавал в нашей Орловской семинарии.

"Таковый подвиг учредителя истинно благодетельный, должен быть всегда памятником на грядущие времена к подобному соревнованию"

(Журнал "Странник" 1870г из статьи о. Иоанне Кореневе.)

В советское время храм использовался классически-под склад пришел, был разобран.

-8

На месте религиозного строения дом 1960 года постройки, кафешки и здание известное в начале 2000-х магазина «Бежин луг».

Здесь делают ключи, но этот домик явно не вписывается ко всем строениям рядом. Может он дореволюционной постройки?
Здесь делают ключи, но этот домик явно не вписывается ко всем строениям рядом. Может он дореволюционной постройки?

Дошли до рынка, пару слов о нем в этой статье.

Современный рынок занимает достаточно большую площадь, а по картам 18-19 века это были небольшие ряды на берегу, приблизительно, где сейчас здание рынка из красного кирпича, только поближе к речке и именовались как Мясные ряды. Делаем вывод Центральный или как его именуют «Молочный», стоит в своем историческом месте почти триста лет!

Синим-храм Воскресения Словущего, бирюзовым- мясные и рыбные ряды. Карта с сайта Это место 1799г, Каменные ряды уже стоят 54.
Синим-храм Воскресения Словущего, бирюзовым- мясные и рыбные ряды. Карта с сайта Это место 1799г, Каменные ряды уже стоят 54.

Там находилась знаменитая табачная лавка в Рыбных рядах под домом Якова Ермакова на самом углу. Это была единственная лавка в городе в 1800 году! И к табачникам относились с призрением. (Хотя раскопки говорят о другом ☺️)

Но заметим, что район рынка это жилой район в частных домах, амбарах и складах. В этом районе жили стрельцы, 17-18в. военный горнезон был.

19 век эти улицы наполнены известными фамилиями города.

На Воскресенской улице проживали: Суханов Петр Иванович, Позднеев Лука Фёдорович, (дом наследников Залесских) Фомин Петр Пименович, Бухвостов Василий Петрович, Басов Дмитрий Дмитриевич; в Мясных рядах, свой дом имел Чепурнов Яков Иванович и т.д.

Вид на набережную район рынка фото из интернета
Вид на набережную район рынка фото из интернета

В 1920-30-х годах в мясные ряды, переехала ярмарка с Богоявленской площади, так что название «Молочный» переехало вместе ярмаркой.

Ул Черкасская, рынок
Ул Черкасская, рынок

В военные годы здесь располагался пункт приема птицы, мяса, меда, яиц.

По адресу переулок Воскресенский 15 был прививочный пункт

А по адресу дом 18 Военно-хозяйственное управление.

Современное кирпичное здание появилось 1964-1966 году.

-13

До современных размеров он расползся в 90-х, отстроили торговые центры: Черкасский 2004г, Воскресенский 2014г.

Начало ул.Черкасской, справа ТЦ Черкасский
Начало ул.Черкасской, справа ТЦ Черкасский

Заковали всю рыночную романтику со шторками, картонками под ногами и осколком зеркала перемотанные скотчем в тесные палатки, зато выглядит аккуратнее, с чем не поспоришь.

Рынок со стороны Гагарина и Воскресенского. Вместо этих палаток, были дома в 17-19веке
Рынок со стороны Гагарина и Воскресенского. Вместо этих палаток, были дома в 17-19веке

Мы пришли на переулок Рыночный и продолжим разговор про этот район в следующей статье.

Фото на набережную от Городского сада. Впереди Богоявленский с отдельностоящей колокольней, на заднем плане Воскресенский-мощным храмом был, величественым. 20век.
Фото на набережную от Городского сада. Впереди Богоявленский с отдельностоящей колокольней, на заднем плане Воскресенский-мощным храмом был, величественым. 20век.

Если честно, то хотела два храма поместить в одну статью, информации на пару предложений было. Перечитывая статьи наших историков-краеведов текста набиралось все больше и больше. Поэтому пришлось выделить еще часть ул Черкасской.

Спасибо за внимание. Прошу прощение ща ошибки.

Предыдущая статья