Эту книгу я прочитала в рамках читательского клуба в своем городе. В расписании стояла «ярмарка тщеславия» Теккерея. Я не была знакома с этим автором ранее и этот талмуд меня не испугал. Книга сразу поглотила меня своим интересным сюжетом, а главное актуальным по сей день, не смотря на то, что описывала наполеоновские времена.
Я представляла, что надену на обсуждение книги, что скажу, как буду выглядеть в глазах других и поняла, что вот она, моя собственная ярмарка тщеславия, которая возникает каждый день.
Теккерей в своём бессмертном романе разложил общество, как хозяйка новогодний салат: по слоям, с майонезом амбиций, щедрой посыпкой лицемерия и непременной веточкой иронии сверху. В "Ярмарке тщеславия" нет героя, за которого мы держим кулачки — и это, пожалуй, самый честный способ рассказать о людях.
Каждый персонаж там — гротескный, но до боли знакомый. Вот Ребекка Шарп: не женщина, а ходячий мастер-класс по манипуляциям и карьерному паркуру. В наше время она бы продавала вебинары "Как выйти замуж за миллионера и остаться при деньгах". Джозеф Сэдли? Типичный офисный админ с наследством, который покупает криптовалюту по наводке из TikTok. Ну а сэр Питт Кроули вполне мог бы стать депутатом, лихо скрывающим активы в офшорных зонах.
Теккерей не предлагает нам морали и не даёт ответов. Его герои — не "плохие" или "хорошие", а просто человеческие: алчные, наивные, самовлюблённые, трусливые. Иногда — всё это сразу. Он будто говорит нам: "Смотрите, вот вы, только под увеличительным стеклом".
Век XIX сменился XXI, но ярмарка не закрывается. Просто шатры стали цифровыми, а тщеславие — алгоритмически оптимизированным. Кто сейчас не поддаётся соблазну лайков, репостов и селфи в самолёте "случайно" в бизнес-классе?
**Вердикт:** читать обязательно. Не ради сюжета, а ради удовольствия узнать в героях... коллегу, блогера, соседа или — страшно сказать — саму себя.
Пройдемся по героям книги и начнем с «гвоздя программы» — неподражаемой Ребекки Шарп.
Ребекка Шарп — self-made woman до того, как это стало мейнстримом
Если бы Ребекка жила сегодня, она бы снимала Reels о том, как из гувернантки стать иконой светского успеха за счёт харизмы, интриг и уверенного взгляда на перспективного жениха. Её кредо — "берёшь, пока дают, а потом выкручивайся". С трудом представляешь её в очереди в поликлинику, но легко — на вручении премии «Женщина года» за «вклад в развитие женского предпринимательства».
Она не злая — она *эффективная*. И в этом вся суть. Ребекка — не просто манипулятор, а зеркало эпохи, где выигрывает не тот, кто добрый, а тот, кто умеет играть по правилам, не соблюдая их.
В современном мире она — не аномалия. Она — авангард. Теккерей высветил в ней то, что мы сегодня обрамляем в мотивационные рамочки: целеустремлённость, гибкость и способность держать лицо, даже если ты только что потеряла последнюю стабильную подушку.
Встречаем следующую героиню:
Амелия Седли — нежность, доведённая до инфантильности
Если Ребекка — хищница с дипломом по стратегии, то Амелия — сахарная вата на ножках. Мягкая, воздушная и абсолютно беспомощная. Её образ — как фильтр ретро-романтики: всё в розовых тонах, но при ближайшем рассмотрении — сплошная пассивность и отказ от ответственности.
В современном мире Амелия завела бы Instagram с фото утреннего капучино и подписями вроде: *«Мечтаю о большой любви и уютных вечерах»*. Она бы терпеливо ждала сообщения от "того самого", игнорируя красные флажки, сигналящие SOS, зато верно лайкала его сторис.
Амелия — не плохая, просто её «добродетель» слишком уж безвольна. Она — символ тех, кто отдаёт сердце без остатка, но забывает включить мозги. Теккерей через неё показывает, что идеализация жертвенности — тупиковая тропинка. В XXI веке это могло бы называться «эмоциональная недееспособность».
Джордж Осборн — принц на минималках
На первый взгляд Джордж — мечта любой юной романтичной Амелии: красив, обходителен, с перспективами. Но стоит приглядеться, и становится ясно — под сверкающей обёрткой пустота и эго, завёрнутое в красивый костюм. Он любит... себя. Всё остальное — лишь фон для его самодовольства.
Если бы Джордж жил сегодня, он бы вел lifestyle-блог с подборками «5 лучших часов, чтобы подчеркнуть статус» и сторис из спортзала с подписью *«качество — это выбор»*. Он бы делал предложения под вспышки камер, а спустя месяц тихо исчезал, оставляя «прочитано» и статус «в активном поиске».
Теккерей показывает в нём то, чего мы боимся признать: нарциссизм часто маскируется под харизму. Джордж — не злодей из оперы, он просто из тех, кто умеет нравиться, но не способен любить. И таких, увы, встречаешь гораздо чаще, чем хотелось бы.
Уильям Доббин — рыцарь в мятом мундире
Если в «Ярмарке тщеславия» и есть кто-то, кто заслуживает тёплого взгляда, то это Доббин. Но не спеши клеить на него ярлык «хороший парень» — он куда интереснее. Его доброта — не от слабости, а от силы. Он не играет на публику, не добивается эффектных побед, он просто — *есть*. Рядом. Всегда.
В XXI веке Доббин был бы тем тихим ИТ-специалистом, который чинит чужие косяки, не требуя лайков за старания. Он не напишет тебе первым, но будет ждать, когда ты вернёшься после «катастрофы с Джорджем», с тёплым чаем и пледом в зубах. Он не звезда Инстаграма, а герой личных историй, которые редко рассказывают вслух.
Теккерей, правда, и его не щадит. Доббин немного идеалист, иногда — до самоотречения. Его любовь — тихая, преданная, но порой кажется, что он любит *идею* Амелии, а не её реальность. Тем не менее, он — антипод всеобщей ярмарки, человек, способный чувствовать глубоко, даже если живёт незаметно.
Джозеф Сэдли — мастер прокрастинации и карри-барон
Джозеф — это тот человек, который вроде бы из «хорошей семьи», но сам скорее приложение к своему животу и банковскому счёту. Он — воплощение комфорта, переедания и полной непригодности к драмам, кроме как в роли случайного статиста. Его любимая игра? Прятки. От ответственности, от Ребекки, от самой жизни.
В современном мире Джозеф жил бы с мамой — *по уважительной причине, конечно*, — заказывал бы еду исключительно с доставкой и имел бы огромное знание о сортах чая, но понятия не имел бы, как постирать рубашку. Он — герой комментариев типа *"меня и так всё устраивает"* и великий знаток того, как «жизнь как-нибудь сама рассосётся».
Теккерей не злится на него, он просто показывает, как инфантильность может маскироваться под добродушие. Джозеф — не злодей, не герой, а иллюстрация того, как можно прожить целую жизнь, не сделав ни одного важного выбора. И таких людей, увы, хватает не меньше, чем решительных Ребек.
Ну и серия семейки из цикла “Богатые тоже плачут”
Сэр Питт Кроули — баронет с лейкопластырем на совести
Сэр Питт — это тот дядюшка, которого вы не зовёте на семейные ужины, но от которого неожиданно приходят завещания. Человек эксцентричный, нелепый, грубоватый, но по-своему очаровательный. У него — вечно грязные ногти и зубы цвета старого фарфора, но зато... замок!
В наши дни сэр Питт мог бы быть владельцем полуразвалившейся усадьбы, которую он называет "родовым гнездом", и вести канал на YouTube с инструкциями «Как починить крышу подручными средствами (и ругательствами)». В делах он варится, как ложка в холодном супе: вроде бы участвует, но пользы — минимум. Тем не менее, именно такие фигуры часто оказываются центром паутины семейных интриг.
Теккерей через него показывает, что власть и статус не всегда идут рука об руку с достоинством. Питт — карикатура на дворянство, которое вроде как надо уважать, но трудно воспринимать всерьёз. Он — не антагонист и не герой, а *напоминание*, что за блеском титулов может прятаться банальная неопрятность и скупость духа.
Семейство Кроули — британская версия ситкома в декорациях готического особняка
Пока сэр Питт Кроули варится в собственном соку (и, судя по всему, в неудачных браках), вокруг него зреет целая оратория персонажей, достойных отдельной пьесы. Леди Кроули — это аристократия на минималках: титул есть, вкуса нет. Она словно создана, чтобы говорить фразы вроде «в наше время девушки не спорили» и укоризненно хлопать веером.
Если перенести её в наш век, она стала бы мамой из Facebook-группы *«Только для традиционных ценностей»*, отстаивающей право давать детям имена из XIX века и осуждающей авокадо-тосты как признак морального падения.
Другие представители династии Кроули — словно взятые из кастинга на шоу «Кто хочет унаследовать замок?» Там есть и надменные, и занудные, и откровенно недалёкие. Все хотят кусочек наследства, но при этом мечтают, чтобы остальная родня куда-нибудь делась… желательно без вмешательства полиции.
Семейство Кроули — это сатира на привилегии и пустоту, часто скрытую за пышными шторами и фамильными гербами. Теккерей изящно высмеивает идею того, что благородство передаётся по наследству. Спойлер: не передаётся.
Мисс Кроули — эксцентричная тётушка с капиталом и характером
Мисс Матильда Кроули — словно сбежала со страниц абсурдистской пьесы в викторианском антураже. Она богата, сварлива, непредсказуема, и абсолютно *властна* — особенно когда дело касается завещания. В доме её любят исключительно из расчёта, а боятся — по-честному. Это не женщина, а миниатюрный ураган в кружевном чепце.
В наши дни мисс Кроули вела бы блог под названием *«Сарказм и сенильность»*, делала бы резкие обзоры на TikTok, а её завещание лежало бы в облаке под паролем, который она никому не говорила "на всякий случай". Она бы то звала Ребекку к себе на чай с пирогом, то выгоняла с проклятиями — и всё это в прямом эфире.
Теккерей создаёт в ней образ старого мира, у которого ещё остался ресурс, но уже поехала платформа. Это напоминание, что сила часто остаётся за кулисами: мисс Кроули практически не двигается по сюжету, но именно она запускает цепочку решений, от которой дрожит половина героев.
Ну и, пожалуй, закончим эту статью цитатой из фильма “Адвокат дьявола”: "Определённо, тщеславие — мой самый любимый из грехов. Он так фундаментален, самолюбие — это естественный наркотик".