"Молчание ягнят" из той редкой категории фильмов, которым удалось глобально повлиять на жанр и по прошествии многих лет плотно и надежно оказаться в числе лидеров, став классикой, регулярно заполучая высокие оценки от зрителей. Здесь есть все что необходимо для классного триллера, сюжет, постановка, атмосфера, музыкальная тема и отлично прописанные персонажи в отличном актерском исполнении. Где выделяется доктор Ганнибал Лектер, в исполнении Энтони Хопкинса, который на деле показал и доказал - для того чтобы попасть в историю и создать впечатляющий кинообраз, экранное время не столь важно. 16 минут и у тебя в кармане масса кинопремий во главе с Оскаром.
В основе сценария фильма находился роман Томаса Харриса, который так и назывался "Молчание ягнят". Агент Энтони позвонил ему и сказал, что поступило предложение сыграть в фильме Теда Демме и Хопкинс решил - его приглашают в кино для детей, то есть название Молчание ягнят у него ассоциировалось с проектом для юной аудитории. Когда агент выдал больше подробностей, Хопкинс заинтересовавшись сразу же запросил сценарий и получил его, как вспоминал актер читал он его в гримерке театра в Лондоне, где играл главную роль в постановке пьесы. Ему хватило прочитать десять страниц сценария, чтобы понять перед ним роль которую он не имеет права упустить.
Давайте рассмотрим кандидатов на роль Лектера, которых обошел Хопкинс. Кандидатом номер один у студии был Джин Хэкмен, но сам Хэкмен неожиданно врубил заднюю и отчалил из проекта. Затем хотели пригласить Дастина Хоффмана, который вроде как не очень подходит для этой роли, но студия как раз и хотела сыграть на этом контрасте, актера неподходящего кинообраза, но в итоге от этой задумки отказались. Обратились к Шону Коннери, но он прочитав сценарий напрочь отказался, назвав это чтиво откровенной грязью и гадостью. Далее обратили свой взор в сторону Майкла Кейна, но он отказался сославшись на занятость в других кинопроектах. Еще одним кандидатом был Дэниэл Дэй-Льюис и он наверняка не упустил бы эту роль, но в студии его сочли слишком молодым, ему тогда было 32 года. Как видите список по именам действительно впечатляет.
Энтони начинал свою подготовку к роли с изучения темного мира серийных убийц, у него была масса материала: различная литературы, работа психологов, журналистские расследования, газетные вырезки, а так же файлы преступлений серийных убийц. Энтони побывал в пригороде Бостона, в тюрьме где содержались опасные маньяки убийцы, актер изучив досье хотел встретиться с одним из этих заключенных и побеседовать с ним, но тот отказался. Составляя портрет своего персонажа Энтони считал, что его герой должен быть одет в белоснежную одежду, как у доктора на приеме. Актер объяснял это так: в детстве он очень боялся посещать стоматолога и потому человек в белом халате у него ассоциировался с тем, с кем встреча нежелательна и ты на подсознательном уровне боишься его.
Джонатан Демме принял доводы актеры, но поступил по-своему, впервые кадре Лектер появляется в стандартной синей униформе заключенного, хотя одежда белого цвета у Доктора есть и в ней он появится в кадре. Как рассказывал актер в итоговой версии его образа Лектера находился известный писатель Труман Капотэ, к его творчеству Хопкисн относился с большущим уважением, так же известная актриса Кэтрин Хепберн, она была лауреатом премии Оскар четыре раза, Энтони с почтением относился к ее актерской деятельности и очень любил как актрису, а третьей составляющей доктора был вымышленный бортовой компьютер Хэл из серии произведений "Космическая одиссея". Вы спросите, какого черта? Какое отношения миловидная актриса и придуманный компьютер имеют к опаснейшему маньяку? А в этом и есть Энтони Хопкинс, в этих произведениях и фильмах он черпал вдохновение для создания своего образа, а эти ответом тогда в 90-е он вынес мозг назойливым журналиста, пусть пойдут разгадают ребус Хэла. Спустя годы Энтони раскрыл тайну и называл оригинал на который он опирался. И это был его преподаватель на курсах актерского мастерства. Что интересно он преподавал метод Станиславского. Хопкинс называл этого человека смертельно опасным, одним взглядом он был способен прошить тебя насквозь, и он буквально разрывал тебя на части только не физически, а морально. Хопкинс и многие другие студенты боялись его, Энтони вспоминал на его занятиях он испытывал чувства страха.
Первая встреча с новичком агентом фбр Клариссой Старлин,г в исполнении Джодди Фостер, и доктором состоялась в изоляторе психиатрической больницы. Место съемок старая заброшенная психиатрическая больница расположенная в 20-ти километрах к югу от города Питсбург. До начала съемок фильма Фостер и Хопкинс не встречались, их совместные репетиции проходили уже во время основных съемок картины. Именно Фостер спустя годы раскрыла тайну голоса доктора Лектера, который в отдельных фрагментах звучал с металлическими нотками. Это была работа звукооператоров, они несколько дней работали над голосом актера, обрабатывая и выбирая нужный тон звучания. Хопкинс тренировал речь своего неординарного персонажа, он даже использовал особый акцент, к примеру пародируя актрису.
Хопкинс вместе с Демме решили Лектер практически не будет моргать или сведет моргания к минимуму, он как гипнотизер своими глазами будет завораживать Клариссу и зрителей у экрана. Кларисса предоставляет доктору удостоверение и оператор снимает один самых известных крупных планов в жанре триллера, впоследствии этот фрагмент и взгляд Энтони стал находкой для различных мемов.
Хопкинс придумал то как будет узнавать запах агента, нюхая и поднимая голову вверх словно ее запах распространяется, как запах свежеприготовленного горячего супа. Долгое время ходил слух, что рисунки которые висели в камере Лектера нарисовал сам Энтони, ведь рисование это одно из его любимейших хобби актера. На самом деле рисунки были сделаны художниками фильма, Хопкинс действительно нарисовал пару рисунков, но в кадр они не попали.
Когда Ганнибал давал краткую характеристику биографии агента, гримеры закапывали глаза актера специальными каплями отчего глаза Энтони блестели. Это был непростой фрагмент, когда Хопкинсу надо было постепенно сменить ухмылку на демонический взгляд во время приближения камеры. Доктор рассказал, что он употребляет с гарниром, при этом Хопкинс оформил фрагмент плотно прижавшись носом к стеклу. В конце разговора оператор снял крупный план, где в кадре были Старлинг и Лектер. Хопкинсу надо было постепенно менять громкость голоса пока в конце он не перешел на крик. И чтобы достигнуть эмоционального максимума, Демме снимал этот непродолжительный фрагмент три дня.
Хопкинса плотно запаковали, напялили маску, ту самую, позже ставшую украшением разных мемов. Актер вспоминал, снимали ту сцену в течении целого съемочного дня и тогда он понял, что чувствует мумия в саркофаге. Доктора Лектеар перевели, специально для съемок в помещении съемочной группой была создана огромная клетка. Снимали в военном музее в мемориальном зале, который находится в Питсбурге, ныне здание является частью национального университета Пистбурга. Они специально для съемок убрали часть экспонатов и там собрали клетку. Здесь Хопкинс в кадре продемонстрировал ряд запоминающихся эмоций и фраз, для осознание смотреть фильм необходимо исключительно в оригинале под субтитры.
Оператор снимает очередной пробирающий крупный план Энтони, так медленно приближая камеру. Как рассказывали очевидцы, на тестовых показах от этих крупных планы Хопкинса зрители пребывали в шоке и даже кричали от испуга. И потому при монтаже они добавили по максимуму в ту сцену крупных планов коварного доктора Лектера.
Шокирующую сцену поедание лица надсмотрщика студия ограничили в масштабах действа, сократили количество крови. А вот второго надсмотрщика избили по плану, ассистент во время съемок крупного плана так аккуратно разбрызгивал по футболке актера брызги бутафорской крови. Журнал искусство кино признал эту сцену самой шокирующей по итогам 1990-го года. По слухам композицию для финального кадра Хопкинс выбирал сам.
Ну а теперь доложу вам что на самом деле у Хопкинса в фильме было больше экранного времени. При монтаже безжалостно вырезали ряд сцен, так Лектер насмехался над Джеком Кроуфордом, просил Клариссу улыбнуться ведь теперь они стали партнерами, а так же обсуждал внешний вид агента, удалили и воистину шикарное шипение, аля смертоносно опасная змея.Но в принципе этого хватило Хопкинсу, для того чтобы получить массу наград и премий в том числе и Оскар. Эту роль до сих под микроскопом по кадрам разбирают зрители и критики. Лектер Хопкинса завораживал, пугал и удивлял одновременно. Энтони Хопкинс и его экранный антагонист, в картине "Молчание ягнят", как образец игры актера наивысшей кинопробы.